Ярлыкапов: руководство РФ допустило на Северном Кавказе ряд стратегических ошибок
В 2012 году власти России поняли необходимость решительных действий на Северном Кавказе, однако допустили ряд стратегических ошибок, заявил старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмед Ярлыкапов. Вместе с другими экспертами по Северному и Южному Кавказу он обсудил в Ереване политическую ситуацию в кавказском регионе за 2012 год.
Международная конференция ''Кавказ-2012'' прошла в Ереване с участием ученых, журналистов и общественных деятелей Армении, Азербайджана, Грузии, России и Европы.
На мероприятии, организованном Институтом Кавказа при поддержке посольства Польши в Армении и Швейцарской академической сети Кавказа /ASCN/, обсуждались основные политические тренды 2012 года на Южном и Северном Кавказе.
Участники конференции коснулись вопросов политики Европы, США и России на Кавказе в 2012 году, темы непризнанных государств и этнополитических конфликтов на Кавказе, а также проблемы региональной безопасности.
"На Северном Кавказе год прошел под знаком приближающейся Олимпиады"
Касаясь проблем своего региона, старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмед Ярлыкапов отметил, что 2012 год, как и предыдущие два года, на Северном Кавказе прошел под знаком приближающейся Олимпиады в Сочи.
По его словам, все шаги, предпринимаемые федеральной властью, диктуются жесткой необходимостью обеспечения спокойствия и порядка в этом уязвимом регионе РФ, который в то же время насыщен вызовами и конфликтами, как действующими, так и находящимися в спящем состоянии.
Ярлыкапов также добавил, что 2012 год дал федеральному центру ясное понимание необходимости решительных шагов по созданию более управляемой ситуации в регионе.
''Но в результате ошибочных стратегических решений Москва взрастила в регионе весьма своеобразную систему, с которой необходимо будет в любом случае справиться'', - отметил сотрудник центра.
При этом он добавил, что государство столкнулось с такими серьезными и хроническими вызовами, как терроризм, исламистское подполье, радикализм, этнический сепаратизм, этноконфессиональные конфликты и т.д.
По подсчетам "Кавказского узла", основанным на собственных материалах и информации из других открытых источников, не менее 199 человек в регионах СКФО стали жертвами вооруженного конфликта в первом квартале 2013 года, из них 124 человека убиты и 75 получили ранения. За 2012 год - не менее 1225 жертв: 700 убиты и 525 получили ранения. За 2011 год - не менее 1378 жертв: 750 убиты и 628 получили ранения.
Однако одним из наиболее серьезных вызовов Ахмед Ярлыкапов считает стремительную дезинтеграцию региона – все большее отдаление Северного Кавказа от общероссийского поля, что отражается, как в федеральных дискурсах, так и в дискурсах в СМИ.
''На примере решения губернатора Краснодарского края Ткачева о создания казачьих патрулей для вытеснения кавказцев из региона можно сказать, что этот дискурс развивают в первую очередь политики'', - заметил Ярлыкапов.
Участник конференции также выделил проблему призыва в российскую армию, когда Министерство обороны РФ, ''несмотря на то, что по всей стране систематически не выполняет план по призыву, с 2011 года практически прекратило призывать юношей на срочную службу из регионов Северного Кавказа''.
''В 2012 году из трехмиллионного Дагестана Минобороны призвало в армию всего лишь 179 юношей, притом, что абсолютно спокойно может призвать больше 25 тысяч'', - заметил он.
По его словам, это приводит к тому, что люди лишаются возможности устроиться на работу в государственные, силовые структуры. Что, в свою очередь, приводит к массовой миграции.
Он также отметил вспыхнувшие в регионе территориальные споры между Чечней и Ингушетией, а также обострение черкесского вопроса в связи с конфликтом в Сирии.
В свою очередь директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян заметил, что "Северный Кавказ от Армении дальше, чем Австралия".
"Ибо все, что там происходит, никто в Армении не ощущает на себе, какая-то информация доходит лишь отраженным светом через российское телевидение", - сказал политолог.
"Ключевым событием является поставка грузинского вина"
Грузия в октябре 2012 года пережила настоящую "бархатную революцию", отметил в своем докладе грузинский журналист и политический аналитик Михаил Вигнанский.
На данный момент, по его словам, Грузия поддерживает основные политические векторы, заявленные "Грузинской мечтой", победившей на парламентских выборах. Это интеграция в НАТО и Евросоюз.
Он также отметил, что президенту Грузии Михаилу Саакашвили "за последние 9 лет был выдан полный карт-бланш, и, посему многим на Западе сложно признавать свои ошибки".
"При таком мандате и таком вотуме доверия внутри страны, который имел Саакашвили в 2004 году и на протяжении трех лет правления Единого национального движения, безусловно, при поддержке Запада, можно было сделать намного больше", - считает политический обозреватель.
Михаил Вигнанский также считает, что за тот период, пока у власти "Грузинская мечта", снизилась резкая тональность со стороны Грузии в российско-грузинских отношениях.
Ключевым событием для грузинской экономики Вигнанский отметил договор о поставке грузинского вина.
"Первая партия вина будет через пропускной пункт Верхнего Ларса, который Грузия считает единственным законным пунктом на границе с Россией"', - сказал Михаил Вигнанский.
По его словам, согласно договору, Грузия планирует продавать от 8 до 10 миллионов бутылок вина в год России, что для грузинской экономики является большим сегментом. Кроме этого, планируется поставка в Россию грузинских фруктов и овощей.
"Это уже создает некий фон для начала обсуждения вопросов политического плана", - привел свою точку зрения аналитик.
"Дело Сафарова кардинальным образом изменило ситуацию вокруг Нагорного Карабаха"
Календарный год в Армении не совпал с годом политическим, считает политолог Александр Искандарян.
Политический год, продлившийся 10 месяцев, по его словам, начался 12 февраля с выборов местного самоуправления в Раздане и завершился 12 декабря объявлением лидера ''Процветающей Армении'' Гагика Царукяна о своем неучастии в президентских выборах.
"Реально мы имеем не 2012 год, как год переломный, а некий период, который продлился чуть больше года. Это был, действительно, выборный год, причем, не только с точки зрения выборов, но в более широком смысле. Страна стоит перед выбором в двух своих ипостасях, внутренняя и внешняя политика, и пытается его осуществить", - подчеркнул Искандарян.
Причем, по его мнению, внутриполитические изменения были существеннее, нежели внешнеполитические. "К этим двум формулам надо прибавить еще и Карабах", - сказал политолог.
Политолог заверил, что во всех этих трех полях произошли существенные изменения в виде перехода из одного агрегатного состояния в другое.
Во внутренней политике Александр Искандарян отметил поиск формулы взаимодействия политических сил республики с тем, чтобы суметь функционировать на парламентских выборах.
"В отличие от Грузии, где к власти пришла оппозиция, в Армении правящая Республиканская партия утвердила себя у власти, взяв практически все политические поля. Ключевым моментом сыграли именно парламентские выборы. Произошел эффект победы технологий над идеологиями", - отметил Искандарян.
Касаясь проблемы карабахского конфликта, политолог заметил, что дело Сафарова кардинальным образом изменило ситуацию вокруг Карабаха.
"Не потому, что один человек убил другого – это убийство произошло 9 лет назад. Тут дело не в человеке, а в государстве, которое пролоббировало, чтобы он был экстрадирован в Азербайджан, отпустило на свободу и повысило в звании, выплатив жалование и подарив квартиру. Тем самым государство Азербайджан признало нахождение Сафарова в тюрьме за убийство своего офицера по этническому признаку за рабочую командировку", - отметил Искандарян.
По его мнению, после этого случая, разговоры о том, что карабахцы могут войти в состав Азербайджана в статусе широкой автономии, "абсолютно за пределами любой логики".
Искандарян также добавил, что "Ильхам Алиев дал гигантский козырь любой армянской делегации на любых переговорах вокруг карабахского вопроса и разговоры о том, что Карабах в любом статусе может иметь какое-либо вертикальное отношение с Азербайджаном, перестают иметь смысл".
"Тут столкнулись два подхода. Один из них: Карабах – это территория, а второй – Карабах – это люди, которые там живут. А жить в такой ситуации, в таком государстве, совершающим подобные акты, нельзя. Тут уже диктует ситуация", - подчеркнул политолог.
Следующим ярким событием политолог выделил переговоры вокруг соглашения об ассоциации и договора о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли с Евросоюзом. По его мнению, это важный процесс для Армении, "однако сам дискурс об этих переговорах немного преувеличен".
"Это все-таки путь, а не акт. Это экономически-коммуникационный путь, а не политический. Но армянское общество ждет какого-то резкого переворота в связи с этим, надеясь на искоренение коррупции, олигархии и изменения во внешнем мире", - сказал Александр Искандарян.
Также политолог подчеркнул важность вопроса безопасности Армении, отметив, что страна продолжит наращивать свои отношения с Европой, Россией, Ираном.
"Азербайджан успел испортить отношения практически со всеми внешними игроками"
Эксперт Института мира и демократии Азербайджана Азад Исазаде в свою очередь отметил, что 2012 год кардинально отличался от предыдущих лет правления Ильхама Алиева.
По его словам, 2003 – 2011 годы можно назвать периодом декларированной стабильности, когда власть была за счет роста экономического потенциала.
Имея довольно широкий карт-бланш от внешних игроков, как Запада, так и России, власть сумела в определенной степени достичь стабильности, "хотя она больше напоминала стагнацию и при которой многие проблемы были загнаны вовнутрь".
"Но в обществе была определенная апатия", - сказал эксперт.
По его словам, Ильхаму достались партнерские отношения с Россией и Западом.
"Даже с Ираном были нейтрально-прохладные отношения. Стоит также отметить, что в период правления Гейдара Алиева были относительно мягкие конфликтные отношения с Арменией. Гейдар Алиев имитировал переговорный процесс, но он шел, и он мог управлять ситуацией", - заметил азербайджанский эксперт.
По его мнению, в период правления Ильхама Алиева "отношения с Арменией относительно карабахской проблемы стали носить эмоциональный характер, пиком которого стал именно 2012 год".
Азад Исазаде считает, что за 2012 и начало 2013 года Азербайджан успел испортить отношения практически со всеми внешними игроками, что на сегодняшний день вызывает довольно серьезную настороженность.
"В период, когда Владимир Путин был премьер-министром, между ним и Ильхамом Алиевым не было никаких отношений, что продолжалось и после его переизбрания. Что произошло между ними, не могу сказать, но это сильно сказалось на взаимоотношении двух стран", - заметил эксперт.
По его словам, в результате такой политики была закрыта Габалинская РЛС. "Хотя я всегда был сторонником закрытия этой станции", - подчеркнул Азад Исазаде.
Кроме этого, он считает, что политика Ильхама Алиева привела к замораживанию закупок военной техники у России.
Дайджест