Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Россию нужно «доить», пока это ещё возможно»

Ведущие российские кавказоведы в эксклюзивном экспертном опросе обсуждают проблемы региона и пути их решения

На Северном Кавказе появилась новая аналитическая структура – экспертный центр «Кавказ» – «отцами» которой стали администрация президента и аппарат полпредства. Вчера «Кавказская политика» опубликовала мнения нескольких известных кавказоведов, которые высказывают свое мнение о перспективах этого центра. Причем это как настроенные лояльно к Москве люди, так и крайне оппозиционные. Сегодня мы завершаем этот опрос. О выводах судить вам, уважаемые читатели «Кавказской политики».

Камиль ЛАНДА, профессор кафедры национальных, федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС):

– Создание такой структуры, конечно же, даст какой-то эффект, однако это нельзя рассматривать как решения проблем. Эту функцию Центр никогда не выполнит. Создание такой структуры я рассматриваю как способ тушения пожара, но никак как мероприятие, искореняющее возникновения пожара.

Рассмотрим для примера поведение кавказцев в других городах России. Это проблема в первую очередь школьного образования и воспитания детей в семьях. Вместо того, чтобы в эту область направить свои усилия, работу и финансирование, руководство СКФО решило создать рупор, оправдывающий или сглаживающий негативное поведение кавказцев в российских городах. Власть молчит и никаких мер не принимает. В чем причина бездействия власти, которая видит проблемы Северного Кавказа (иначе бы об имидже не говорили), но дальше констатации фактов дело не идет?!

Причина в том, что пути решения проблем не могут быть реализованы на практике, ибо требуют коренных реформ. В первую очередь в политике государства. А ведь при администрации президента России, при правительстве России есть департаменты по межнациональным отношениям, в Госдуме и в Совете Федерации есть комитеты по национальным отношениям – но, к сожалению, работа этих структур не видна. Почему? Что это – лень, трусость, категоричное нежелание заниматься тем, где нет личной выгоды?

Власти необходимо создавать не дополнительные, мало эффективные и финансово емкие структуры, а изменить себя! Выборы ради выборов, занятость власти самою собой, продажные правоохранительные органы и суды, отсутствие реальной борьбы с коррупцией, устройство на госслужбу своих родственников или детей друзей не дают выйти в свет талантливым людям и полезным инициативам даже в скромных их проявлениях.

Но до изменения самой себя власть не дозрела, и, судя по всему, она делает все для растягивания своего удовольствия – нахождения на Олимпе.

Сергей ДОХОЛЯН, директор Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН:

– Как известно, имидж формируется не только и не столько пиар-методами, сколько реальными делами. Как говорят на Кавказе, «можно долго говорить халва-халва, но от этого во рту слаще не станет!».

Можно, конечно, менять экспертов, обвиняя их в не компетентности и формировать «новые» сообщества, но от этого ничего не изменится, пока федеральные власти не поймут, что территорией надо «реально» управлять, не пускать все на «самотёк», отдавая её на откуп местным кланам, которые меньше всего думают об экономическом развитии региона, но успешно решают собственные проблемы за счет федерального бюджета.

Государственная политика на Северном Кавказе полностью отсутствует уже многие годы, фактически с момента образования РФ. Именно безразличие федеральной власти к региону, некомпетентность и «чудовищная коррупция» местных властей привела к тому, что регион превратился в кризисный с множеством не решаемых и отложенных экономических и социальных проблем.

Кроме того, сегодня активно идет процесс стравливания русских и кавказцев. Нагнетается истерия, и создается образ «врага народа». Формируется общественное мнение, что Северный Кавказ необходимо отделить от России, и это единственное решение проблемы. И действительно, складывается впечатление, что национальные образования Северного Кавказа де-факто уже отделились от России и живут по своим законам или понятиям.

В Кремле, похоже, по-прежнему надеются, что «прикормленные» местные элиты контролируют ситуацию в регионе, не замечая, что за последнее десятилетие значительно выросла альтернативная власть, с которой уже не возможно не считаться. Население меняет образ жизни, меняется менталитет, нормы и моральные ценности. Появляются новые «авторитеты», которые все больше завоевывать внимание и доверие населения, но эти люди отнюдь не ориентированы на сотрудничество с Россией.

РФ для них – «глупая» «дойная корова», которую можно и нужно «доить» пока это ещё возможно! И другого выбора нет: высокая безработица (особенно среди молодежи), низкий уровень заработной платы в сочетании с высокими ценами, не работающие «социальные лифты» и т.д. Все это не способствуют росту авторитета как «светской» федеральной, так и региональных властей, не способных или не желающих решать «острые» и уже «многолетние» проблемы регионов. И на этом фоне идет процессы «арабизации» региона.

А пока, местные элиты по прежнему «кормят» Кремль обещаниями обеспечить контроль в регионе, ожидая очередные финансовые транши «в свой карман», хотя давно уже сидят на «чемоданах».Проблемы надо срочно решать. Именно, что решать, а и не постоянно обсуждать и комментировать. Если проблемы будут успешно решаться, то и имидж региона будет расти!

Сергей МАРКЕДОНОВ, эксперт, приглашенный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон), начальника отделения международных отношений Российского института политического и военного анализа (ИПВА):

– Аналитическое обеспечение российской политики в целом, и ее северокавказского направления – это задача не только назревшая, но и явно перезревшая. Ведь налицо дефицит качественных решений, которые могут приниматься только на основе адекватного понимания процессов в той или иной сфере.

Однако для того, чтобы оценивать эффективность нового центра, надо понимать те задачи, которые он будет решать. Если в основе деятельности центра будут прикладные исследования, основанные на полевой работе, качественной социологии, изучении экономики и этнополитических процессов, то такой шаг можно только приветствовать. Еще лучше, если на основе этих исследований будут приниматься качественные управленческие решения.

Но если Центр будет заниматься пиаром, то есть созданием красивой картинки и продвижением имиджа «мирного Кавказа» (притом, что текущие и системные проблемы не будут разрешаться), то вряд ли такая работа что-то всерьез изменит. Разве что поправит чье-то финансовое положение. Это тоже неплохо, конечно, но к преодолению кавказских проблем отношения не имеет. Таким образом, главный вопрос – это даже не кадровый состав Центра (хотя и этот сюжет не стоит сбрасывать со счетов), а его функциональная нагрузка и целеполагание.

Андрей ЛЕЖЕБОКОВ, профессор кафедры «Социология и теология» Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ):

– Создание подобного Центра – довольно хорошая новость. Действительно, имидж федерального округа нуждается в кардинальном изменении. Соответственно, деятельность автономной организации в этом направлении может быть расценена как позитивная.

Однако, кто будет экспертами? Ведь задача Центра, как я понимаю – дать оценку, составить прогноз и предложить рекомендации. Кто это будет делать? Как будут подбирать экспертов? Насколько эксперты будут готовы представить реальную картину, сложившуюся в округе для вышестоящей власти?

Опять же, наивно предполагать, что верховная власть не владеет информацией о реальных процессах. Однако эта информация – глобального масштаба, и не относится к уровню например, проблем озера Тамбукан или зеленым насаждениям Кисловодска. С этих позиций создание Центра, возможно, восполнит некий пробел в информационном потоке. Но только при условии заблаговременной подачи объективной информации, собранной реально независимыми профессионалами.

Информации, на которую будет отклик по совершенствованию или улучшению состояния объектов и процессов округа, ликвидации проблем региона. Вот это и есть задача Центра. В реальности же все может свестись к созданию потока «нужной информации», перераспределению рынка оказания информационных услуг и профанации самой идеи экспертных оценок.

Ахмет ЯРЛЫКАПОВ, Старший научный сотрудник отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, исполнительный директор Ассоциации этнографов и антропологов России:

– Улучшением имиджа региона должны заниматься пиар-агентства, которые могут, конечно, для своей работы, привлекать и экспертов (а уж каких экспертов привлекать, это их дело). Наверное, именно так и нужно воспринимать создание ЦСКП.

Если честно, я не понимаю, зачем такой структуре проведение исследований. Для того, чтобы быстро реагировать и работать на улучшение имиджа, достаточно вести мониторинг и реагировать на «раздувание» отрицательных моментов.

А вообще, мне кажется, проект обречен на неудачу, потому что ученые не могут заниматься улучшением имиджа, не их это задача. По устоявшейся традиции, мы снова занимаемся не лечением болезни, а затушевыванием ее. Было бы понятно, если бы интеллектуальные ресурсы СКФО – а они впечатляющие, есть сильные академические и университетские центры – были бы брошены на то, чтобы провести системный анализ современной ситуации в регионе, тенденций ее развития и выработать своеобразную «дорожную карту» по выводу Северного Кавказа из кризиса.

Сейчас же, насколько я понял проект создания ЦСКП, ученым предлагается роль «придворных поэтов» – такое в истории бывало не раз, но к прорывам никогда не приводило…

Константин КАЗЕНИН, старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Гайдара, редактор информационного агентства «Regnum» по Северному Кавказу:

– Экспертных площадок по северокавказской тематике создается сейчас немало. Они могут различаться политической окраской, но формат у них в основном один и тот же: собираются столичные ученые, журналисты, разнообразные «консультанты», к ним присоединяются статусные люди из регионов и начинают обсуждать «вечные» темы: терроризм, экстремизм, национализм, сепаратизм и т.п. Комичным в таких мероприятиях нередко бывает то, что даже приглашенные на них москвичи и питерцы нередко знают реальную ситуацию в регионах лучше, чем их региональные коллеги. Академический и вузовский истеблишмент на сегодняшнем Северном Кавказе – это довольно замкнутая каста, за редкими исключениями мало представляющая себе, что происходит за пределами центральных кварталов республиканских столиц.

Между тем, на мой взгляд, ключевая задача публичных дискуссий по Кавказу – установить стабильный режим диалога между, с одной стороны, теми, кто принимает решения на федеральном уровне (или, по крайней мере, имеет шанс повлиять на эти решения как эксперт), и, с другой стороны, теми, от кого на сегодняшнем Кавказе исходит запрос на перемены. Этот запрос огромен.

Перемен хотят, например, предприниматели. Когда их патронов, без которых вести бизнес было невозможно, снимают с должностей, а то и увозят с ОМОНом на вертолетах в сторону Москвы, они задаются вопросом: неизбежна ли для Кавказа та модель, в которой они до этих пор работали? Искать им нового покровителя, или можно рискнуть вести дела по более современным правилам?

Перемен хотят фермеры, которые спрашивают: нет ли альтернативы нынешнему положению, когда сельхозземли не приватизируются и, под аккомпанемент бесконечных споров об этнических границах, отдаются в аренду мало кому известным структурам, вольным установить любые ставки для субарендаторов? Или все-таки риски введения частной собственности на землю преувеличены, и можно добиться на Кавказе более прозрачных земельных отношений?

Перемен хотят многие религиозные деятели, задающиеся вопросом о том, можно ли прийти к ясным и стабильным взаимоотношениям между государством и многоликим исламским сообществом Северного Кавказа, при которых жесткая антиэкстремисткая линия сочеталась бы с обеспечением равного положения для всех исламских течений, находящихся в легальном поле.

Все эти вопросы, как и многие другие, должны обсуждаться на экспертных площадках. Чтобы обсуждение состоялось, важно собирать заинтересованных в переменах людей. Если это получится – это и будет первым шагом к новому Кавказу.

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Отборные кафедры спецнаца. Подготовку специалистов по национальным отношениям поставят на поток

Сергей Меликов: Межнациональных проблем на Северном Кавказе нет

Лезгины, болгары, казаки и удорачи Республики Коми создадут Центр национальных культур

Кремлевский имиджмейкер для СКФО

В Баку горит Центр Гейдара Алиева

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия