Абдулмумин Ибрагимов: «В горах нужно возродить плодоовощеводство и предприятия по переработке сельхозпродукции»
В последние десятилетия в республике наблюдается отток трудоспособного населения с гор на равнину. Суровые природно-климатические условия создают трудности в развитии реального сектора экономики. О том, как возродить традиционные отрасли для занятости населения, живущей в горах, РИА «Дагестан» рассказал депутат Махачкалинского городского Собрания, председатель Аграрного комитета Абдулмумин Ибрагимов.
– Абдулмумин Магомедович, по причине безработицы в последние годы наблюдается массовый отток населения из горных районов. Вы считаете, что возрождение традиционных отраслей способно обеспечить занятость населения в этой местности?
– Я не берусь утверждать, что это – панацея от всех проблем с занятостью населения, но реализация предложенной мной программы способна частично решить эту проблему и в определенной степени притормозить отток населения из горных районов в поисках работы и тем самым снять социальную напряженность. Дело в том, что еще в недавнем прошлом плодоовощеводство и консервное производство были одними из ведущих отраслей экономики нашей республики. Высокое качество и экологическая чистота дагестанских фруктов всегда привлекает к себе внимание известных российских сельхозтоваропроизводителей.
Значимость этой отрасли для Дагестана была велика, особенно в социальном плане, потому как садоводством в горных районах занимался почти каждый аул, каждый житель села. Обязательным гостинцем для горожан были посылки в виде корзины или мешка с яблоками, алычой, грушами, абрикосами, картошкой, капустой и т.д. Излишки продукции садоводства и овощеводства сдавались на небольшие консервные заводы, в результате чего люди могли получать хоть умеренную оплату за свою продукцию.
Приведу простой пример: с 1985 по 1990 год я работал председателем колхоза «Коммуна» села Верхний Дженгутай Буйнакского района. В этом населенном пункте тогда проживало более 2 тыс. человек и все – от мала до велика – занимались садоводством и овощеводством. Продукция перерабатывалась на своем консервном заводе, который производил до 2 млн условных банок консервной продукции, ассортимент же включал в себя более 10 наименований. Сельчане были самодостаточны, а колхоз имел свободные средства в банке и получал миллион рублей прибыли, что по нынешним меркам приравнивается к миллиарду. В настоящее время в Верхнем Дженгутае практически отсутствуют садоводство и овощеводство, консервный завод с тех пор не работает.
– Каким образом в рыночных реалиях можно восстановить утраченные позиции в плодоовощеводстве? Не слишком ли поздно?
– Ничего невозможного нет. Скажу больше – реализация этой программы не требует каких-то чрезмерных затрат и капиталовложений. В первую очередь, необходимы политическая воля и заинтересованный государственный подход. Новый Президент РД неоднократно заявлял, что Дагестан при правильном использовании имеющихся людских и природных ресурсов способен себя прокормить. Более того, Рамазан Гаджимурадович проявляет большую заинтересованность к вопросам развития инфраструктуры и потенциала горных районов республики. При таком подходе реанимация плодоовощеводства и консервного производства в Дагестане не за горами.
Нет необходимости восстанавливать его в прежнем виде – надо возродить их в соответствии с сегодняшними реалиями и возможностями. Проект своей программы я уже представил в правительство РД вице-премьеру Абусупьяну Хархарову и могу сказать, что он был встречен с пониманием и заинтересованностью.
– Что конкретно Вы предлагаете?
– Первым делом, необходимо инспектировать все заводы, которые в советское время занимались переработкой фруктов и овощей, определить возможности их восстановления с минимальными вложениями, но не для производства готовой продукции, а для первичной переработки. После мониторинга определить заводы, подлежащие восстановлению, и земельные угодья в радиусе 30-50 км от каждого из них, где можно выращивать овощи и посадить сады с охватом максимального количества местного населения.
Ближе к Махачкале, где наиболее развитая инфраструктура, на базе одного неэффективно работающего предприятия наладить производство готовой консервированной продукции из полуфабрикатов из горных заводов и плодоовощной продукции зонального производства. Ввиду того, что в условиях ВТО выпускаемая продукция должна соответствовать требованиям европейских и мировых стандартов, головное предприятие должно быть оснащено современным оборудованием с использованием новейших технологий. В данном случае затраты должны соответствовать поставленной задаче.
– В чем принципиальная новизна Вашего подхода и какие задачи позволит решить реализация этой программы?
– Ошибка консервного производства советского периода заключалась в том, что в горах со слабой транспортной инфраструктурой были построены заводы, производившие конечную готовую продукцию. Во-первых, мини-заводы в горах нецелесообразно оснащать высокотехнологичным оборудованием, а во-вторых, в сельской местности сложно найти достаточное количество квалифицированных кадров. По этим причинам они не могли составить достойную конкуренцию завозимой импортной продукции. Новизна этого подхода заключается в том, что реанимация горных консервных заводов, имеющих небольшие мощности, не потребует больших капиталовложений. Эти заводы необходимо переориентировать на решение локальных, но более реальных задач: к примеру, на производство полуфабрикатов после первичной переработки, что позволит увеличить производство плодоовощной продукции. Возможность сдавать урожай по достойной цене на пункты приема в радиусе 30-50 км станут для тружеников села дополнительным стимулом для увеличения объемов его производства.
А горным заводам значительно проще и малозатратнее вывозить полуфабрикат на расстояние 100-200 км и сдавать головному заводу, расположенному в Махачкале: как-никак затраты по перевозке одной машины полуфабриката значительно ниже, чем 5-7 машин плодоовощной продукции, требуемой для получения 1 машины полуфабриката.
– На достижение какой конечной цели можно будет рассчитывать?
– Основная цель – оснастить рынки, торговые центры и гастрономы республики экологически чистой и доступной по цене продукцией местного производства. Приоритетная задача – сделать местную продукцию конкурентоспособной и популярной среди населения, тем более что в настоящее время удельный вес привозной продукции сомнительного качества значительно превалирует на торговых прилавках республики.
В среднесрочной перспективе это позволит занять сельское население трудом, уменьшить отток населения из села в поисках работы в городах, где их, к сожалению, никто не ждет. Хорошо известно, куда такие люди в последующем, как правило, попадают: со временем они пополняют ряды бандформирований.
Для достижения поставленных задач не требуются дополнительных капвложений, достаточно разумного распределения всех предназначенных для этих целей средств и стимулов по принципу взаимной ответственности чиновника и труженика. Все должно быть четко прописано: что и куда потрачено, кем и какие целевые средства выделены и кто их получил, какова отдача в виде конечного результата. Только при таком заинтересованном и основательном подходе можно будет рассчитывать на максимальный эффект и безусловный успех нового начинания.
Дайджест
Возможно Вам будут интересны:
Кому на селе жить хорошо, или почему горцев тянет на равнину?
На развитие горных территорий Дагестану выделят около 23,5 млрд руб.
На социально-экономическое развитие горных территорий Дагестана выделят 23,3 млрд рублей
В Дагестане реализуется программа «Социальное развитие села до 2013 года»