Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Казачество - мифы и реальность (II)

 

Разговоры о так называемом возрождении казачества начались ещё во времена горбачёвской перестройки. Тогда впервые на экранах телевизоров стали мелькать странные люди в военной форме каких-то непонятных родов войск, увешанные наградами непонятного происхождения, с погонами, свидетельствующими о каких-то воинских званиях, тоже непонятно кем присвоенными. Из нафталина были извлечены слова атаман, есаул, казачье войско… Это воспринималось почти так же, как появившиеся одновременно с ними Кашпировский и Чумак, и ничего кроме усмешки не вызывало. Какое войско, какие атаманы с есаулами? Осталось ещё возродить дружину Александра Невского в кольчугах и шлемах, а заодно мюридов Шамиля в бурках и с кремниевыми ружьями. Другое дело энтузиасты из военно-исторических клубов, которые в свободное от работы или учёбы время занимаются изучением каких-то событий, изготавливают соответствующую атрибутику, а потом где-нибудь в поле разыгрывают, к примеру, Куликовскую битву. Однако, при этом они не требуют возрождения древнерусских княжеств и не ходят в доспехах по улицам и кабинетам. Речь просто идёт об играх с познавательным уклоном. А у, тех, кто демонстративно позиционировал себя представителями казачества, наблюдались угрюмая серьёзность стремления "дважды войти в одну и ту же реку”.
***
Возрождение в казачестве административных и экономических отношений вековой давности, нереально, хотя бы потому, что самодержавие и демократия, какой бы ущербной она у нас сейчас не выглядела, понятия несовместимые. Если же речь идёт о возрождении культурных традиций казачества, то их вроде никто и не ставил под сомнение. Рождение человека, свадьба, похороны, одежда, песни, танцы, легенды, сказки, поговорки… Да мало ли ещё что. Со временем что-то отмирает, что-то появляется новое – процесс естественный для любой культуры. Носить черкески, папахи или чарыки с лаптями никто не запрещает, но они сохранились только для сцены и возможно каких-то памятных событий. Изучением и сохранением даже того, что отмирает, занимаются историки, этнографы, культурологи, музеи… В стране существовала и существует развитая сеть учреждений культуры. Безусловно, многое делается формально через пень колоду, что-то не делается вообще, так что нет предела совершенствованию.
***
И ещё - культура это дело кропотливое, небыстрое, неброское и зачастую интересное только некоторым чудакам, в то время, как душа просит общественного внимания здесь и сейчас. То ли дело драть глотку, браво маршировать на плацу или патрулировать по улицам, поигрывая нагайкой. Для этого много даже трёх классов церковно-приходской школы. Вот интересно, насколько "возрождение” Кубанского казачьего войска способствовало поднятию уровня исполнительского мастерства Кубанского казачьего хора, который десятилетиями концертировал по всему миру и без мудрой поддержки этого, с позволения сказать, войска?
***
Те, кто ходит в шароварах с лампасами не на сцене, а на улице, это очень узкий слой представителей казачества, состоящий, как правило, из не слишком адекватных фанатов, живущих легендами о прошлом, и самых обычных маргиналов. Ну и, конечно же, существуют личности, которые используют это движение в своих личных интересах. Серьёзным казакам заниматься шутовством некогда, потому что они, как и остальные, стоящие чего-то, россияне заняты делом. Это семья, учёба, работа, карьера (рабочие, фермеры, чиновники, военные, бизнесмены, ученые…) Если кого-то возмущают слова маргиналы или шутовство то, как оценивать парад казаков, который принимает губернатор Ткачёв, а рядом стоит атаман Кубанского казачьего войска, числящийся… в его заместителях? Кто такой Ткачёв, если войско и атаман действительно настоящие? Разве не атаман должен принимать парад? Однако, настоящими из прошлого, которым грезят, они не будут никогда. Конституция не позволяет. И господин Ткачёв не позволит. Причём, вовсе не из-за любви к Конституции, а к себе самому. Ему нужен объект для манипулирования, а не самостоятельный субъект.
***
Откровенно милитаристский уклон "возрождения” казачества начинался с вполне безобидного в этом отношении Закона РСФСР от 1991 года "О реабилитации репрессированных народов”, где, кстати, казачество упоминается как пример исторически сложившейся культурно-этнической общности людей, но никак не отдельного народа. История, к которой, судя по всему, приложили руки очень влиятельные лоббисты, начала раскручиваться и дошла до Закона о государственной службе российского казачества, государственных реестров казачьих общин, Совета при президенте по делам казачества, вручения президентом РФ казачьим войскам знамён (?!)… Юридически это не даёт ничего такого, что выходило бы за пределы, определенные законом для всех некоммерческих организаций, к которым отнесены и казачьи общества (войска). Вместе с тем, сам факт наличия знаков особого внимания, которыми не обладает больше ни одна некоммерческая организация, де факто, придавая казачьим обществам исключительную статусность, оказывают магическое действие не только на рядовых обывателей. Этим и пользуются всякие авантюристы для достижения своих целей.
***
Любопытное событие произошло в начале этого года в Ставропольском крае. Краевая прокуратура разослала в казачьи организации письма с требованием удалить из уставов норму, согласно которой членами этих организаций могут быть только лица, исповедующие православие. Шум поднялся невероятный. На защиту православия бросился, естественно, и епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл (ныне митрополит), который просветил прокуратуру, что "Казаки исторически являются носителями и защитниками традиционных для русского государство-образующего народа ценностей служения государства и исповедания православия” и напомнил, норму Конституции, гарантирующую свободу вероисповедания. А вот комментарий ещё одного защитника православия и казачества подесаула Оренбургского казачьего войска Зотова: - "Получается, что Кремль пригрел казачество, чтобы лишить его православия. Быть казаком и быть православным, это экстремизм.” И таких интерпретаторов нашлось немало. Под напором этого словоблудия прокуратура отступила, отозвав свои письма.
***
Так вот, во первых, митрополиту следовало бы знать, что казачество "исторически” формировалось из людей чрезвычайно далёких от "ценностей служения государству” и впоследствии за ”державность” им самодержавие очень даже прилично платило. Альтруизм в этом деле и рядом не стоял. Не буду дальше распространятся на эту тему, поскольку останавливался на ней ранее. Во вторых, быть казаком и православным это никакой не экстремизм и никто никого не собирался лишать этого права. Веруйте на здоровье и нечего передёргивать. Зато когда церковный иерарх считает, что казаком может быть только православный, хотя по закону им может быть любой гражданин России, достигший 18 летнего возраста (почувствуйте, как говорят в таких случаях, разницу), разве не он способствует росту межнациональной и межконфессиональной напряжённости? Разве это не означает, что в государстве российском (во всяком случае, на Ставрополье ) православные граждане располагают некоторыми правами, которых лишёны остальные.
***
- Хотите примеры? – Сколько угодно. Начиная с бесконечного числа правовых актов, касающихся казачества, которые в трактовке митрополита, получается, имеют отношение только к православным и кончая ткачёвскими сотнями бюджетных миллионов, которые он выделяет на содержание, получается, казачьих дружин именно православных. Давайте тогда создавать ещё и мусульманские, иудейские, буддийские… войска. Казачьи или какие-то иные, которые тоже хотят что-то поиметь с бюджета, возрождения ради. И чтобы президент вручал им в Кремле войсковые знамёна. Вот тогда это равноправие! То есть - или все в одном казачестве, или каждому своё "казачество” с равными правами. Ну и, как следствие, развал государства. Я не говорю уже о том, что государство должно закупать услуги (в случае с Ткачёвым - полицейские), раз уж оно считает их необходимыми, у частных структур на конкурсной основе, а не безальтернативно пользоваться услугами кого-то приглянувшегося.
***
Но это всё цветочки. "Отдашь палец - отхватят руку”. Вот откровения всё того-же Зотова– "Мы должны возродить Войско, возродить силу, которая будет услышана, а не стоять на коленях в очереди за «госслужбой» в ЧОПах. Пришло время сказать своё крепкое казацкое слово и заставить с собою считаться...Но дадут ли казакам вновь стать мощным кулаком? Понятно: ведь холопам из ЧОПов не обязательно быть казаками, продолжателями воинских традиций, православными воинами Христа”. Ну как? Впечатляет? Для полноты осталось ещё написать "письмо турецкому султану”. Товарищ явно неадекватен, но, уверяю вас, он не одинок. Среди казачества имеется не один такой "восстановитель”, заражённый радикализмом.
***
Безусловно, казачество у нас хоть и не де юре, но в основном русско-православное. Пока этот балаган с казачьими войсками и атаманами воспринимается как относительно безобидное действо, все молчат. Но есть черта, переступив которую оно приобретёт совершенно иное качество, которое может вызвать острую реакцию со стороны остальных конфессий и народов, в том числе и русского – неказацкого, последствия которой непредсказуемы. Странно, что государство этого не чувствует и продолжает потакать чьим-то нездоровым интересам.

Кавказская политика

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Казаки в Дагестане

За шесть лет на развитие казачества Кубани выделят 6 млрд рублей

Власти дали терскому казачеству волю. Чиновники обещают не вмешиваться в предстоящие выборы атамана

В Сочи на охрану правопорядка направлено более 800 казаков

Кавказ уплотнят казаками-азиатами

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия