Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Михаил Чернышов: агломерация превратит Каспийск в поселок. Известный экономист о том, почему спутнику Махачкалы нужно метро, а не трамвай

Генплан агломерации Махачкала — Каспийск будет принят по итогам международного конкурса, на который власти Дагестана готовы потратить от 50 до 80 млн рублей. Об этом стало известно после заседания специальной рабочей группы под руководством врио президента Дагестана Рамазана Абдулатипова. Глава республики назвал Махачкалу городом-хаосом, отметив, что надо четко представлять, какой будет агломерация через 10-15 лет. В интервью корреспонденту «Кавказской политики» известный экономист Михаил Чернышов, старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН, долгое время проработавший в Дагестане, объяснил, почему он не будет участвовать в конкурсе, и подверг критике саму идею объединить Махачкалу с Каспийском.

- Михаил Михайлович, вы собираетесь участвовать в конкурсе?

Конечно, нет. Во-первых, в рамках «Стратегии развития Дагестана до 2025 года», принятой правительством республики в 2011 году, уже разработана концепция развития различных зон. В том числе и прибрежной зоны Махачкалы. То есть существует документ, регламентирующий развитие так называемой Прикаспийской агломерации, куда входят Махачкала, Каспийск и другие населенные пункты. Прежде чем утвердить новый проект, нужно отменить результаты предыдущего конкурса. Признать проделанную работу неудовлетворительной и так далее. В общем, следует принять соответствующие решения. Раз уж мы выполняем бесконечно одну и ту же работу, надо хотя бы понимать, почему это происходит. На каких основаниях разбазариваются государственные деньги.

Михаил Чернышов

 

Во-вторых, я являюсь давним и одним из наиболее твердых противников агломерации Махачкала — Каспийск. Подобная агломерация уничтожает преимущества Каспийска в плане городской культуры. И фактически ведет к деградации агломерации, а не к ее развитию. На мой взгляд, необходимо развивать агломерацию Каспийск — Новокаякент с выстраиванием инфраструктуры легкого метро.

Трамвайная линия Махачкала — Каспийск, о которой сегодня много говорится, — это тупиковая ветвь развития транспортной инфраструктуры. Она использует ту же самую загруженную артерию — дорогу между Махачкалой и Каспийском. Трамвай — не самый быстрый вид транспорта. Так что без того загруженная артерия еще больше сузится.

Я предлагал протянуть 8 км железной дороги через Каспийск, чтобы использовать в режиме легкого метро уже существующие железнодорожные пути СКВЖД. Такого рода мера позволит не только разгрузить город, но и за счет развития транспортной инфраструктуры освоить неиспользованные земли, расположенные между Каспийском, Манасом и курортными зонами Манас — Избербаш и Манас — Новокаякент. Помимо этого, новая агломерация охватила бы туристско-рекреационные комплексы «Немецкая деревня» и «Матлас». Все это неоднократно декларировалось, но, к сожалению, проект не получил развития.

Даже принятая правительством республики Прибрежная агломерация Махачкала — Дербент в какой-то степени более прогрессивна, нежели проект Махачкала — Каспийск. Инфраструктура в Каспийске сегодня лучше, чем в Махачкале. Но если мы объединим эти инфраструктуры, жить будет неудобно и там, и там.

- Но территория между Махачкалой и Каспийском в любом случае стихийно застраивается…

Там уже все застроили. Изначально развитие Махачкалы в сторону Каспийска предполагало создание инфраструктуры многоэтажных домов. На деле же все свелось к тому, что людям просто выделили земли под индивидуальное строительство. Началась массовая застройка. Сегодня на юге Махачкалы мы имеем территории с негородской инфраструктурой. Там частные дома, грунтовые дороги. Фактически это пригород. Чтобы сделать его частью Махачкалы, по большому счету, нужно все сносить и выстраивать заново.

В городе должны действовать определенные стандарты — в сфере транспорта, коммунальных и социальных услуг. То есть город должен обеспечить жителями шаговую доступность, комфорт и определенный уровень образования и здравоохранения. Если вы живете в Махачкале, но де-факто получаете услуги по стандартам поселка, то получается несоответствие. В таком случае вы живете в пригороде.

Именно такую ситуацию мы наблюдаем на юге Махачкалы. Территория застроена без какого бы то ни было плана. Земля уже поделена между владельцами. Чтобы построить в микрорайоне школу или детский сад, нужно сначала выкупить участок. Или же придется строить за чертой микрорайона. В таком случае ребенка надо будет отвозить в школу или детсад на машине. С точки зрения функционирования инфраструктуры, это важный показатель. Поэтому когда речь идет о развитии агломерации, надо выбирать: или мы все сносим и выстраиваем заново, или же просто декларируем, что это городская черта, единое хозяйство и называем махачкалинцами де-факто сельских жителей.

- Вы сказали, что инфраструктура в Каспийске развита лучше, чем в Махачкале. Насколько существенна эта разница? В чем она проявляется?

Каспийск лучше организован. Взять хотя бы систему коммунального хозяйства. В Каспийске практически нет неплатежей по коммунальным услугам, там идет обновление сетей. Но главный показатель, по которому можно судить об удобстве городской среды, — миграция махачкалинцев в Каспийск. Это тенденция последних лет. В Махачкале городская культура деградирует, в то время как в Каспийске ее концентрация растет. Этот фактор сказывается на всем: от качества образования до тех же пробок, возникающих из-за того, что люди элементарно не соблюдают правила дорожного движения.

Поскольку в Каспийске выше уровень городской культуры, там выше и уровень образования, здравоохранения и прочее. Присоединив Каспийск к Махачкале, мы размоем городскую среду. Каспийск лишится конкурентного преимущества, превратится в один из поселков плохо развитой Махачкалы.

- Что обусловливает городскую культуру?

Количество горожан, которые воспринимают себя как часть городского ландшафта. Допустим, люди, живущие в сельской местности, могут пить воду из речки, купаться там же, и с ними ничего не случится. В городе такое поведение чревато гепатитами, кожными болезнями и пр. В этом можно убедиться, если посмотреть на статистику заболеваний жителей пригородов. В селе можно остановить машину посреди дороги, чтобы с кем-то переговорить. Но, когда такое происходит в городе, возникает пробка.

Человек городской культуры понимает, что нельзя купаться в Канале Октябрьской революции. Или пить воду из-под крана. Нельзя останавливать машину посреди дороги, чтобы перекинуться парой слов со знакомым. Городская культура — это, прежде всего, люди, которые, начиная с какого-то поколения, стали вести себя в соответствии с городским ландшафтом. У них выше уровень образования, у них есть понимание той среды обитания, где они находятся.

Люди с иным уровнем культуры со временем приспосабливаются к ландшафту, но качество жизни рядом с ними ниже. Жить с соседом, который выбрасывает мусор в окно, некомфортно. Люди городской культуры стараются переселиться туда, где соблюдаются стандарты. В таких местах возникает концентрация людей с более высоким потенциалом, которая, в свою очередь, при определенных условиях может стать мощным фактором развития этой территории. В Каспийске все это пока есть. Однако создание агломерации с Махачкалой уничтожит эту среду.

- Что первично в вопросе формирования городской культуры? Правильно организованное пространство или уровень образования граждан?

Посмотрите на Израиль. На примере этой страны видно, что можно и на пустынном участке создать высокоэффективное государство, обеспечивающее высокий уровень жизни. Люди, получившие хорошее образование, знакомые с производственной культурой, экономически более эффективны. Концентрация таких граждан в месте их проживания значительно увеличивает эту эффективность. Поэтому появление анклава с нормальной городской экономикой может послужить фактором развития для всего Дагестана.

 

Бадма Бюрчиев

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Махачкала с осиротевшим бюджетом

Махачкала и Каспийск: слияние и поглощение

Власти Дагестана объявили конкурс на проект по объединению Махачкалы и Каспийска

В Дагестане убит старший тренер бойцовского клуба "Горец"

100 дней без приказов

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 28 август 2013 17:04

Почему об этом на сайте замалчиваете?!

 

""Лица, заинтересованные в отводе родниковых вод, обвиняют самурцев в наплевательском отношении к проблемам дербентцев и избербашцев, которым не хватает питьевой воды, - говорит дагестанский общественный деятель Гаджибуба Рустамов, житель Магарамкентского района. - На самом деле забор воды из Самура имеет не социальную, а сугубо коммерческую подоплеку. Наши родники, которые питают реку Самур и Самурский лес, пойдут на обогащение ненасытных проходимцев, которые стоят за строительством водозаборных сооружений в нашем районе. Эти проходимцы принадлежат к районным элитам южного Дагестана и тесно связаны своими интересами с Азербайджаном".

"К сожалению, ни один дагестанский чиновник еще не возмутился тем фактом, что почти вся вода Самура уходит в Азербайджан и Баку за этот водозабор ни копейки не платит Российской Федерации. Ведь несправедливо получается: Баку поставляет нам свою нефть за деньги, берет с нас деньги за транзит российской нефти, а за то, что берет воду из Самура, не платит нам ни копейки. В этом плане Азербайджан грубо нарушает все свои договоренности с Россией", - говорит Рустамов.

http://www.regnum.ru/news/polit/1699681.html







Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия