Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Смерть народовластия или новая демократия? Местное самоуправление в России наконец-то нанизали на «вертикаль власти»

 

Обилие новостей с Украины, заполонившее газетные полосы, теле- и радиоэфиры последние месяцы, отодвинуло на второй план внутрироссийские проблемы. А ведь, несмотря на все донецкие и крымские неурядицы, продолжала ударно трудиться и Госдума, и оппозиция. Только незаметно для широких масс.
А кружилась реальная (не та, что в ТВ) политическая дискуссия вокруг грядущей реформы местного самоуправления. Вот не далее как вчера президент Владимир Путин подписал закон, который уже на этапе проекта расколол даже региональные элиты на его горячих сторонников и противников. Столь явного «раскола», пожалуй, не было на протяжении всех «нулевых» годов.

 
Фирма «Шьем и порем»
Федеральный закон «О местном самоуправлении» (№131-ФЗ), пожалуй, самый многострадальный в истории России: с момента принятия в 2003 году в него было внесено 76 пакетов поправок. В очередной раз подправить его попросил сам Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию в прошлом декабре.
 
Президент тогда обратился к губернаторскому и депутатскому корпусу с просьбой продумать сценарии новой муниципальной реформы. Суть ее, по словам Путина, должна заключаться в том, чтобы сделать местное самоуправление «сильным, независимым, финансово состоятельным». (Нынешнюю ситуацию Путин обрисовал так: «объём ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы, отсюда часто неразбериха с полномочиями: они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой».) КАВПОЛИТ рассказывал об этом в статье «Путин номер два».
 
Сразу же зашелестели шестеренки во Всероссийском совете местного самоуправления и Общероссийском конгрессе муниципальных образований. А итог этой работы явили публике 11 марта за подписями девяти парламентариев, среди которых два представителя ЛДПР и один – «Справедливой России» (в том числе представитель Чечни Адам Делимханов и Кабардино-Балкарии Заур Геккиев). В этот день в Госдуму был внесен законопроект, которым упразднялись выборы глав и депутатов российских городов и муниципальных районов.
 
Стотысячники
 
Суть предложений такова. Райсоветы больше нельзя избирать, поскольку будут они формироваться исключительно из глав и депутатов сельских (реже городских) поселений, входящих в состав муниципального района. Также советы районов отныне лишаются права выбирать форму организации местного самоуправления, которая у них была.
 
Прежде депутаты могли либо назначать главу района из своего состава, либо доверять право выбора населению. Теперь же выборы могут быть только непрямыми: глава одновременно возглавляет и райсовет. А вот хозяйственной деятельностью будет заниматься глава администрации (сити-менеджер), которого депутаты наймут по конкурсу.

Такая же система будет действовать и в городских округах (как показывает практика, это города с населением свыше 100 тысяч человек). Депутаты горсовета избирают из своего состава главу, который затем подписывает контракт с главой администрации. Возможности выборов мэра не предусмотрено в принципе. Как и депутатов горсоветов.

Зато теперь городские округа будут делиться на внутригородские районы, которые, в отличие от всем привычных, станут самостоятельными муниципальными образованиями (как в Москве и Санкт-Петербурге). Они будут иметь собственный бюджет и представительную власть – районный совет депутатов. Райсовет будут избирать всенародно, а вот главу района – нет, его изберут из числа думцев (так же, как и на городском уровне). Также по контракту будут нанимать главу районной администрации. Наконец, районные депутаты будут на паритетных началах (например, по три человека от каждого района) и формировать горсовет, который, напомним, берет на работу уже главу городской администрации.

Оговорка по Фрейду

«В крупных городах осуществление местного самоуправления только на общегородском уровне привело во многих случаях к потере связи между населением и городской властью», – пишут в пояснительной записке авторы законопроекта. И напоминают, что в 47 из 79 региональных столиц России мэра уже избирает не население, а депутаты. Там, видимо, уже держат нос по ветру. И в Госдуме тоже: законопроект стал быстро расти в толщину, обрастая все новыми соавторами (на последнем этапе их оказалось уже 37). И среди которых, например, вездесущий первый секретарь Ставропольского краевого отделения КПРФ Виктор Гончаров – притом что компартия выступила категорически против законопроекта!

Ведь истинная цель документа вовсе не в том, чтобы восстановить «связь» между населением и местной властью. «Повышение роли регионов в организации местного самоуправления является сквозной идеей законопроекта. Субъекты Федерации получают дополнительные механизмы по уточнению и распределению полномочий между региональным и местным уровнем», – говорил единоросс Виктор Кидяев (председатель комитета по местному самоуправлению), представляя законопроект в Госдуме.

Стоп! Но ведь государственная власть и «оканчивается» на уровне региональных правительств и парламентов. А далее – местное самоуправление, которое, согласно одноименной Европейской хартии (ECLSG), отделено от политической власти. Вот Кидяев и проговорился о том, зачем вся эта кутерьма затевалась: продлить «вертикаль власти» до местного уровня, до самого отдаленного поселка, аула, хутора.
 
 
Полемизируя с Кидяевым на думском заседании, об этом же говорил и депутат от «Справедливой России» Дмитрий Гудков: «Вместо того чтобы приблизить власть к районам, мы её на самом деле отдаляем, передаём на уровень губернаторов, но это, к сожалению, может привести к серьёзным скандалам, к расколу внутри регионов, это может привести к росту коррупции». Гудков не просто критиковал, но и предлагал. Чтобы форму самоуправления (прямые выборы или «кривое» назначение) выбирало само население через референдум. Но поправки справоросса не прошли.
 
Как и еще почти две сотни поправок, присланных его коллегами из других «оппозиционных» фракций и 12 региональными парламентами. Все их «Единая Россия» (а ее представители составляют большинство в думском комитете по местному самоуправлению) отсеяли.
В итоге законопроект 15 мая прошел первое чтение, а 20 мая – сразу второе и третье. На следующий день «пролетел» Совет Федерации, и вот, спустя еще неделю был подписан президентом. Решение судьбы местного самоуправления у первых лиц заняло неделю. И вправду, чего тут медлить?!
 
Революционеры из глубинки
 
По словам Виктора Кидяева, 41 региональный парламент законопроект поддержали и лишь два высказались против (это Карелия и Татарстан). Вчитаемся внимательнее в предложения, которые внесли досточтимым депутатам от «Единой России» их региональные коллеги (а зачастую, уверен, и однопартийцы). Сверхактивное обсуждение законопроекта, которое развернулось на местах, понятно: ведь именно здесь и окажется арена борьбы элит, о которой говорил Дмитрий Гудков.
 
Депутаты Ярославского, Нижегородского и Астраханского заксобраний хотели ужесточить условия изменения границ, объединения и разъединения внутригородских районов (напомню, это принципиально новый тип муниципальных образований). То есть на это нужно согласие населения, выраженное через местную думу (законопроект предлагал лишь «учитывать мнение населения»).
 
Принимать решение о том, что некий городской округ будет расчленен на внутригородские районы, должны региональные власти. Депутаты Вологодского заксобрания считают, что при принятии такого решения обязательно нужно заручиться поддержкой населения (в форме референдума).
 
Нижегородские депутаты посчитали неправильной схему назначения (через конкурс) глав администраций района. Половину членов комиссии формирует представительный орган района, а другую половину – глава городской администрации; думцы же предлагали, чтобы эта квота была закреплена за другой ветвью городской власти – представительным органом (советом).
 
Но больше всего революционных предложений было у депутатов Ярославского парламента, который возглавляет единоросс-аграрий Михаил Боровицкий. Они, в частности, считают, что предельную численность депутатов, в зависимости от населения поселения должен устанавливать не закон субъекта РФ, а федеральный закон «О местном самоуправлении» (минимум 7 депутатов в поселении, где проживает менее 1000 человек, максимум – 35 в городе, где более 500 тысяч человек).
 
Закон разделяет полномочия, которые относятся к общегородскому и районному уровням (сформулировать, кто чем конкретно займется, должны региональные власти в соответствии с Уставом городского округа). И вот, чтобы не возникало конфликтов, ярославские депутаты предлагали все эти полномочия отнести к совместному ведению городских и районных властей.
 
Наконец, ярославцы попросили дополнить законопроект отдельной главой о «переходном периоде», во время которого «обеспечивается проведение необходимых процедур по изменению положений устава муниципального образования и формированию органов местного самоуправления». Но все эти предложения «Единая Россия» нещадно отмела, все до одного!
 
Смерть народовластия?
 
Была еще масса уточнений, присланных региональными парламентами не в виде конкретных поправок к законопроекту, а просто как отзывы. Например, парламент Тамбовской области просил «разъяснить» в новом законе, может ли один человек одновременно быть главой городского округа и внутригородского района (если его как депутата делегируют с одного на другой «этаж»).
 
Помимо депутатских, звучало еще и множество экспертных отзывов, и большинство можно описать короткой фразой: «Смерть народовластия». Его и раньше-то в России было немного, а теперь, с упразднением прямых выборов мэров и депутатов...
 
Впрочем, сами авторы законопроекта парируют: демократии станет даже больше, чем было раньше, ибо количество депутатов на муниципальном уровне вырастет в разы. Например, в Ставрополе избирали их 35, а будет втрое больше. В Краснодаре – вчетверо, а в Ростове – в восемь раз.
 
Впрочем, узнать, чем на самом деле была продиктована забота «Единой России» о местном самоуправлении, мы можем очень скоро. После вчерашнего подписания закона должно пройти полгода, в течение которых власти регионов определят, какие города на их территории предстоит «расчленить». Можно не сомневаться, что в этом вопросе губернаторы возьмут перед Москвой под козырек и проявят рвение. Одно лишь радует, что местным мэрам и депутатам, невольно оказавшимся в списке «экспериментальных» городов, дадут спокойно доработать до конца срока. А уж затем возьмутся перекраивать систему управления. Да так, думается, чтоб треск стоял.
 

Антон Чаблин

Кавказская политика

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Россиянам разрешили иметь второй загранпаспорт

Запрет признавать экстремистскими священные книги вступил в силу

Путин ратифицировал соглашение о поставках газа Китаю по «Силе Сибири»

«На Северном Кавказе без индустриализации не обойтись» - Кавказовед Николай Силаев об итогах семинара «Северный Кавказ: конфликты и развитие»

Путин ввел ответственность местной власти за межнациональные конфликты

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия