Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Гейдар Джемаль: «Северный Кавказ как инструмент деконструкции Южного Кавказа»

В цветнике кавказских народов лезгины и аварцы — одни из самых ярких цветов. Поистине, это великие народы с богатейшим историческим прошлым, которые являются, бесспорно, системообразующими в политической структуре Большого Кавказа в целом, и Северного Кавказа в частности. Тем обиднее для патриотов Кавказа становиться свидетелями того, как эти этносы — героические народы с огромным вкладом в историю борьбы за кавказскую идентичность — становятся поневоле инструментом в чужой антикавказской игре.

18 июня в Президент-отеле прошла Международная конференция по «проблемам лезгинского и аварского народов, разделённых госграницей…». Как и следовало ожидать, эта конференция носила выраженный антиазербайджанский характер. В ходе выступлений Азербайджанской республике был предъявлен длинный ряд упрёков и обвинений, смысл которых сводился к тому, что лезгины и аварцы в результате внутренней политики азербайджанских властей утрачивают свою этническую идентичность. Кое-что в претензиях выступавших, возможно, было не лишено оснований. Однако сама конференция и, что ещё важнее, заранее подготовленная резолюция удивляли своей внутренней непоследовательностью, нестыковкой внутренних посылов, заложенных в программу выступлений.

Можно понять обиду лезгин и аварцев по поводу того, что на их культурную идентичность оказывается давление в Азербайджане. Но это один вопрос. В этой связи лезгины и аварцы, проживающие на территории АР, могут протестовать против национальной политики Баку. Однако «проблема» разделённости этих народов между Россией и Азербайджаном и протесты против этой разделённости — это уже совершенно другая тема! Здесь проблемы культурной автономии азербайджанских лезгин и аварцев внезапно и неожиданно превращаются в проблематизацию самого государственного суверенитета Азербайджана.

Начнём с того, что участники конференции исходили из фундаментального заблуждения по поводу того, что такое Азербайджан и кто такие азербайджанцы. Впрочем, это заблуждение достаточно типично и присуще не только северокавказским этносам. Припоминаю, что в начале 90-х в первые годы независимости постсоветского Азербайджана талышские националисты боролись за то, чтобы в паспортах им писали не «азербайджанец», а «талыш». Иными словами, как сепаратисты несостоявшейся Муганской республики, так и нынешние лезгины и аварцы полагают, что «азербайджанец» — это просто синоним тюрка (кстати, возможно, что многие тюркоязычные азербайджанцы также делают эту ошибку). В действительности, азербайджанец — это суперэтническое определение, на которое имеет право коренной обитатель страны под названием Азербайджан. В этом смысле, азербайджанская принадлежность ничем не отличается от термина «россиянин», против которого выступавшие лезгины и аварцы (вслух, по крайней мере) не возражали.

Однако лезгины и аварцы, являющиеся коренными насельниками азербайджанских территорий, могут называться азербайджанцами с гораздо большим правом, чем их этнические собратья в Дагестане — «россиянами». Северный Кавказ был насильственно включён в состав Российской империи буквально при жизни наших прадедов. Северокавказские этносы не принимали участия в этногенезе русского народа. Северный Кавказ представляет собой особый анклав в составе Российской Федерации.

С другой стороны, азербайджанцы как суперэтнос возникли на базе смешения кавказских и мидийских элементов, которые в генетическом становлении азербайджанского народа сыграли даже более значительную роль чем, собственно, тюрки, будь то мигранты из Средней Азии или осколки хазар, которые переместились в Азербайджан после ликвидации Каганата. Северные азербайджанцы — это сплав прежде всего кавказцев и мидийцев, политически объединённых тюркским языком. Несомненно, в составе азербайджанского суперэтноса присутствуют этнические группы, сохранившие племенную, в том числе и культурно-языковую идентичность. Однако это не мешает им всем — тюркам, удинам, курдам, лезгинам, талышам — быть азербайджанцами, то есть коренными жителями и хозяевами азербайджанской земли, Азербайджанского государства. Тюркский язык просто стал общегосударственным языком Азербайджана, но было бы грубейшей ошибкой ставить знак равенства между «азербайджанством» и «тюркизмом».

(В качестве примера отметим, что в генетическом формировании русского народа приняли активнейшее участие населявшие Северную Евразию угро-финны, которые, параллельно с возникшими при их помощи русскими, сохранили и собственную первичную идентичность: мордва, коми, удмурты и т. д.).

Из этого базового заблуждения, что азербайджанцы — это просто-напросто тюрки, которые противостоят живущим на территории Азербайджана у себя дома «неазербайджанцам», проистекает много неверных и опасных решений и предложений, отражённых в резолюции данной Международной конференции. Самое опасное для северокавказских народов, являющихся автохтонами Азербайджана, — это превратиться в «пятую колонну» в интересах внешних сил. Такая опасность совершенно определённо обозначилась в том дискурсе, который был задан конференцией. Скажем, в пятом пункте Резолюции участники конференции требуют открыть консульства РФ в «гг Кусары, Габала и Закаталы». Налицо прямое вмешательство в сферу межгосударственных отношений, навязывание руководству АР дипломатических и административных решений, которые являются исключительно прерогативой внешнеполитического ведомства суверенного государства. Этот посыл «развивается» в шестом пункте, где содержится предложение ввести в законодательства России и Азербайджана возможность получения двойного гражданства «этническим» россиянам (!). То есть конференция считает, что лезгины и аварцы, живущие на территории Азербайджана — это «этнические россияне» (см. выше). Однако при этом ничего не сказано о возможности лезгин и аварцев, живущих в российском Дагестане считать себя «этническими» азербайджанцами и на этом основании требовать второго азербайджанского гражданства. Налицо весьма нелогичная игра в одни ворота, рациональность которой понятна только если принять во внимание антиазербайджанский политический заказ.

Дальше ещё интереснее. Конференция предлагает на этот раз уже РФ учредить в российском посольстве в Баку должность советника посла по правам лезгинского и аварского народов. Иными словами, довольно наивно Национально-культурная автономия лезгин в России, инициировавшая эту Конференцию, рекомендует российской дипломатии превратиться в инструмент вмешательства во внутреннюю политику Азербайджана, учредить на базе посольства РФ в Баку правозащитный центр, принимающий граждан Азербайджана, которые считают себя этнически ущемлёнными! Не Макфол ли поделился с нашими лезгинскими и аварскими братьями замечательным американским опытом?

Ещё одним логическим сбоем, который ведёт Конференцию и её организаторов по тупиковому пути, является постоянная параллель между суверенным государством, членом ООН — Азербайджаном и российским регионом — Дагестаном. Между Азербайджаном и Дагестаном не может быть диалога. Диалог возможен между Москвой и Баку, параллели и сравнения возможны между Россией и Азербайджаном, однако юридически бессмысленно предлагать властям АР делать нечто по примеру властей Дагестана как это происходит в пункте восемь резолюции. Это правовой абсурд. Я уж не говорю об императивных «пожеланиях» обеспечить в АР регулярное многочасовое телерадиовещание на лезгинском и аварском языках, а также «издание общереспубликанских периодических газет с государственным финансированием» — пункт № 16 (!). При желании можно было бы принять такого рода упражнения в международной политике за не очень грамотную провокацию. Будем надеяться, что здесь речь идёт скорее о крайней наивности, которая использована какими-то очень дурными советчиками. Авторы данного пункта даже не пытаются провести параллель между Россией и Азербайджаном в данном случае. Представляю себе общероссийский канал, который ведёт многочасовое вещание на лезгинском языке в масштабах всей Федерации! Добавим к этому финансируемую государством «лезгинскую газету», которая будет соперником, например, «Российской газеты».

Однако всё предыдущее бьёт требование сформировать подразделения пограничников с обеих сторон из местных жителей при обеспечении свободного прохода через российско-азербайджанскую границу в обе стороны. Тут уж не знаешь чему удивляться: беспредельности северокавказского креатива или игривости ума каких-то представителей силовых структур РФ, которые решили, видимо, как-то «зацепить» официальный Баку. Идея, конечно, не слабая. Особенно, если принять в соображение, что по замыслу организаторов превратившиеся в пограничников молодые люди, будут тем самым отвлечены от ухода в лес и создания там НВФ…

Короче говоря, Международная конференция в Президент-отеле, явно санкционированная теми, кому следует данные мероприятия санкционировать, оказалась бы лишний раз недурным «наездом» на Азербайджанскую республику, если бы в резолюции присутствовало больше адекватности и элементарной хитрости. В её нынешнем виде она, скорее всего, заставит бакинскую администрацию лишь пожать плечами.

Обидно за великие и героические лезгинский и аварский народы, которых пытаются обмануть и использовать дяденьки в незаслуженно нацепленных на себя погонах.

Гейдар Джемаль (Кавказская политика)

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Джемаль в посудной лавке. Неумелые игры исламиста на лезгинском поле

Доктрина Джемаля о «Большом Кавказе» и «маленькие» неприятности дагестанских народов в Азербайджане

Амиль Саркаров: «Двойные стандарты»

Гейдар Джемаль: «Антиазербайджанская конференция в Москве была специально затеяна в канун визита в Баку Сергея Иванова»

Международная конференция по правам лезгинского и аварского народов

Комментарии (6)
Комментарий #6, дата: 13 июль 2012 13:48
На прошедшей конференции и в последующих своих публикациях Гейдар Джемаль показал всем свое истинное лицо: он обыкновенный махровый пантюркист, которому нет никакого дела до проблем лезгин, аварцев и других коренных народов так называемого, выдуманного и мифического "азербайджана". Просто удивительно, как политик, позиционирующий себя "исламским", может в таком унизительном тоне рассуждать о судьбе двух крупнейших горских народов Кавказа! Позорное поведение Джемаля объясняется просто - никакой он не "исламский деятель". Он банальный пантюркист, и будучи им по своей сути, всегда будет на стороне весьма далекого от ислама пантюркистского бакинского режима, целью которого является полная ассимиляция дагестанских этносов.
Как говорится, своих врагов надо знать в лицо. А проведенная ФЛНКА конференция помогла лезгинам узнать в лицо еще одного нашего врага. Словестного эквилибриста, акробата пера, но - явного ВРАГА.

Комментарий #5, дата: 26 июнь 2012 21:43
Других вариантов философ не видит.

Комментарий #4, дата: 26 июнь 2012 21:40
Будем жить по Гейдару и Джемалью. Вот тогда исчезнет не только Лезгины и Аварцы, но вместе с ними и их проблемы. Воцарится на земле потомков Мидийцев с Кавказцами, осколки Хазар и мигрантов из средней Азии, остатки каганата, объединенных тюркским языком т. е Азербайджанцев.

Комментарий #3, дата: 23 июнь 2012 14:39
... Господин Джемаль.

Комментарий #2, дата: 23 июнь 2012 14:38
Ваши жалкие "обиды" канут в лету, не сомневайтесь даже. Продолжайте и впредь использовать ваш навазелиненный язык, как палочку дерижера, в симфоническом оркестре, и тешить свое самолюбие вашим "высоким" интеллектом. Браво!... С нетерпением буду ждать ваших очереднных, высоко интеллектуальных умозаключений и посылов, нам бедалагам, неучам пещерным.

Комментарий #1, дата: 23 июнь 2012 14:15
..."Обидно за великие и
героические лезгинский и
аварский народы, которых
пытаются обмануть и
использовать дяденьки в
незаслуженно нацепленных на
себя погонах."...----- " уважаемый специалист" во всех кавказских вопросах забыл добавить:"ведь мы мусульмане, ведь мы же братья", а все остальные "кяфиры", которые всегда враги всем кавказцам, и только азеры помогут всем нам. И нам стоит быть благодарными за это (за азерский хлеб, за азерскую воду, даже за азерское небо у себя над голвой), а иначе мы станем сепаратистами, националистами, бедняжками и глупцами, так и не понявшие где истинное счастье для наших народов, а это "великий" и "могучий" азербайджан - оплот талерантности и демократии, на всем постсоветском пространстве...



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия