Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Убийство адвоката и терпимое отношение к салафитам

Amnesty International в докладе о правах человека рассказывает о нестабильности на Кавказе

Международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала ежегодный доклад о ситуации с правами человека в 159 различных странах мира.

Говоря о ситуации в России, правозащитная организация указывает на притеснения секс-меньшинств, дискриминацию по расовому и религиозному признаку, усиление ограничений свободы выражения мнений, а также принятие новых репрессивных законов, ограничивающих гражданскую активность. Отдельной главой исследовательской работы по нашей стране дается аналитический материал о ситуации на Северном Кавказе.

Взрывы и вооружённые нападения

Говоря о ситуации на Северном Кавказе, Amnesty International отмечает, что для региона по-прежнему была характерна крайняя нестабильность. В последний год вооружённые формирования продолжали нападать на представителей силовых структур, местной власти, а также на мирных жителей.

Авторы упоминают два взрыва, прогремевшие друг за другом 3 мая в Махачкале, в результате которых погибло 13 человек (в том числе, восемь сотрудников полиции), а свыше 80 сотрудников экстренных служб и спасателей получили ранения. Другое важное событие, которое выделяет правозащитная организация – это убийство влиятельного дагестанского мусульманского проповедника шейха Саида Афанди вместе с пятью его гостями в результате подрыва смертницы.

«По всему Северному Кавказу происходили и другие нападения вооружённых групп. В некоторых республиках власти пытались реагировать на угрозы со стороны вооружённых формирований нерепрессивными методами. Так, в Дагестане и Ингушетии появились комиссии по адаптации, призванные убедить членов вооружённых группировок сдаться и помочь им приспособиться к жизни в обществе», – говорится в тексте доклада.

Также отмечается, что дагестанские власти стали более терпимо относиться к мусульманам-салафитам.

Похищения, пытки и первый суд над учинившими их сотрудниками

При этом в регионе, как и прежде, регулярно проводились спецоперации. Сообщается, что в ходе таких операций сотрудники правоохранительных органов часто нарушали права человека, включая насильственные похищения, незаконные задержания, пытки и жестокое обращение, внесудебные казни.

Власти ничего не делали ни для того, чтобы в кратчайшие сроки эффективно и беспристрастно расследовать нарушения прав человека, совершённые сотрудниками правоохранительных органов, ни для того, чтобы установить личности виновных и привлечь их к уголовной ответственности.

«А если уголовные дела всё-таки возбуждались, в большинстве случаев следствие либо приходило к выводу, что сотрудники правоохранительных органов действовали в рамках закона, либо не могло установить личности виновных или подтвердить причастность должностных лиц к соответствующим инцидентам. Лишь в редких случаях против сотрудников полиции возбуждались уголовные дела по обвинениям в превышении должностных полномочий в связи с пытками и жестоким обращением.

Ни одно дело о насильственных исчезновениях или предполагаемых внесудебных казнях не было раскрыто, и ни один виновник из рядов правоохранительных органов не предстал перед судом», – говорится в докладе правозащитников о ситуации в Дагестане.

Говоря о ситуации в соседней Ингушетии, авторы приводят также ситуации с нарушениями прав человека в отношении местных жителей. 23-летнего жителя Ингушетии Рустама Аушева последний раз видели 17 февраля на вокзале города Минеральные Воды (Ставропольский Край). На следующий день его родственник опросил работников вокзала. Они рассказали, что видели, как молодого человека задержали люди в штатском, посадили в «Газель» и увезли.

Это также зафиксировали камеры видеонаблюдения. По словам одного из охранников вокзала, он попросил водителя «Газели» припарковаться в установленном месте, но тот в ответ показал удостоверение сотрудника ФСБ. Семья Рустама Аушева сообщила обо всех этих обстоятельствах властям, потребовав провести расследование, однако по состоянию на конец года о его судьбе и местонахождении, по-прежнему, ничего не было известно.

В ингушском городе Карабулаке закончился первый за всё время суд над двумя бывшими сотрудниками полиции. Помимо прочего, они обвинялись в тайном задержании и пытках Зелимхана Читигова. Насколько известно, оглашение приговора отложили почти на три месяца, однако седьмого ноября суд приговорил одного из подсудимых к восьми годам лишения свободы и полностью оправдал другого – его бывшего начальника.

Пока шёл процесс, в ходе которого оба обвиняемых оставались на свободе, постоянно поступали сообщения о запугивании потерпевших и свидетелей. Следствию больше не удалось установить никаких виновных, хотя Зелимхан Читигов назвал имя, как минимум, ещё одного сотрудника и заявил, что в пытках, продолжавшихся на протяжении всех трёх дней его тайного задержания, участвовало намного больше людей.

Говоря о пытках и жестоком обращении с задержанными, авторы доклада утверждают, что сотрудники правоохранительных органов часто обходят предусмотренные законом гарантии от пыток: используя тайные задержания, применяя силу якобы для сдерживания лиц, оказывающих сопротивление, не позволяя подозреваемому обращаться к выбранному им самим адвокату, взамен навязывая ему специальных государственных адвокатов, которые известны тем, что игнорируют следы пыток.

Давление на правозащитников и убийство адвоката

«Продолжали поступать сообщения о притеснении правозащитников», – говорится в докладе. – «На Северном Кавказе и в других регионах активисты, журналисты и адвокаты лиц, чьи права были нарушены, по-прежнему сталкивались с физическими угрозами, в том числе со стороны сотрудников правоохранительных органов. Расследования многих прошлых нападений (включая убийство Натальи Эстемировой) не дали видимых результатов».

Причиной называются изменения в законодательстве, которые создали дополнительные административные препятствия для функционирования НКО. Так, например, если НКО получает иностранное финансирование и участвует в «политической деятельности», она обязана зарегистрироваться как «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента».

Несоблюдение этого требования чревато большими штрафами и лишением свободы для руководства НКО. Государственные должностные лица очерняли отдельных правозащитников и ряд НКО, а также деятельность правозащитных организаций, в целом.

Сообщается, что в октябре высокопоставленный сотрудник Федеральной службы безопасности заявил, что ФСБ закрыла в Ингушетии 20 НКО за связи с иностранной разведкой.

Он не предоставил никакой информации ни о конкретных делах, возбуждённых против ингушских НКО по обвинению в шпионаже, ни о том, какие именно НКО якобы были закрыты на этом основании. Однако в своём выступлении он подчеркнул, что известная ингушская правозащитная НКО «Машр» продолжает свою деятельность в качестве «иностранного агента».

Председателю НКО «Комитет против пыток» Игорю Каляпину угрожали возбуждением уголовного дела в связи с той работой, которую он ведёт по делу Ислама Умарпашаева – человека, пострадавшего от пыток в Чечне. 7 июля следователь по уголовным делам вызвал Игоря Каляпина на допрос якобы в связи с разглашением конфиденциальной информации. В сентябре на допрос вызвали журналисток, бравших интервью у Игоря Каляпина, а также людей, написавших письма с выражением поддержки.

Обсуждая давление на адвокатов на Кавказе, авторы доклада приводят случай с дагестанским адвокатом Омаром Саидмагомедовым. Напомним, что 20 января 2012 года в Махачкале силовики застрелили адвоката Омара Саидмагомедова и его родственника. Официальная версия – уничтожение двух членов вооружённого формирования в ходе перестрелки.

Коллеги Омара Саидмагомедова опровергли это заявление и потребовали расследовать утверждения о том, что Омара Саидмагомедова казнили во внесудебном порядке из-за его профессиональной деятельности. Следователь вызвал на допрос в качестве свидетеля адвоката, представляющего семью Омара Саидмагомедова, по-видимому, чтобы дисквалифицировать его как законного представителя в этом деле.

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Amnesty International: положение правозащитников и журналистов в СКФО ухудшилось

Amnesty International condemns the campaign of persecution of PPFA

Amnesty İnternational: Азербайджан - зона грубых нарушений прав человека

Amnesty International: операции по обеспечению безопасности на Северном Кавказе сопровождаются нарушениями прав человека

Amnesty International: адвокаты на Северном Кавказе работают в условиях устрашения

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия