Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Дербентская экспедиция: открытия продолжаются

 

Мы продолжаем знакомить наших читателей с результатами археологических раскопок, которые ведет Дербентская археологическая экспедиция Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. О проводимых работах нашему корреспонденту рассказал руководитель экспедиции, заведующий отделом археологии ИИАЭ ДНЦ РАН, доктор исторических наук, профессор Муртазали Гаджиев.

– Муртазали Серажутдинович, в прошлом интервью Вы сообщили, что в планах экспедиции на нынешний сезон раскопки на выявленном в Дербенте на улице Мамедбекова памятнике археологии. Работы там начались?

– Да, в начале июня экспедиция начала раскопки на этом объекте. Напомню, что он был выявлен при строительных работах в апреле 2013 года рядом с северной оборонительной стеной города и вызвал большой интерес у общественности. Тогда были обнаружены вертикально установленные каменные стелы с религиозными текстами на арабском языке, датируемые по палеографическим признакам XI-XII веками. Строительные работы на этом участке тогда же были приостановлены до проведения археологических изысканий. Сейчас раскопки – в самом разгаре. Финансируются они ООО «Газинжсети-Техно». Правда, замечу, что финансирование оставляет желать лучшего.

– Что обнаружено в ходе раскопок?

– Прежде всего, это монументальные строения, связанные с системой водоснабжения. Этот комплекс включал каменные и керамические водоводы, вымостки из больших плит, водоотстойники, крупные бассейны, сложенные из огромных хорошо отесанных блоков, которые соединены особым замковым способом. Некоторые плиты достигают в длину 2,5 м при ширине 1 м и толщине около 30 см. Рядом с бассейнами открыта площадка размерами 3х3 м, также сложенная из крупных каменных плит. Вода сюда была проведена из родников ущелья, расположенного к северу и западу от цитадели Нарын-Кала. Остатки средневековых керамических водоводов, по которым она шла, наблюдаются в различных местах вдоль северной городской стены.

– А каково назначение этого комплекса? Ведь он расположен был за оборонительной стеной, то есть за пределами средневекового города.

– Да, вы правы, комплекс находился вне пределов городской застройки, вне средневекового Шахристана. Монументальный характер и конструктивные особенности выявленных строений, связанные с ними рядом стоящие стелы с религиозными текстами могут указывать на религиозно-культовое назначение комплекса. Можно предполагать, что выявленный комплекс, связанный с системой водоснабжения, служил для совершения омовений, ритуальных очищений (араб. – тахара). Обращает внимание, что рядом с открытым комплексом располагалось обширное мусульманское кладбище, от которого ныне сохранился только небольшой участок почитаемых могил Кырхляр, относящихся к XI-XII векам.

Как известно, в исламе ритуальное очищение природной, в особенности родниковой водой занимает особое место. Нахождение человека в состоянии ритуальной чистоты является, в частности, первым условием намаза. В хадисе Посланника (мир ему и благословение) сказано: «Очищение – это ключ к намазу».

– А каким временем датируется открытый экспедицией комплекс?

– Предварительная датировка комплекса определяется как обнаруженными стелами с надписями, так и различными археологическими находками. Это, прежде всего, многочисленные обломки керамической посуды, которая относится к XI – началу XIII века. Здесь представлены как местная керамика, в том числе высокохудожественные глазурованные блюда, так и импортная иранская фаянсовая посуда, среди которой выделяются пиалы, декорированные люстром – особым золотистым пигментом для росписи. Много обломков стеклянных браслетов – типичных находок для этого времени. Но особый интерес представляют многочисленные находки монет – их уже около 50 экземпляров. Замечу, что это необычайно много для одного раскопа. За все время археологических раскопок в Дербенте не было найдено такого количества монет. Они уже обработаны и определены. Основная масса их датируется второй половиной XII – началом XIII века и представлена медными дирхемами ильдегезидского правителя Азербайджана, атабека Нусрат ад-Дина Абу Бакра (1191-1211), правителя Ахара Махмуда ибн Пишкина (1211-1226), медными фельсами маликов Баб ал-абваба (Дербента) Музаффара ибн Мухаммада (1160-е гг.) и Бекбарса ибн Музаффара (1170-нач. XIII в.). Есть также медные фельсы Омаййадов, Аббасидов, наместника Арминийи Баккара б. Муслима Укайли (769-771). Вместе с тем эти находки указывают на начало XIII века как на время прекращения функционирования этого комплекса. И ясно, что это было связано с монгольским вторжением и последующим опустошением Дербента.

– Когда возник этот комплекс?

– Это более сложный вопрос. Несомненно, что культовое место существовало в XI-XII веках. Но может быть, возникло и ранее, судя по находкам монет VIII века. Может быть, оно связано, например, с огромной строительной деятельностью в период знаменитого халифа Харуна ар-Рашида (786-809), при котором его наместники в Дербенте провели значительные работы по благоустройству города, в том числе и по строительству систем водоснабжения, которым придавалось особое, я бы сказал, стратегическое значение. Об этом нам сообщает хроника «Дербенд-наме».

– Что предполагается делать с этим открытым внушительным памятником археологии, истории, архитектуры?

– На днях мы проведем совещание с представителями министерства культуры Республики Дагестан, музея-заповедника, заказчика работ, архитекторами, на котором будет рассматриваться и вопрос о судьбе этого объекта историко-культурного наследия. Я буду предлагать законсервировать и музеефицировать его. Учитывая, что он будет находиться в пешеходной зоне благоустраиваемой улицы рядом с оборонительной стеной и значительно ниже уровня тротуара, я полагаю, что целесообразно накрыть его герметизированным стеклянным полом из триплекса с подсветкой, вписанным в пешеходную зону. Такие технологии сейчас широко практикуются, они современны, прочны, позволяют покрывать значительные площади. Такой пол, например, использован для экспозиции раскопанных архитектурных остатков в Новом музее Акрополя в Афинах. Это может быть великолепный современный музеефицированный объект, подготовленный к 2000-летнему юбилею Дербента. Но надо действовать оперативно, без лишних чиновничьих проволочек.

– Какие работы еще ведутся экспедицией? Что планируется?

– Мы продолжаем также раскопки на древнем поселении первой половины – середины I тыс. н.э. – предшественнике Дербента. Есть интересные материалы и результаты.

А в ближайших планах – проведение раскопок на месте существовавшего еще в начале ХХ в. так называемого «Домика Петра I» или, точнее, землянки. В прессе уже сообщалось, что Группа «Сумма» и Благотворительный фонд «Пери» приступили к созданию в Дербенте музея Петра I на территории павильона с колоннадой, возведенного во второй половине XIX века над землянкой и на котором некогда существовала надпись «Место первого отдохновения Великого Петра 23 августа 1722 года». Сейчас уже ведутся подготовительные работы, а собственно раскопки планируем начать в середине сентября.

РИА «Дагестан»

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Археологи провели охранные раскопки в приморской части Дербента

И все-таки это древний христианский храм

Уникальные объекты эпиграфики открыты в Дербенте

Медведев обязал Минкультуры России определить ценность древних захоронений в Дербенте

В Дагестане из-за нехватки средств археологи не могут начать раскопки в Дербенте

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия