Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Крым станет новым Дагестаном? Между двумя республиками при ближайшем рассмотрении обнаруживается нешуточное сходство

 

Крымский полуостров для нашей страны, как любимый ребенок: его все любят и балуют подарками, а старшие братья-регионы пытаются взять под свою опеку. Но уже сейчас ряд экспертов начинают задумываться о будущем полуострова в дружной семье российских регионов, примеряют на него различные модели развития. Пока варианта для Крыма два: либо Татарстан либо Дагестан.

Знакомство еще с советским Крымом в качестве жителя и собранные в ходе недавней поездки по полуострову данные вкупе с опубликованными мнениями экспертов привели меня к выводу, что Республика Крым имеет больше шансов стать вторым Дагестаном, чем Татарстаном.
 
Географический профиль
 
В географии и природе полуострова легко узнать профиль Дагестана. Крым, как и Дагестан, находится у моря и имеет как сухопутные, так и морские государственные границы. Крымские горы — это продолжение цепи Кавказских гор.
 
Дагестан делят на горный и равнинный, а Крым — на степной, горный и ЮБК (южный берег Крыма).
 
Как и Дагестан, Крым являлся самой южной точкой страны. Впрочем, он потерял это звание, войдя в состав Российской Федерации.
 
Социально-историческая формула
 
Население Крыма меньше Дагестана на один миллион, но оно имеет такую же многонациональную формулу, как и в Дагестане, на полуострове даже есть ногайцы. Но, в отличие от Дагестана, славянских народов в Крыму гораздо больше.
 
Крымчане, как и дагестанцы, двуязычные, у них в школе одновременно изучают и украинский, и русский, при этом языком общения служит последний.
 
В Крыму присутствуют религиозные группы, исповедующие христианство, ислам, иудаизм. В Ялте есть католический собор, а в Севастополе есть православный храм в античном стиле, без знакомых «маковок». Мечети есть в крупных населенных пунктах, но не так много, как в Дагестане.
 
По количеству сохраненных разнообразных исторических памятников Дагестану с Крымом не сравниться. Да и социальный состав резко отличается количеством коренных горожан, по сравнению с Дагестаном, пережившим не одну волну миграции из сельской местности в города.
 
Дотационная экономика
 
Как и в Дагестане, в Крыму не развита промышленность, чаще встречается производство строительного камня. В сельском хозяйстве тоже одинаковый набор: персики, абрикосы, яблоки, груши, инжир, виноград, овощеводство. В Крыму сельское хозяйство хорошо развито из-за богатой почвы. Но есть до боли знакомая дагестанским сельскохпроизводителям проблема воды для орошения. Так, на юг Дагестана вода приходит с территории другого государства, как и на севере Крыма вода идет из Украины.
 
 
Рыбная отрасль в обеих республиках не развита из-за экологических и экономических проблем.
Крым, как и Дагестан, является дотационным субъектом: около 30 % зарабатывает в свой бюджет самостоятельно, 70% получает из госбюджета.
 
Есть и другое сходство: огромная доля теневой экономики при наличии развитой банковской сферы. В Крыму до присоединения к России и в Дагестане до 2014 года было множество разнообразных банков, в том числе местных. Но из Крыма они стали уходить после мартовского референдума, а в Дагестане с конца 2012 года идет целая компания по закрытию местных банков. Обе республики оказались почти в одинаковой ситуации.
 
Источником теневой экономики Крыма служат в основном доходы от туристов, в том числе от аренды жилья. Почти все улицы курортных городков полуострова украшены объявлениями о сдаче комнат. Понятно, что эти деньги нигде не учитывались, и налоги с них не собирались.
 
Характерной чертой дагестанской экономики эксперты называют большую долю развлекательных учреждений в виде банкетных залов и свадебных салонов, а также многочисленные базы вдоль моря. Крымская экономика также рассчитана на развлечения, но она ориентирована не на внутренний рынок, как в Дагестане, а на туристов из России и Украины. Кроме того, в Крыму сфера развлечений намного разнообразней и включает в себя официальную игорную зону.
 
Есть и существенное отличие: на полуострове много объектов, собственниками которых являются иностранцы. Раньше это были россияне, а теперь украинцы.
 
 
Государственно-правовое устройство
 
Крым и Севастополь, как и Дагестан, установили систему, при которой глава субъекта избирается представительными органами. Крымские адвокаты отмечали, что российское законодательство по некоторым вопросам отстало от украинского, в том числе по процессуальному устройству. Но на Украине, как и в РФ, достигнутые доктринальные успехи «съедены» коррупцией.
 
Одна из проблем, которую отмечают эксперты в Дагестане, это конкуренция юрисдикций и «исламских анклавов». В Крыму ушло украинское законодательство и официально действует российское. Но культуру, в том числе правовую, нельзя поменять одним федерально-конституционным законом. В Дагестане обычаи и нормы ислама применяются наравне с российским законодательством. В правовой культуре крымчан присутствуют регуляторы из украинского законодательства. И эта правовая культура конкурирует с российским законодательством, так как все основные правоприменители, которые были при украинской власти, остались на своих рабочих местах.
 
У Дагестана были особые отношения с федеральным центром, который «закрывал глаза» на несоответствие местной практики российскому правовому полю, многое списывая на специфику республики. Республика Крым по понятным причинам пользуется особой поддержкой Кремля. Учитывая особые переходные обстоятельства, можно предположить, что Москва также будет сквозь пальцы смотреть на правовые огрехи местных властей.
 
Риск стать Дагестаном
 
При наличии стольких совпадений у Крыма есть серьезный риск превратиться во второй Дагестан.
 
Еще больше приблизит Крым к «дагестанской модели» система дотаций. Профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич отмечает, что дотации в Крым при плохих институтах приведет к дурным результатам как для экономики полуострова, так и для экономики страны. Хороших институтов, то есть ясных правил игры, у Крыма в переходный период не много. Эксперты по Северному Кавказу, в частности, Денис Соколов, отмечают замораживающую роль федеральных дотаций, когда постоянные финансовые вливания в регион привело к постоянному ожиданию подачек сверху. Просить в такой ситуации становится выгоднее, чем зарабатывать. Именно это произошло в Дагестане, и есть риск, что то же самое произойдет в Крыму. Такая ошибка может привести к тому, что появятся лозунги «хватит кормить Крым».
 
 
 
Одна из основных институциональных проблем, мешающая развитию Дагестана – споры о собственности на землю. После того как Украина отключила базы данных прав на недвижимое имущество, в Крыму появилась реальная опасность появления волны споров по этому вопросу. В условиях, когда крымские судебные органы до конца не переформатированы и откладывают рассмотрение серьезных дел на неопределенные сроки, споры о праве на недвижимость могут превратиться в большую политическую и экономическую проблему. Прибавьте сюда массовую конфискацию объектов недвижимости, принадлежащих Украине. В таких условиях ждать инвестиций не приходится.
 
Нельзя не отметить и доктринально-правовой кризис на территории Крыма. Когда сделки заключались до референдума и в соответствии с законодательством Украины, после присоединения к РФ на полуострове возникли масса вопросов о применении украинского права на российской территории. Также возникли проблемы с законностью привлечением к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, когда в республике не действовал Уголовный кодекс РФ.
 
Следующим риском для Крыма являются «исламский» и «татарский» вызовы. В Российской Федерации выработался особый стиль разрешения межнациональных и религиозных конфликтов, в основе которого лежит метод разделения «свой-чужой» и сопутствующая силовая форма. Но применение таких наработок в Крыму может привести к появлению новостей о спецоперациях и уничтоженных боевиках. Естественно, после этого туристов в Крым не загонишь, даже если рекламировать его на телеэкранах через каждые пять минут. Уже сейчас члены СПЧ Светлана Ганушкина  и Евгений Борбров  подготовили доклады о сомнительных практиках крымских властей.
В Дагестане проводят крупномасштабные спецоперации, но у них нет страха потери туристов и инвесторов, которых и так нет. В Крыму придется менять тактику борьбы с экстремистами.
 
 Еще один риск, который пока не так заметен. Одной из проблем Дагестана является отсутствие независимых экспертиз при наличии серьезных общественно-политических и экономических проблем. Ситуация в Крыму также требует комплексного, а не фрагментарного анализа, чтобы не получилось так, что в одном месте лечим, а в другом калечим. Для этого нужны хорошие и признанные эксперты.
 
Но похоже, что в рядах российских экспертов блуждает страх появляться в Крыму и высказываться по его проблемам. Возможно, они опасаются, что это скажется на их визитах в Европу или США. В результате в Крым едут только правозащитники и некоторые журналисты, а их, как известно, интересуют только одна линия, и власти их не особенно любят слушать. Такая ситуация может привести к системным ошибкам властей.
 
Как неправильное воспитание детей приводит к плачевным результатам для семьи, ошибки при воссоединении Крыма с Российской Федерацией могут привести к тому, что «любимый ребенок» станет непосильной обузой. Будет вдвойне обидно, если ситуация в Крыму ухудшится по сравнению с тем, что было до референдума. Поэтому очень хочется, чтобы весь наш опыт и знания помогли Крыму.
 
 

Кавказская политика

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В «Единой России» назвали призывы вернуть Крым посягательством на целостность РФ

МИД Британии потребовал вернуть Крым Украине

Аксенов: Украина сократила поставки воды в Крым почти в 13 раз

Крым ждет открытия филиалов кавказских организаций

Россия признала Крым независимым государством

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 05 май 2014 18:50

Цитата: Lezgin66
Если наличие гор и равнин и роднит Дагестан с Крымом, то профили у них очень разные. Чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на карту. И ещё: Южный Дагестан не получает воду из соседнего государства, а, наоборот, Азербайджан  без ограничений забирает воду из реки Самур, водосток которого на 100% формируется в Дагестане (Россия), а из 416 км. береговой линии только 38 приходится на Азербайджан. Вот она - продажная, антигосударственная политика российских властей, заключивших с недружественным государством кабальный для нашей страны догговор.
Если бы у власти Дагестана сидели бы не продажные субьекты Дагестан брал бы достаточно воды.


Комментарий #1, дата: 05 май 2014 13:46

Если наличие гор и равнин и роднит Дагестан с Крымом, то профили у них очень разные. Чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на карту. И ещё: Южный Дагестан не получает воду из соседнего государства, а, наоборот, Азербайджан  без ограничений забирает воду из реки Самур, водосток которого на 100% формируется в Дагестане (Россия), а из 416 км. береговой линии только 38 приходится на Азербайджан. Вот она - продажная, антигосударственная политика российских властей, заключивших с недружественным государством кабальный для нашей страны догговор.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия