Что нам делать с Махачкалой? В дагестанской столице третий руководитель за год, но проблемы остаются те же
Получилось красиво: пост сдал - пост принял. Как будто так и планировали. Миллионный город вместе с жителями, активами и пассивами передан новому и.о. мэра – Магомеду Сулейманову. Новоиспеченному градоначальнику предстоит решать ворох проблем: инфраструктурных, институциональных, финансовых, кадровых и многих других. Потому что Махачкала сегодня - это не только полигон возможностей для амбициозного политика, но и переплетение законсервированных, годами не решаемых вопросов.
По большому счету, для любых преобразований, и тем более коренных, нужна программа, настоящий документ, а не декларация о намерениях. Вряд ли он есть у Магомеда Валибагандовича, хотя с точностью наверняка утверждать не беремся.
Между тем список проблемных точек, первоочередных и второстепенных
вопросов, требующих ответа, у нового мэра наверняка имеется, тем более
что после избрания ему предстоит принимать новый генплан Махачкалы –
«основной закон», по которому город будет жить несколько десятилетий.
Есть такой список и у нас.
Точка входа
Отправной точкой для
назначенного исполнять обязанности мэра Махачкалы Магомеда Сулейманова
будет отчет Муртазали Рабаданова об итогах социально-экономического
развития, который ушедший в отставку первый врио дал на последнем
заседании городского актива. Не будем подробно останавливаться на
статистических показателях развития города, которыми оперировал
Рабаданов. Скажем лишь, что временный мэр, вернувшийся к более привычным
для себя обязанностям ректора ДГУ, пройдясь практически по всем сферам
деятельности городской мэрии, особое внимание уделил бюджету города,
который охарактеризовал как «сложный и напряженный». В частности, из-за
перераспределения налога на доходы физлиц некоторые статьи расходов
бюджета пришлось урезать.
Отдельно коснулся Муртазали Рабаданов и тем эффективного
использования муниципальной собственности, формирования базы по
земельному и имущественному налогам, инвентаризации всех земель и
объектов недвижимости, разграничения земель, увеличения налоговых сборов
(доли собственных доходов), градостроительства и архитектуры и,
конечно, ЖКХ. Всем этим придется заниматься теперь Магомеду Сулейманову.
Свой
список приоритетов новоиспеченному градоначальнику изложил и глава
республики Рамазан Абдулатипов. По его мнению, «в городе, на улицах и в
подъездах надо навести элементарный порядок. Нужно навести порядок с
рынками, улучшить транспортную систему, обратить внимание на вопросы
агломерации, улучшить облик города, навести порядок в налоговых вопросах
и решить многие другие проблемы». Собственно, такую же повестку глава
республики мог бы предъявить и Саиду Амирову ровно год назад, когда тот
еще занимал пост мэра Махачкалы, а сам Абдулатипов был еще в должности
врио президента Дагестана. Словом, за год в городе мало что поменялось –
как требовался «элементарный порядок», так и требуется.
Связь времен
Помимо
сказанного выше, есть и нормативные документы, которые в той или иной
степени регулируют развитие Махачкалы и которые Магомед Сулейманов
игнорировать не сможет и не будет. Например, это Стратегия
социально-экономического развития территориальной зоны «Махачкала» до
2025 года или Программа социально-экономического развития городского
округа «город Махачкала» до 2016 года (утверждена в 2010 году
Махачкалинским городским собранием). Там, в общем-то, прописаны все
ориентиры, которых следует придерживаться. В первую очередь новой
команде нужно будет сделать акцент (и он явно будет сделан) на
поступлении налоговых сборов и поддержании работоспособности имеющейся
инфраструктуры, прежде всего транспортной системы и сетей ЖКХ, 85%
которых требуют замены.
Впрочем, в этом году какие-то структурные, принципиальные изменения в
хозяйстве города вряд ли будут сделаны. Бюджет уже принят, он, как и
прежде, социально ориентирован и очень непрост по исполнению. К тому же
главной задачей для врио сейчас является прохождение выборов в сентябре,
поэтому, скорее всего, 2014 год будет потрачен на рациональную
организацию системы управления городом, на подстраивание и выстраивание
ее «под себя». Уже в этом направлении дел будет невпроворот.
Немалых
усилий от Магомеда Сулейманова потребует и лоббирование своих интересов
и интересов города в правительстве республики. К примеру, и Саид
Амиров, и Муртазали Рабаданов сетовали, что город, являясь донором
республиканского и федерального бюджетов (более 28% налоговых
поступлений, аккумулируемых на территории Махачкалы, поступает в
федеральный бюджет, 45% – в республиканский бюджет), получает в итоге
слишком мало средств для развития. И это при том, что в Махачкале
сосредоточено около 30% всего промышленного потенциала республики и
более половины оборота розничной торговли. Так что регулярно
повторявшиеся Саидом Амировым высказывания типа «Махачкала вносит
определяющий вклад в налоговые поступления республики, но при этом
является наименее обеспеченным муниципальным образованием по бюджетным
расходам в пересчете на душу населения» не будут чужды и новой
администрации города.
На стратегические вещи, которые
требуют больших ресурсов как человеческих, так и денежных, времени в
этом году у мэра явно не останется. И только когда структура работы
администрации города будет выстроена (а на это уйдет до полугода), можно
будет говорить о начале преобразований. Если, конечно, новая власть не
умудрится совмещать то и другое.
С чего начать
Системность
проблем города ставит администрацию города в такое положение, когда
реформировать нужно почти все – за что в Махачкале ни возьмись, все
нужно менять. Но всё же стоит выделить несколько наиболее важных
направлений, помимо текущих мероприятий по поддержанию города в
функциональном состоянии. Следующие пункты предлагаем считать вкладом
КАВПОЛИТА в обсуждение будущего генплана Махачкалы.
1.
Необходимо, наконец, выстроить новую систему транспортной
обеспеченности Махачкалы – определиться, что лучше подходит городу,
растянувшемуся вдоль Каспийского моря, зажатому, по сути, между водой и
горами. Либо это запуск автобусов большой и/или средней вместимости с
одновременным увеличением количества троллейбусов, либо нахождение
бесконфликтного варианта сосуществования маршруток и
автобусов/троллейбусов. Кстати, Муртазали Рабаданов в последние дни во
главе Махачкалы говорил, что в планах администрации – закупка автобусов
средней вместимости. Будут ли в связи с этим дальнейшие действия мэрии? В
какой форме продолжат существовать «Махачкалатранс» и
«Махачкалатранс-1»?
2. Требуется неотложное решение первоочередных проблем пригородов Махачкалы – их статуса и в целом вовлеченности в правовое поле РФ. Наращивание объема жилищного строительства в городе сейчас идет и будет продолжаться дальше главным образом именно в таких поселках – Семендер, Ленинкент, Сулак, Шамхал, Редукторный. Махачкала давно уже прирастает за счет них, но прирастает, как правило, незаконно, и столкнется с последствиями этого, когда окажется окруженной землями, правовой статус и, соответственно, инфраструктурное обеспечение которых только предстоит решить – а люди уже живут.
3. С предыдущим пунктом тесно связана еще одна «болевая точка» Махачкалы – самовольное строительство, оно же самозастрой (ст. 222 Гражданского кодекса РФ), и строительство, не соответствующее Градостроительному кодексу. Эта вечная проблема города и пригородов Махачкалы всегда была обсуждаема, руководство дагестанской столицы ее масштаб понимало – или делало вид, что понимает. Во всяком случае, определенные идеи по ее решению были предложены еще в прошлое правление. Например, пару лет назад в интервью журналу «Эксперт Юг» руководитель ведущего градостроительного института в России «Гипрогор» Михаил Грудинин предлагал вариант решения проблемы самозастроя, кстати, поддержанный Саидом Амировым. Речь шла о том, чтобы в отдельно взятом квартале самозастроя начать делать проект его обустройства, то есть создавать детские сады, проезды, и при необходимости сносить незаконные постройки с последующей выплатой компенсации владельцам и жильцам. Подобный пример был бы прецедентом на будущее и с высокой вероятностью мог быть тиражирован. Это предложение не было, к сожалению, реализовано, хотя ничего не мешает вернуться к этому предложению – а пока же проблема незаконного строительства в Махачкале только консервируется. Неслучайно крупные инвестиционные проекты в «шаговой» доступности от города физически невозможны – территории для таких проектов попросту нет, как нет и коммуникаций. Причем без эффективного решения проблем с застройкой ситуация будет только усугубляться.
4. Решение судьбы промышленных объектов, находящихся в черте Махачкалы. Инициативу вынести их из города выдвинул не так давно вице-премьер Абусупьян Хархаров, был даже анонсирован так называемый «План по выводу промышленных предприятий из центра Махачкалы», но ни текста самого плана, ни тех, кто его готовит, общественности не предъявили. Между тем эта инициатива чревата новым переделом собственности в Махачкале. Трудно представить, что администрация города или республика будут готовы возместить предприятию (например, заводу им. Гаджиева или ОАО «Авиагрегат») рыночную стоимость земли или предложить что-то адекватное тому, что у промпредприятий было. Да и нет в соседних с Махачкалой районах территорий, готовых для размещения промышленных предприятий инфраструктурно, инженерно и технически. Есть, правда, надежда, что даст свои результаты инвентаризация промышленных зон, которую администрация города должна была провести (с последующим составлением реестра незадействованных участков и промышленных площадок) в рамках исполнения плана по реализации приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Эффективное территориальное развитие». Результатом этого должно было стать хотя бы территориальное определение участков, подлежащих освобождению от промышленных объектов. А между тем нужно держать в уме проблемы сноса зданий промпредприятия, рекультивации земель, их месторасположения и другие не менее важные вопросы. И главное, нужно помнить хорошую мысль великого отечественного урбаниста Вячеслава Глазычева: идея вывода не может стать драйвером. Идеей может стать наполнение того, что там находится, речь-то должна идти о том, что выгоднее всего там разместить. А этот вопрос пока открытый.
5. Очищение города. У Магомеда Сулейманова с этим особых проблем, в общем, никогда не было – Избербаш и под его руководством, и после всегда славился именно образцовой чистотой. Это была своего рода «фишка» Сулейманова. Но в Махачкале ему предстоит столкнуться с совсем другим масштабом проблем утилизации бытовых отходов, загрязнения Каспийского моря и т.д. Среднегодовой прирост объемов образования отходов в республике составляет 3-5%, причем 80% отходов поступает от жилого фонда и только 20% – от деятельности предприятий, учреждений и организаций. По существу, в Дагестане нет объектов индустриальной переработки и использования отходов (хотя проекты по мусоропереработке не раз с помпой заявлялись), современных полигонов, а единственным способом обезвреживания отходов по-прежнему является их захоронение в окружающей среде. И есть хронически замусоренные на подъезде в Махачкалу (да и в самом городе) территории.
6. Решение проблемы застройки между Каспийском и Махачкалой, дальнейшей судьбы проекта «Лазурный берег». На сегодняшний день застройка здесь ведется стихийно, о ее планировании и контроле со стороны администрации Махачкалы речь не идет. Время уходит, и мы получаем еще один спальный район без городского районирования. Когда республиканские и городские власти спохватятся – будет поздно, а виноватых, как всегда, будет сложно найти.
Тимур Магомаев
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.