Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Загогулины федерализма

"Огонек" изучил непростую историю дележа политических и экономических полномочий между центром и регионами.

1991 год. Первый президент России Борис Ельцин объявил: "Берите суверенитета столько, сколько сумеете проглотить". Ряд регионов ответил принятием "суверенных" Конституций, закрепив за собой широкие полномочия, вплоть до возможности отделения.

1992 год. Все субъекты, кроме Татарстана и Чечено-Ингушетии, подписали с центром федеративный договор. Республики получили самые широкие права, включая "всю полноту государственной власти" на своей территории, за исключением переданных "наверх" полномочий. У них появились свои выборные президенты, вводилось республиканское гражданство.

1993 год. Принята Конституция РФ, закрепившая полномочия, находящиеся в совместном ведении центра и регионов. В их число попали земельные отношения, недропользование, разграничение госсобственности, установление принципов налогообложения. Регионы получили право формировать свои бюджеты, выпускать долговые бумаги, делать внешние займы, предоставлять гарантии по кредитам, согласовывать кандидатуры глав управлений федеральных ведомств. Началось формирование системы межбюджетных отношений — убыточные регионы стали получать дотации из федерального бюджета.

1994 год. В феврале Татарстан подписал с РФ договор о разграничении полномочий, предоставивший республике особый статус. За ним последовала Башкирия и ряд других субъектов. К концу 1990-х Борис Ельцин подписал с губернаторами 42 договора и около 200 соглашений по отдельным вопросам. По ним регионы получили множество бюджетных льгот, привилегий и особых прав на распоряжение природными ресурсами.

1996 год. Указом президента "О выборах в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления" повсеместно введены выборы глав регионов. До этого большинство назначалось президентом, а несколько — местными заксобраниями.

2000 год. Владимир Путин взял курс на построение вертикали власти. Страна была поделена на семь федеральных округов, во главе которых встали полпреды президента, призванные ограничить власть губернаторов. Изменен порядок формирования Совета Федерации, в результате чего главы исполнительной и законодательной власти субъектов потеряли право заседать в верхней палате парламента и лишились неприкосновенности. Президент получил право отстранять от должности глав регионов за нарушение ими федеральных законов. Начался процесс отмены региональных законов, предоставлявших властям субъектов слишком широкие, по мнению центра, полномочия.

2001 год. Приняты поправки, лишившие регионы права согласования при назначении начальников УВД. Практика обсуждения с субъектами кандидатур глав других управлений федеральных ведомств была прервана.

2002 год. В федеральное законодательство внесены поправки, лишившие регионы права самостоятельно выбирать тип избирательной системы.

2003 год. Приняты два президентских законопроекта о разграничении полномочий между разными уровнями власти. В них перечислен перечень совместных полномочий, исполнение которых возлагается на местные бюджеты за счет их собственных бюджетов и целевых субвенций из федерального бюджета. Прописана возможность ввода в регионе внешнего финансового управления при нецелевом расходовании субвенций. С 2006 года, когда вступили в силу эти и сопутствующие законы, регионам было передано 54 собственных полномочия и 105 делегированных. На их исполнение ежегодно выделяется 21 субвенция объемом более 200 млрд рублей.

2004 год. После теракта в Беслане по инициативе Владимира Путина был сделан очередной шаг в сторону централизации управления — выборы глав регионов заменены их назначением по представлению президента РФ. Президент получил право увольнять губернаторов "в связи с утратой доверия".

2005 год. На карте РФ появился первый объединенный субъект РФ — Пермский край. Всего в результате курса на укрупнение регионов прекратили самостоятельное существование шесть автономных округов и три области. Владимир Путин своим указом вернул регионам право согласовывать глав подразделений федеральных ведомств, но решающим осталось мнение центра.

2010 год. По инициативе главы Чечни Рамзана Кадырова принят закон, запрещающий использовать слово "президент" в названиях высших должностных лиц регионов.

2011 год. С принятием закона "О полиции" регионы и муниципалитеты утратили право выделять собственные средства на доплаты и материально-техническое обеспечение сотрудников МВД.

2012 год. В рамках проводимой президентом Дмитрием Медведевым политической реформы принят закон, возвращающий выборность глав регионов.

2013 год. Госдума утвердила поправки, разрешающие регионам по своему выбору сохранять систему назначения губернаторов региональными парламентами. Ими воспользовались Ингушетия и Дагестан. Правительство начало подготовку к переходу на "единую субвенцию", позволяющую губернаторам самостоятельно решать, в каком объеме и на какие цели тратить бюджетные средства, полученные на финансирование делегированных центром полномочий. Также обсуждается передача в регионы более 100 полномочий федеральных органов исполнительной власти.

.

Коммерсант

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Более тысячи человек подписались под просьбой сохранить в Татарстане президента

Дмитрий Медведев предлагает регионам самим определять, какие права им по карману

Дагестанские особенности федерализма

Зачем России нужно новое укрупнение регионов: мнения

ЦИК РФ: даты выборов глав Дагестана и Ингушетии зависят от окончания полномочий руководителей этих регионов

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия