"Манатаризм" против доллара
Резкое падение цен на нефть не скажется на жителях Азербайджана, а курс маната останется стабильным, уверен президент этой страны Ильхам Алиев. "Цены на нефть сильно упали. Кто-нибудь в Азербайджане почувствовал это? Нет, и не почувствует, так как экономические устои у нас мощные", — сказал он.
То, что манат не рухнул и, более того, продолжает стоить дороже доллара, Алиев объяснил "экономической силой и продуманной политикой" страны. Впрочем, отметил он, стабильность курса маната не вполне позитивна для экспортного потенциала Азербайджана, но "это социальный вопрос, так оно и должно быть". Малую степень уязвимости Азербайджана от внешних факторов президент объяснил также тем, что страна проводит независимую политику. "Никакая посторонняя сила не может повлиять на нашу волю. Мы ничего не делаем и не станем делать под чью бы то ни было диктовку", — цитирует Алиева ТАСС.
При желании в выступлении азербайджанского лидера можно усмотреть элементы политического и экономического пиара, но факт остается фактом: манат не дрогнул, он по-прежнему стоит около $1,28 — плюс минус несколько тысячных (!) доллара.
Обрушение рубля в России списывают на резкое падение цены на нефть. Но Азербайджан тоже экспортирует нефть, причем "на душу населения" еще в больших объемах, чем Россия. В структуре ВВП республики "черное золото" занимает также больше места, чем в РФ, а в бюджете страны цена на нее заложена на уровне 90 долларов за баррель. Кстати, для справки: бюджет АР на будущий год должен составить чуть больше 21 млрд манатов (почти $28 млрд) — т. е. несколько больше, чем у Украины, к примеру, и это при 10-миллионном населении — т. е. опять таки вчетверо меньшем, чем у той же Украины.
Так в чем же секрет азербайджанской "непотопляемости"? Ее составляющих, вероятно, много. И самым не существенным является отсутствие западных санкций в отношении Азербайджана.
Во-первых, политика Центробанка АР не способствовала и не способствует искусственному ажиотажному спросу на иностранную валюту. То есть, государство на этом не спекулирует, хотя и может вместе с коммерческими банками получить от соответствующего процесса колоссальные доходы. Но в Баку, видимо, предпочитают сохранять финансовую и социальную стабильность, гарантирующую стабильность политическую.
Во-вторых, Центробанк Азербайджана не отпустил манат в свободное плавание, что тоже лишило игроков финансового рынка возможности нагреть руки на спекуляции валютой. Кроме того, ЦБ Азербайджана не скупится на поддержку национальной валюты из собственных резервов, что тоже не дает манату ползти вниз. То есть, курс доллара строго регулируется самим государством. Кстати, золотовалютные резервы Азербайджана в октябре составляли $53 млрд (примерно равнялись ВВП), т.е. "на душу населения" они примерно в 1,6 раза превышали аналогичный российский показатель, но в общем-то это величины одного порядка.
Вот еще причины, по которым, считает председатель азербайджанского Центра экономического и социального развития Вугар Байрамов, курсу маната ничего не угрожает. "Несмотря на увеличение давления доллара на манат в связи с падением цен на нефть на мировом рынке, пока в платежном балансе страны сохраняется положительное сальдо. Значительный профицит по-прежнему наблюдается и во внешней торговле. Это означает, что из страны вывозится намного меньше валюты – в данном случае, доллара, чем в нее завозится", — пояснил он агентству "Новости – Азербайджан". Отметим, между прочим, у России сальдо внешнеторгового баланса тоже очень даже положительное, однако, как мы видим, рубль это не уберегло.
Тем не менее, цена на основной экспортный продукт Азербайджана – нефть — падает, что не может способствовать социально-экономическому развитию Азербайджана. Но, как сказал Vesti.Az член комитета по экономике парламента Азербайджана Вахид Ахмедов, "… каждое снижение нефти на 10 долларов уменьшает доходы госбюджета на 256 млн манатов. То есть, даже при нынешнем снижении цен на нефть мы теряем всего 2 млрд манатов. Это не такая и большая сумма, чтобы опасаться за наполнение госбюджета или прогнозировать какие-либо социально-экономические потрясения в стране в следующем году".
Правда, отметил он, некоторые проблемы возникнут у Нефтяного фонда, поскольку его прибыль уменьшится, и ряд инвестиционных проектов может быть пересмотрен: "Но этот вопрос может встать лишь к середине 2015 года".
Словом, пока азербайджанские эксперты констатируют устойчивость национальной валюты и практически полное отсутствие инфляционных процессов. Населению, убеждены они, не грозят никакие экономические и социальные потрясения, а падение цены на нефть может отрицательно отразиться лишь на объеме стратегических валютных резервов Азербайджана. Однако такой сценарий возможен только в случае длительного сохранения цены на нефть ниже 60 долларов за баррель. Но, считают азербайджанские эксперты, к середине 2015 года цена на нефть возрастет до 85-90 долларов.
Отметим, что азербайджанская экономика наиболее независима от экономик других стран, включая российскую. Но Россия является одним из главных торговых партнеров Азербайджана, и хоть какое-то негативное влияние затяжная девальвация рубля на нее окажет. Но это вопрос довольно отдаленной перспективы.
Вероятно, стабильность маната обусловлена еще и тем, что Азербайджан не только не манипулировал курсом доллара и жестко держал его, но еще на протяжении 15 лет не разбазаривал свои золотовалютные резервы и усиленно копил их во времена рекордно высоких цен на нефть. В итоге это привело к тому, что страна, в пересчете на импорт, сейчас "застрахована" на 50 месяцев, в то время как Россия – всего на год с небольшим.
Но азербайджанская стабильность может несколько пошатнуться за счет высокой вероятности возвращения трудовых мигрантов из России на родину. Ведь деньги, заработанные ими в РФ, обесценились, и они уже не могут отправлять домой даже половины прежних сумм, предназначенных для помощи близким. Кстати, денежные переводы из России в Азербайджан уже сократились, равно как в Грузию и Армению: при конвертации рублей в доллары или евро сумма получается столь смехотворная, что мало что решает в благосостоянии населения республик Южного Кавказа. Ведь, как правило, родственникам деньги шлют не олигархи, а обычные "трудяги", так что и суммы получаются соответствующие.
Словом, манат пока что держится крепко, чего не скажешь о других "кавказских" валютах, например, об армянском драме. Правда, он еще не побил рекорд обесценивания рубля, но соответствующая тенденция намечается. Правительство Армении сваливает падение драма на "глобальные региональные изменения" и на "спекулянтов", которых обещает "покарать", не уточняя, каким именно способом. Но, как пишет Lragir, "Самой действенной мерой против "спекулянтов" могло бы стать ограничение маржи между курсами покупки и продажи валюты, но Центробанк явно не мешает банкам и обменникам зарабатывать на рядовых гражданах".
В целом же, отмечает армянское издание, "Финансовый рынок Армении давно бы уже рухнул, не будь помощи Запада". И перечисляет, какие кредитные соглашения были оформлены республикой с "заграницей" в течение последних двух дней. В свою очередь "Айкакан жаманак" информирует, что в настоящее время в республике "… рассматриваются механизмы, которые пресекут перетекание полученных кредитов в Россию. Сейчас доллары в довольно крупных объемах текут именно в Россию. Но российские компании и местные импортеры покупают доллары не в коммерческих банках по страшному курсу, а сразу у Центробанка — по льготному курсу".
А еще Армении, из-за обесценивания российского рубля, грозит повышение цен на газ. Что неудивительно, поскольку нынешний тариф за топливо от "Газпрома" основан на стоимости доллара в 419 драмов, а по положению на 17 декабря доллар торгуется за 550 драмов. Премьер-министр Армении Овик Абрамян в связи с ажиотажем на финансовом рынке страны распространил заявление, в соответствии с которым правительство "продолжает придерживаться политики плавающего валютного курса в целях ограждения экономики от долгосрочной нестабильности". Вряд ли это удастся, пока к лучшему не изменится ситуация в России – Армения слишком зависит от Москвы и политически, и финансово, и экономически.
Несколько иная обстановка в Грузии. На днях доллар и здесь неожиданно подскочил с 1, 76 до 1, 95 лари. Если говорить о товарно-бытовом выражении, на сотне долларов потребитель потерял при обмене стоимость одного килограмма говядины не самого лучшего сорта. Однако цены на продукты мгновенно возросли от 15 до 35 процентов. Скандал был поднят грандиозный, и Национальный банк Грузии – надо полагать, из политических соображений – понизил курс до 1, 81 лари. Но уже 17 декабря доллар вновь подорожал, хотя и незначительно.
Судя по всему, доллар в Грузии сильно расти не будет – политические мотивы здесь превалируют над экономическими расчетами. Населению никто толком не объяснил, почему лари вдруг подешевел, а потом – также вдруг — подорожал. Эксперты же считают, что краткосрочное падение лари во многом было обусловлено "психологическим фактором" и "ажиотажем": Россия близко, и там доллар укрепляется до неприличия. Во-вторых, и это наиболее реальное объяснение, объем иностранных инвестиций в Грузии крайне низок, а экспортные операции сильно не поспевают за импортными.
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.