Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Вокруг лакомого куска земли на берегу Каспия идет борьба разных групп дагестанского руководства


Правительство Дагестана исключило из списка приоритетных инвестпроектов республики город-спутник Махачкалы «Лазурный берег» - любимое «детище» бывшего мэра города Саида Амирова стоимостью 150 млрд рублей. После того, как градоначальник оказался за решеткой, желающих продолжать его девелоперские начинания не нашлось, а к проекту неожиданно обнаружилось немало вопросов.


Вопрос о лишении «Лазурного берега» статуса приоритетного проекта рассматривался на днях на заседании республиканской комиссии по проведению конкурсов на предоставление государственной поддержки инвесторам под председательством главы правительства Дагестана Абдусамада Гамидова. С реализацией проекта, как политкорректно признали участники заседания, дела обстоят «не лучшим образом». Если же называть вещи своими именами, то после задержания Саида Амирова 1 июня прошлого года строительство «Лазурного берега» фактически остановилось.

Формальным основанием для исключения проекта из приоритетного списка стали нарушение инвестором сроков заключения соглашения и невыполнение плана-графика реализации проекта. Статус приоритетного «Лазурный берег» получил еще в 2011 году, после чего от его инициатора – компании «Махачкалинское взморье» – дагестанское правительство два года добивалось документов, необходимых для подписания инвестиционного соглашения. Но и после того, как они были, наконец, предоставлены, соглашение не было подписано. Тем не менее, на заседании комиссии по работе с инвесторами было сказано, что приоритетный статус может быть возобновлен, «если будет начата активная реализация проекта».


«Здесь будет город-сад»

Идею построить новый город-спутник Махачкалы на пустующем участке земли между столицей Дагестана и Каспийском Саид Амиров выдвинул еще в середине прошлого десятилетия. Реализацией этого проекта занялась группа бизнесменов, близких к бывшему мэру.

В числе учредителей компании «Махачкалинское взморье», по данным «СПАРК-Интерфакс», значился, например, бизнесмен Рабадан Рабаданов, имеющий значительные интересы в жилищно-коммунальной сфере Махачкалы в качестве члена совета директоров городского водоканала, электрических и тепловых сетей. А офис «Махачкалинского взморья» находится в здании «Дагпотребсоюза» – организации, в которой Саид Амиров много лет проработал до того, как стать сначала вице-премьером Дагестана, а затем мэром Махачкалы.

Заявленные масштабы проекта были беспрецедентны не только для Дагестана. Долгое время «Лазурный берег» считался крупнейшим девелоперским проектом на юге России, если не считать олимпийские стройки в Сочи. На территории около 300 га, которые, по имеющимся данным, были предоставлены «Махачкалинскому взморью» в аренду на 49 лет, планировалось построить почти 2,4 млн кв. м жилья, социальную, развлекательную и гостиничную инфраструктуру. Объем вложений в мега-начинание оценивался в 150 млрд рублей.


В ходе реализации проекта предполагалось создать 36 тысяч рабочих мест, однако на деле работа на стройплощадке первоначально досталась вовсе не дагестанцам. В качестве партнера проекта была выбрана китайская компания Dalian Tiangong Architectural Design, которая привезла в Дагестан своих специалистов – от инженеров до поваров. Что же касается обещанных рабочих мест для жителей республики, то они, как уверяли инициаторы проекта, должны были появиться уже после завершения всех работ.

Впервые «Лазурный берег» «прогремел» на Дагестанском экономическом форуме летом 2011 года, где проект показали тогдашнему полпреду в СКФО Александру Хлопонину. 27 сентября того же года был залит первый фундамент на месте будущего города-спутника, а получение статуса приоритетного проекта позволяло рассчитывать на получение господдержки.


 

 

Правда, тем, кто регулярно проезжал по дороге между Махачкалой и Каспийском, могло показаться, что на участке, выделенном под строительство города-спутника, ничего не происходит. Это объяснялось просто: для начала возведения зданий требовалось создать значительную инженерную инфраструктуру – водохранилище и канализационный коллектор, а также провести берегоукрепление и создать городок для китайских рабочих. Все эти затраты, если верить инициаторам проекта, взяли на себя инвесторы.

Наконец, 29 мая прошлого года «Махачкалинское взморье» сообщило, что долгожданное строительство первых жилых домов началось. Тогда же было заявлено, что инициаторы проекта отказались от сотрудничества с китайцами, а все строительные работы будет выполнять дагестанская строительная организация – ООО «Салам». Но всего через два дня после этого идейный вдохновитель проекта Саид Амиров был задержан в своем доме в Махачкале, что и предопределило дальнейшую судьбу «Лазурного берега».

Перспективное наследство

То, что вокруг лакомого куска земли на берегу Каспия идет борьба разных групп дагестанского руководства, стало понятно почти сразу после ареста Амирова. Например, в июле прошлого года в интервью «Кавказской политике» вице-премьер Дагестана Абусупьян Хархаров, которого тогда называли одним из претендентов на пост нового главы Махачкалы, дал понять, что у него есть свои виды и на «Лазурный берег». «Это прекрасный проект, но все эти годы им занимались на несколько местечковом уровне, – сказал Хархаров. – Если правильно к нему подходить, то требуется формирование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение крупных инвестфондов, потому что чисто кредитные средства здесь работать не будут».
Врио мэра Махачкалы Муртазали Рабаданов (представитель фамилии, имевший самое непосредственное отношение к «Лазурному берегу»), со своей стороны, тогда же предложил использовать территорию, отведенную под проект, для создания новой набережной Махачкалы, а затем рассказал о планах построить там студенческий городок. А Рамазан Абдулатипов (на тот момент – врио главы Дагестана) заметил, что на территории «Лазурного берега» можно построить плавательный спорткомплекс более чем на 1300 человек.

Скорее всего, еще несколько месяцев после ареста Саида Амирова «хоронить» мегапроект не собирались. Например, в одном из приложений к постановлению главы Махачкалы от 5 августа прошлого года №1791 в рамках плана мероприятий по реализации приоритетного проекта президента Дагестана «Эффективное территориальное развитие» было указано, что на февраль 2014 года запланировано подписание инвестиционного меморандума на сумму от 1 млрд долларов между администрацией города и «Махачкалинским взморьем».

Однако уже в ноябре прошлого года Муртазали Рабаданов признал, что строительство «Лазурного берега» остановлено. «Сказать точно, на какой стадии находится проект, я не могу, – заявил он на пресс-конференции в РИА "Дагестан”.- Скажу одно, что проект на данный момент «заморожен» и дальнейшая судьба этого проекта находится под вопросом. Сам проект неплохой, но на его реализацию нужны инвесторы, которых пока нет». «Инвесторы, которые были готовы прийти, были готовы прийти под другую команду», – добавил вскоре после этого врио мэра в интервью «Газете.ру».

Не остался в стороне от истории с «Лазурным берегом» и сам Саид Амиров. В интервью одному из федеральных изданий в октябре прошлого года из стен СИЗО он намекнул, что прекращение проекта может серьезно отразиться на инвестиционном климате Северного Кавказа. «Я привлек к сотрудничеству дагестанских и иностранных предпринимателей, специалистов. Теперь мне сообщают, что все, конечно, в недоумении, в шоке, особенно иностранные партнеры. Они же пошли на сделку под мои гарантии, под мое слово, а теперь что?» – вопрошал арестованный градоначальник.


Сад без города

Новый поворот в истории с «Лазурным берегом» произошел после того, как пост врио мэра Махачкалы в апреле занял Магомед Сулейманов. Новый глава города сразу же взялся за «тяжкое наследство», доставшееся ему от эпохи Саида Амирова в сфере земельно-имущественных отношений, и среди прочего довольно быстро выяснилось, что на территории «Лазурного берега» происходила незаконная продажа земли. Информация об этом прозвучала на совещании в городской администрации по санитарному состоянию Махачкалы в начале сентября.

По словам Магомеда Сулейманова, связанная с этим группа лиц также была причастна к незаконному строительству в городе. Вспомнили и о том, что махачкалинская мэрия на протяжении нескольких лет пыталась выселить жителей поселка Рембаза, прилегающего к территории будущего города-спутника.

Всего через несколько дней после совещания в горадминистрации на заданную тему выступил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. «На одного человека, родственника мэра, оформлено 90 участков, на второго – около 250 гектаров, якобы "Лазурный берег”, все роздано незаконно, – заявил он на пресс-конференции в Москве. – И когда мы там собираемся что-то делать, мы смотрим, что ни одно предприятие не принадлежит городу. Купили за два миллиона рублей, а когда мы говорим о возвращении, они предлагают их за 2-2,5 миллиарда. Мы хотим, чтобы правоохранительные органы стали подключаться, хотя зачастую и сами они в этом участвуют».

Вскоре последовали и оргвыводы. В конце октября, совершив инспекционную поездку между Махачкалой и Каспийском, Абдулатипов потребовал привести в порядок прилегающие к трассе участки и поручил заложить между двумя городами сад. После чего исключение «Лазурного берега» из числа приоритетных проектов, похоже, превратилось в формальный вопрос.

 

Кавказская политика

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Единороссы Дагестана в ноябре приостановят членство Амирова в партии

Сына экс-мэра Махачкалы заподозрили в покушении на Гаджи Махачева

Мосгорсуд оставил под арестом отстраненного от должности мэра Махачкалы Саида Амирова

Абдулатипов напутствовал мэра Махачкалы по этапу

Кадры задержания мэра Махачкалы Саида Амирова

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия