Отозваны лицензии у трех дагестанских вузов, в том числе и религиозной направленности
С наступившего года по решению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки перестанут существовать Дагестанский институт прикладного искусства, дизайна и архитектуры, Исламский университет имени Шейха Абдуллы Эфенди и Кавказский светский институт. Два последних будут лишены права называться высшим учебным заведением в судебном порядке.
Технические несоответствия
Дагестанский
институт прикладного искусства, дизайна и архитектуры получил иск еще в
ноябре прошлого года. Тогда в числе 34 вузов прокуратура Дагестана
требовала прекратить действие и их лицензии. По результатам проверки
выяснилось, что в институте отсутствовали даже помещения должного уровня
для проведения регулярных занятий со студентами, не говоря уже о
необходимой учебно-методической документации, которая тоже не была
представлена в нужном количестве.
Решение суда о прекращении лицензии данного вуза уже вступило в
законную силу, об этом уведомляется на сайте Рособрнадзора. А вот против
Исламского университета им. Шейха Абдуллы Эфенди, который находится в
Дербенте, и Кавказского светского института служба подала иск. Судебный
процесс с целью отзыва лицензии, скорее всего, будет выигран, потому что
нарушения в этих учебных заведениях существенные. Как сообщается в
релизе ведомства, вузам предоставлялась возможность устранить нарушения,
но они так и не исполнили требования.
Власти Дагестана неоднократно заявляли, что намерены сократить количество негосударственных вузов и филиалов коммерческих вузов, действующих на территории республики, почти на 90% — с 56 до 7. Причина зачистки поля высшего образования — низкое качество предоставляемых услуг.
Чтобы было
Вопреки стереотипам, у этой борьбы с «некачественными» вузами очень много сторонников. Что высшее образование в Дагестане требует повышенного внимания и находится в достаточно упадочном состоянии, понимают практически все. Но не родители абитуриентов, готовые любой ценой приобрести для своих отпрысков заветную «корочку», вне зависимости от получаемых чадом знаний.
Башир Аскеров — политолог-конфликтолог. Дагестан – предмет его
исследований. Он считает, что тут происходит конфликт между истинно
кавказским менталитетом и системой ценностей. «В каждом из кавказских
народов присутствует доля демонстративности. Есть это и в дагестанцах.
Если есть у соседа, должно быть и у меня. Плюс забитый годами советской
закалки стереотип – все должно быть подтверждено бумажкой. Если есть
документ подтверждающий, то есть и факт, — утверждает он. — Я склонен
считать, что эта неуемная жажда диплома — подмена жажды интеллекта.
Все-таки когда-то Кавказ был достаточно развит интеллектуально, пока
развитие не стало формальной необходимостью».
Преподаватели высших учебных заведений и вовсе считают, что большинство коммерческих вузов дискредитируют само понятие высшего образования. Патимат Гусейнова, преподаватель государственного вуза со стажем в несколько десятков лет, считает, что коммерциализация образования не должна снижать стандарты и требования к студентам. Иначе образование превращается в торговлю.
«Какое-то время назад нам, преподавателям, тоже говорили – мол, делайте поблажки для студентов, учащихся на коммерческой основе. Я не делала никогда. А то получается, если за ребенка платят родители, ему надо облегчить учебу? Рисовать отметки? Тогда чем это отличается от взятки? — спрашивает она. — Я читала, что у этих вузов, у тех, в которых отозваны лицензии, отсутствуют даже помещения, необходимые для проведения занятий. Тогда это уже неприкрытая торговля дипломами, а как иначе? Каким же образом получают студенты знания? На дому учатся? Не верю».
Новообразования в образовании
Сообщается, что в ближайшее время Рособрнадзор получит ряд новых полномочий, которые позволят комитету самостоятельно принимать решения о лишении лицензии того или иного вуза.
Образовательные учреждения с прошлого года, вне зависимости от
правовой формы существования, получили право участия в конкурсах для
получения источников финансирования наравне с государственными и
муниципальными образовательными учреждениями. Регулярно объявляемые
гранты, включающие в себя как государственные, так и муниципальные
бюджеты дополнительного финансирования образования, стали не только
подспорьем, но и лакомым кусочком.
Гуля Арифмезова
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.