Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Кавказские страны на службе НАТО: В каких сферах Закавказье сотрудничает с североатлантическим блоком?

США и Европа прилагают большие усилия, чтобы поставить Южный Кавказ под свой контроль. Несмотря на то, что ни одна из стран региона пока не является членом НАТО, между этой организацией и кавказскими правительствами существует ряд соглашений, которые позволяют Североатлантическому Альянсу контролировать внутреннюю, внешнюю и оборонную политику этих стран. О том, в каких сферах Армения, Грузия и Азербайджан сотрудничают с НАТО, читайте в материале «Кавказской политики».
НАТО довольно «успехами» закавказских стран 
В минувшие дни прошел ряд встреч представителей НАТО с представителями закавказских республик. Генсек организации Андерс Фог Расмуссен посетил Тбилиси, где заверил своих грузинских партнеров, что «Грузия вскоре станет членом Альянса» и высоко оценил ее шаги на пути североатлантической интеграции. 
Похвалы натовских чиновников также удостоились Армения и Азербайджан. Делегация Армении в лице заместителей министров обороны и иностранных дел получила «пятерку» за выполнение рекомендаций Альянса на 2012 и 2013 годы, а заслуги Азербайджана были отмечены координатором НАТО на Южном Кавказе Кристианом Даниэлем Чобану.
Хотя ни одна из трех закавказских стран, кроме Грузии официально не заявляет о своем стремлении стать членом Альянса, НАТО уже давно и прочно укоренилось в оборонной сфере этих республик.
Все три страны сотрудничают с НАТО с 1992 года в рамках нескольких программ. Работая с североатлантическим блоком, каждая из них придерживается Индивидуального плана действий партнерства (Individual Partnership Action Plan). Одобрив этот план, кавказские правительства приняли на себя ряд обязательств по приведению своей оборонной и внутренней политики в соответствие с рекомендациями НАТО. 
НАТО распоряжается оборонным бюджетом и формирует военные доктрины
В частности, Грузия, Армения и Азербайджан позволили НАТО участвовать в разработке своей стратегии национальной безопасности и военной доктрины, а также формировании оборонного бюджета.
НАТО обучает кавказских военных для участия в своих войнах
Натовские специалисты обучают армии всех трех закавказских стран и руководят реформой системы военного образования, чтобы привести ее в соответствие с натовскими стандартами. Большое внимание уделяется обучению личного состава иностранным языкам, чтобы они могли продолжить свое образование за рубежом. 
Обучение ведется для того, чтобы кавказские части могли участвовать в натовских операциях совместно с частями из других стран. 
А также, по словам экспертов американского Центра стратегических и международных исследований, чтобы «узнать, что думают военные кавказских стран и как они поведут себя в случае того или иного конфликта».
Для участия в операциях североатлантического блока на свои деньги Армения, Азербайджан и Грузия подготовили и сделали доступными боевые и полицейские части, а также бронетехнику.
Наряду с этим военные закавказских стран принимали участие в миссиях НАТО в Косово, в Ираке, а также до сих пор служат в Афганистане.
Более того Грузия и Азербайджан выразили готовность за свой счет заниматься обучением афганской армии после вывода натовских войск в 2014 году и оказать ей финансовую помощь.
Также разведки закавказских стран договорились делиться с НАТО своими разведданными.
Вся эта бурная совместная деятельность призвана повысить боеспособность кавказских армий и обеспечить их лояльность североатлантическому блоку, но происходит оно отнюдь не за счет США и Европы, а за счет самих Грузии, Армении и Азербайджана. 
НАТО увеличивает оборонные бюджеты кавказских стран
Чтобы на все это находились деньги, НАТО помогает им год от года увеличивать оборонный бюджет. 
Так в 2012 году Азербайджан потратил на оборону 3 млрд. долларов, а в 2013 планирует израсходовать 3.7 млрд., Армения в 2012 потратила 346 млн. долларов, а в 2013 запланировала 451 млн. Только Грузия впервые с 2004 года несколько сократила военный бюджет, потому что Иванишвили, исполняя предвыборные обещания, увеличил социальные расходы. Но со следующего года снова планируется рост оборонных расходов. Ожидается, что к 2016 году военный бюджет Грузии достигнет 524 млн. долларов.
НАТО навязывает Закавказью борьбу с несуществующим терроризмом
Единственное на что НАТО выделяет гранты, так это на обучение военных борьбе с терроризмом, проведение антитеррористических учений и тому подобное.
Возведение «борьбы с терроризмом» в ранг приоритетной области сотрудничества кажется странным, поскольку теракты в Закавказье совершаются не так уж часто.
Если и прячутся здесь партизаны с Северного Кавказа, так это должно беспокоить Россию, а не США.
Для борьбы с какими террористами НАТО готовит кавказские армии?
Прежде всего, это силы сопротивления оккупированных натовцами стран, которых они неизменно именуют «террористами». Кавказские военные уже отслужили в Косове и Ираке и сейчас продолжают службу в Афганистане.
Во-вторых, это соседствующий с Кавказом Иран, который Госдеп США включил в список стран-спонсоров терроризма. Чтобы подтвердить причастность Исламской республики к терроризму на Южном Кавказе, в 2012 году был организован ряд провокаций. 
У посольства Израиля в Тбилиси была обнаружена и обезврежено взрывное устройство. Попытку теракта приписали спецслужбам Ирана. А в Азербайджане были арестованы 20 человек, якобы связанных с Тегераном, которых обвинили в подготовке покушения на израильского посла.
Также Грузия и Азербайджан могут направить свой антитеррористический потенциал против национальных меньшинств.
Напомним, что в 2005 году в Гори был взорван полицейский участок. Это преступление связали с сепаратистами из Южной Осетии.
Сейчас Южная Осетия и Абхазия фактически отделились от Грузии и находятся под покровительством России. 
Но есть еще армяне Джавахети, которым не чужды сепаратистские и антинатовские настроения. 
Лидер общины армян Джаваха в России Агаси Арабян заявил, что если Грузия вступит в НАТО, то Джавах объявит о своей независимости.
НАТО укрепляется на Каспии
Стремление НАТО сдержать Иран проявляется не только в приписывании ему терроризма, но и в сотрудничестве с Азербайджаном «для пресечения незаконной деятельности на Каспии и укрепления границ». 
Баку уже подготовил спецподразделения ВМС соответствующие требованиям НАТО и получил от США военные катера для береговой охраны. В рамках американской программы «Каспийский патрульный» на азербайджанские корабли были установлены современное оборудование связи и навигационные системы.
Присутствие союзных НАТО сил в Каспийском море может огранить возможности Ирана разрабатывать газ на тех частях каспийского дня, на которые претендует Азербайджан.
В январе этого года, когда Иран объявил о начале разработки газового месторождения Сардар-Джангал, глава МИД Азербайджана заявил: «Данное месторождение находится между Азербайджаном и Туркменией и не имеет никакого отношения к Ирану».
Напомним, что США и страны Европы заинтересованы в том, чтобы Азербайджан увеличил добычу газа, который будет направлен в Европу через существующий газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум и ныне строящийся TANAP. Его мощность должна составить 16 млрд. куб м, но у Азербайджана не достаточно сырья, чтобы полностью заполнить трубопровод. 
Также при необходимости они могут помешать поставке в Иран грузов из России, которые идут через Каспий , и собирать разведданные о прибрежных государствах.
НАТО требует внутриполитических реформ
Надо отметить, что сотрудничество Альянса с закавказскими странами не ограничивается военной сферой. По Индивидуальным планам действий партнерства республики обязуются провести ряд внутриполитических преобразований:
- Принятие и соблюдение нового уголовно процессуального кодекса,
- Повышение квалификации судей и сотрудников суда,
- Совершенствование процесса отбора и назначения судей и прокурорских работников, чтобы обеспечить их независимость, 
- Обеспечение независимости СМИ от госорганов, увеличение числа вещательных СМИ,
- Обеспечение свободы собраний в соответствии с требованиями ОБСЕ,
- Помощь развитию сети активных независимых организаций по защите прав человека,
- Расширение прав омбудсмена,
- Путем активного сотрудничества с НКО обеспечение участие гражданского общества в реформах проводимых при помощи НАТО,
- Создание благоприятной обстановки для ведения бизнеса через реформирование системы налогообложения и пошлин для привлечения иностранных инвестиций,
- Институциональное и законодательное сближение с ЕС в рамках Восточного Партнерства».
Никто не спорит, что законодательства закавказских стран не идеальны, и что чиновники нередко злоупотребляют полномочиями. Но в любом случае, это народы данных государств, а не зарубежный военный блок, должны решать, как им менять законы и как отчитывать власть. 
Армению выводят из-под контроля Тегерана и Москвы
От союзной России Армении НАТО добилось принятия условий, которые постепенно выведут страну из иранской и российской сферы влияния и сделают ее союзником Западной коалиции.
В частности согласно Индивидуальному плану действий партнерства Армения обязалась:
- Бороться с отмыванием денег и финансированием терроризма,
- Использовать географического положение Армении для взаимовыгодного с другими странами транзита энергоресурсов, расширить газохранилища, осуществлять новые проекты по сближению с ЕС,
- Диверсифицировать поставки оружия и энергоносителей,
- Построить новые транспортные пути».
Данные обязательства Армении перед НАТО явно направлены против Ирана и России. 
Через свои банки Армения помогает Ирану обходить санкции, что вполне может быть расценено ее партнерами по НАТО как «отмывание денег и финансирование терроризма». 
Энергоносители Ереван закупает в Иране и России, НАТО же обязывает его диверсифицировать поставки и участвовать в транзите энергоресурсов в страны ЕС. Также Армения покупает в России вооружения, план же требует от нее искать других поставщиков.
Получая многое, НАТО ничего не дает взамен
Таким образом, североатлантический блок очень удобно устроился в Закавказье. Он указывает правительствам, какую стратегию национальной безопасности им принимать, как формировать военный бюджет, как обучать военных. Он предъявляет требования к их внутренней и внешней политике. Он получает данные от местных разведок, отправляет кавказцев рисковать жизнями на своих войнах и при этом ничего не дает взамен. 
Все программы, по которым НАТО сотрудничает с Южным Кавказом, не налагают на него обязательств как-либо помогать странам-партнерам в случае конфликта, то есть все их совместные программы не равноценны договору о коллективной безопасности.
Народ против НАТО
Многие граждане понимают это и не желают, чтобы их страны сотрудничали с НАТО.
Так во время визита генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена в Ереван в сентябре 2012 года, студенты устроили пикет против его приезда и освистали чиновника.
Пикеты против вступления в НАТО и за вывод войск из Афганистана неоднократно проводились и в Грузии. Последний из них состоялся в Тбилиси и Батуми 7 и 8 июня, по окончании «Недели НАТО в Грузии». В Азербайджане против сотрудничества с Альянсом выступает Компартия.
Осознавая недоверие значительной части населения к своей организации, натовские чиновники включили в договор о сотрудничестве с республиками Кавказа следующие требования: 
- Проводить информационную пропаганду НАТО, регулярно показывать в СМИ передачи о деятельности Альянса и его военных операциях.
- Проводить регулярные конференции и семинары о пользе НАТО для студентов, журналистов и НКО, обеспечить библиотеки натовской литературой, ежегодно проводить «Неделю НАТО в своих странах».
И все эти требования уже выполняются. В Баку, например, 1 июля начались занятия в Международной школе НАТО.
Непонятно вот только, как это сочетается с их же собственным требованием «обеспечить независимость СМИ от госорганов».

Динара Джалилова, журналист

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Учения пяти стран НАТО пройдут в Грузии в июле

Столтенберг: совместные учения Украины и НАТО пройдут осенью

Столтенберг: Украина может рассчитывать на поддержку со стороны НАТО

Генсек НАТО: Грузия обязательно станет членом альянса

Блок НАТО решил создать в Грузии учебный центр

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия