Каспийский вопрос: на дне и на поверхности
Эксперты не поддерживают позитива российского МИДа относительно встречи министров прикаспийских стран
По итогам прошедшей в Москве встречи глав МИД прикаспийских стран СМИ активно растиражировали заявление российского министра иностранных дел Сергея Лаврова о существенном прогрессе в переговорах пяти стран (Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении) по вопросу урегулированию статуса Каспийского моря.
«Мы рассмотрели ход работы над конвенцией о правовом статусе Каспия и констатировали существенный прогресс, в том числе достигнутый в ходе наших сегодняшних переговоров», - цитируют Лаврова РИА "Новости" со ссылкой на МИД России.
Вообще, в последнее время в каспийском регионе происходили определенные перемены, связанные в первую очередь с позициями Азербайджана, Ирана и Туркменистана. На этом фоне итоговое заявление Лаврова выглядит позитивным трендом. Однако не все эксперты разделяют такой настрой в отношении Каспия.
В частности, гендиректор Института Каспийского Сотрудничества Сергей Михеев отметил, что необходимо понимать, что именно имеется ввиду под словами «удалось сблизить позиции».
Сергей Михеев: «Удалось сблизить – на какой основе? В чем конкретно? Это остается неясным. По всей видимости, на данном этапе необходимо было продемонстрировать, что диалог идет, и он движется.
Сейчас идет подготовка к осеннему саммиту глав прикаспийских государств, и там проблема статуса Каспия будет одним из наиболее важных и обсуждаемых вопросов.
Сергей Михеев
А то, что сейчас идет риторика о сближении позиций, говорит, скорее всего, о том, что на саммите будет выработана некая общая позиция».Михеев добавил также, что «если пять прикаспийских стран не решат существующие между ними проблемы, то это создаст условия не только для поддержания напряженности в регионе, но и для того, чтобы за эти вопросы за нас порешал кто-нибудь другой».
Тем не менее накануне встречи глав МИД каспийской пятерки появилась информация, что в Астраханской области открыто крупнейшее нефтяное месторождение с предположительными запасами более 300 млн тонн нефти и 90 млрд кубометров газа. Информация появилась, что называется, в нужное время, тем более с довольно-таки впечатляющими данными о запасах.
В этой связи Михеев отметил: «Тот факт, что запасы многих месторождений не раскрываются или, по некоторым данным, преувеличены, говорит о том, что есть большое стремление заинтересовать внешних игроков в разработке. Например, была риторика, что у Туркменистана огромные запасы газа, но точных данных ни у кого нет. Надо признать, что достоверных данных по Каспию очень мало».
Осенний саммит вызывает у экспертов много вопросов и ожиданий. Главная интрига развивается вокруг статуса Каспия. Однако возможны и «малые победы».
Сергей Михеев: «Было бы очень интересно, если бы удалось разделить вопросы дна и поверхности. Скажем, взяли бы и договорились на саммите о разграничении поверхности, определении прибрежной зоны и о том, чтобы вся остальная вода считалась нейтральной. А проблему раздела дна оставить на дальнейшие годы. Это было бы оптимальной позицией. И это был бы прорыв».
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
ГД ратифицировала соглашение о сохранении биоресурсов Каспийского моря
Россия и Иран подписали протокол о сохранении биоразнообразия Каспия
"Прорывный" каспийский саммит в Астрахани
ЦАМТО: Каспийский саммит актуален из-за спорных вопросов в регионе
В Москве состоится конференция глав МИД прикаспийских держав