Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Новый альянс на Южном Кавказе?

Недавняя первая трехсторонняя встреча глав оборонных ведомств Турции, Грузии и Азербайджана в Нахичевани вызвала опасения и диаметрально противоположные толки в экспертных и политических кругах. Собственно, встречу можно было бы обозначить как штатную, если бы все три государства не имели давний опыт сотрудничества в военной сфере и не граничили друг с другом.

По официальной информации, Исмет Йылмаз, Закир Гасанов и Ираклий Аласания обсудили военно-политическую ситуацию в регионе, вопросы безопасности и защиты коммуникационной инфраструктуры. Также достигнуто соглашение о проведении совместных военных учений.

Как считает военный эксперт Узеир Джафаров, трехстороннюю встречу можно трактовать как начальную стадию создания аналога ОДКБ. "… В связи со сложившимися процессами в мире эти государства хотят создать военное единство, которое может со временем привлечь и ряд государств из ОДКБ", — сказал он агентству "Новости – Азербайджан". По его информации, следующие встречи глав оборонных ведомств Турции, Грузии и Азербайджана состоятся в Тбилиси и в Стамбуле.

"Только после стамбульской встречи станет известно о создании нового военного союза. На начальной стадии соглашение могут подписать Турция, Грузия и Азербайджан. Но в перспективе в данную организацию может вступить и ряд тюркоязычных стран, включая Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан", — полагает Джафаров.

О возможности создания нового Южно-Кавказского Союза говорит и политолог Вафа Гулузаде. "Налаженные связи в сферах политики, экономики и безопасности делают необходимым создание Южно-Кавказского Союза. К примеру, сегодня Россия создала Евразийский союз, почему бы нам не создать? Отношения между Азербайджаном и Грузией являются нормальными, и нет никаких проблем с этой страной. Думаю, что мы должны развивать интеграционные процессы между этими странами и создать союз", — сказал он.

В пользу создания нового военно-политического триумвирата выступили и многие другие азербайджанские эксперты. По их мнению, предполагаемый альянс способен внести серьезный вклад в обеспечение безопасности не только региона, но и Европы в целом.

Впрочем, турецкий политолог Орхан Гафарлы подошел к вопросу участия Турции в "новом ОДКБ" весьма скептически. По его словам, Турция, как член  НАТО, не имеет права создавать свои военные союзы. "У Грузии на данном этапе нет никого, с кем эта страна может иметь военное сотрудничество. Для Грузии — страны, которая интегрируется в НАТО, Турция очень значима. Надо также отметить, что Турция, как член НАТО, не имеет права создавать свои военные союзы", — цитирует политолога "Новости — Азербайджан".

По его мнению, "Сегодня в ухудшающихся отношениях Запада и России Турция не собирается прекращать сотрудничество с официальной Москвой, а, наоборот, пытается максимально воспользоваться этой напряженностью, и всесторонне расширять экономическое сотрудничество с Россией. А для этого Турции необходимо еще больше развивать отношения с РФ в политической плоскости. Официальная Анкара понимает это, поэтому не собирается создавать какую-либо напряженность в регионе". Таким образом, подытожил Гафарлы, встреча глав оборонных ведомств трех государств носит символический характер.

Между тем вопрос региональной безопасности – далеко не пустой звук, особенно в условиях, когда Южный Кавказ буквально нашпигован неразрешенными конфликтами – Абхазия, Южная Осетия, Карабах, — но и трубопроводами, на которые Турция и Европа возлагают большие надежды. Речь идет о действующих и перспективных нефтепроводах и газопроводах из Азербайджана до Турции по территории Грузии с выходом на Европу, то есть, об энергетической безопасности вышеуказанных стран и ЕС. А также о больших инвестициях в нефтегазовый, транспортный  и иные секторы региона, которые могут испариться, если его безопасность не будет защищена.

Но от кого исходит угроза региону? Вероятно, более всего на данном этапе азербайджанские и турецкие власти, в контексте экспорта "цветных революций", опасаются Запада. Но говорить о том, что три государства станут "дружить" против Запада – наивно. Скорее, им лучше дружить между собой, чтобы продемонстрировать и Западу, и России если не свою военную силу, то, по крайней мере, несокрушимость общности интересов.

В экспертном сообществе существуют также предположения, что Турция, Грузия и Азербайджан желают объединиться против России, Ирана и Армении. Однако Турция все больше тяготеет к России и даже, возможно, к Евразийскому союзу (не исключается также и БРИКС). Кроме того, в последнее время изменился тон между Анкарой и Тегераном, которые могут в среднесрочной перспективе поладить на почве поставок природного газа в Европу.

Таким образом, Турция, Грузия и Азербайджан являются как бы звеньями одной энергетической и транспортной цепи, нуждающейся в безопасности, не заинтересованной в конфликтах в регионе и во внешнем вмешательстве в его дела. Надо полагать, что от такой конфигурации в первую очередь выиграет Грузия как наиболее слабое государство в "союзе трех".

А что же Армения – третье государство Южного Кавказа, которое никак не фигурирует в планах региональной безопасности уже названных игроков. Почти параллельно встрече глав оборонных ведомств Турции, Грузии и Азербайджана в Ереван приехал грузинский премьер Ираклий Гарибашвили. По информации президента Армении Сержа Саргсяна, стороны обсудили двусторонние отношения и региональные проблемы.

"Двусторонние отношения в настоящее время находятся на очень высоком уровне, и такие встречи еще больше углубляют связи между двумя государствами", — сказал Гарибашвили в Ереване. Он также подчеркнул, что Армения – не только сосед Грузии, но и дружественное государство. Но никакой конкретики о визите Гарибашвили в Армению по официальным источникам распространено не было, если не считать, что стороны договорились построить новый мост на пункте пропуска Баграташен-Садахло на грузино-армянской границе и назвать его "Мостом Дружбы".

Некоторую дестабилизирующую конкретику в визит грузинского премьера в Ереван попыталось внести армянское оппозиционное издание Lragir. По его "ощущениям", визит Гарибашвили "оставил не очень приятный осадок", поскольку сторонам, вероятно, не удалось ни о чем договориться.

"Осадок", кроме того, "связан с тем, что в дни, когда грузинский премьер находился в Армении, его министр обороны Аласания делал одно заявление за другим по поводу углубления военного сотрудничества с Азербайджаном и Турцией и чуть ли не создании альянса. Альянс этот может быть направлен разве что против Армении – Азербайджан и Турция против России не будут сотрудничать с Грузией, а против Ирана не пойдет сама Грузия".

В продолжение теории заговора издание предполагает, что "Гарибашвили приехал в Ереван для того, чтобы о чем-то предупредить армянское руководство. Возможно, это связано с Джавахком (юг Грузии, компактно населенный армянами – прим. "Росбалта"), где, как пишут грузинские СМИ, появились российские "зеленые человечки". То есть  люди в военной форме без опознавательных знаков".

Возможно также, что грузинский премьер лично приехал в Ереван, чтобы попытаться выяснить, "Как далеко может пойти Армения, которая буквально на днях решительно отклонила ввод российских миротворцев (речь идет о карабахском конфликте – прим. "Росбалт"). Является ли такая политика Армении частью большой стратегии, или это сиюминутный тактический ход? Нейтрализованы ли попытки России вмешательства в карабахское урегулирование? … Или он сделал это до визита – иначе …. министры обороны Турции, Азербайджана и Грузии не заявили бы о сотрудничестве против Армении. Значит, от Армении ожидаются решительные действия".

То есть, по крайней мере часть армянских экспертов считает, что возможный альянс  Турции, Грузии и Азербайджана непременно направлен против Еревана. Официальные лица Армении это мнение опровергают. В частности, замминистра обороны республики Давид Тоноян заявил, что не обеспокоен встречей глав оборонных ведомств Турции, Грузии и Азербайджана, а также укреплением связей трех государств в оборонной сфере. "Я думаю, что именно участие Грузии будет сдерживать противопоставление этих трехсторонних отношений интересам национальной безопасности Армении",- сказал он.

Словом, более всего Армения, и это понятно, опасается в предполагаемом триумвирате фактора Турции как ближайшего союзника Баку, который не бросит Азербайджан в случае масштабных военных действий между армянами и азербайджанцами.

Есть и другие причины опасаться Турции – из-за ее почти неприкрытого желания восстановить Османскую империи в пределах возможного, о чем "Росбалту" ранее подробно рассказал грузинский дипломат и политолог Гамлет Чипашвили. Таким образом, участие Турции в делах Закавказья, помимо забот о региональной и собственной безопасности, можно квалифицировать как намерение Анкары играть лидирующую роль в геополитике Южного Кавказа. Причем, не через НАТО, членом которого она является, а напрямую.

С другой стороны, Турция, в отличие от Грузии и Азербайджана, является членом НАТО, и именно через нее альянс может усилить свое влияние на Тбилиси и Баку. Напомним, Азербайджан, не в пример Грузии, не стремится вступить в НАТО, но Турция является своего рода мостом между ним и Североатлантическим альянсом. Она принимает активнейшее участие в строительстве азербайджанской армии на официальной договорной основе. Что же касается Грузии, Турция ее тоже не обделяет – всесторонне помогает национальной армии соответствовать стандартам НАТО. Но это уже — по решению последнего.

Абстрагируясь от НАТО. Усиление турецкого влияния в регионе, развитие турецко-грузинских и турецко-азербайджанских отношений может на данном этапе сбалансировать влияние России в регионе, а в перспективе – и влияние Ирана, однако с большим охватом, чем Южный Кавказ — с выходом на Ближний Восток. Турция тоже стремится к лидерству на Ближнем Востоке, и ее соперничество с Ираном здесь совершенно очевидно.

Но вернемся к собственно встрече глав оборонных ведомств Турции, Грузии и Азербайджана. Она, в контексте  формирования нового военно-политического альянса, напугала многих. Но вполне вероятно, что Анкара, Тбилиси и Баку ориентированы не более чем на профилактику рисков в регионе, а для этого необязательно создавать "новую ОДКБ" или дружить против кого-то.

.

Росбалт

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Главы МИД Азербайджана, Турции и Грузии подписали совместную декларацию

Азербайджан, Турция и Грузия обсудят военное сотрудничество

Грузия и Турция хотят укрепить военное сотрудничество

"Второй антироссийский фронт" США и НАТО – Южный Кавказ

Азербайджан и Турция расширяют военное сотрудничество

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 03 сентябрь 2014 19:33

легбар скажи кто тебе угрожет из тюркоязычных ?


Комментарий #1, дата: 30 август 2014 17:24

грузины от жира бесятся .заместо того чтобы заниматься созидателным трудом ищут приключения на свою  -опу. что искать врага, враг анкара . сегодня к ней добавился  и баку ,не только для грузин но и для всех туркоязычных народов и государств.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия