Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Казаки в Дагестане

Кизлярский атаман Валентин Иванов по поводу создания обществ в Махачкале и Каспийске

 Валентин Иванов

Кизлярское казачье общество Терского войска планирует создать новые казачьи общества в Махачкале и Каспийске. Об этом в последние дни передавали в самых разных кавказских СМИ.

Сама инициатива прозвучала из уст атамана Кизлярского особого приграничного округа Терского войскового казачьего общества Валентина Иванова на совещании, посвященном вопросам развития казачества в Северном регионе Дагестана, под председательством министра по национальной политике Дагестана Татьяны Гамалей, передает РИА Дагестан.

Правда, сам Валентин Иванов в беседе с нами выразил своё удивление тому, что подробности этой встречи стали достоянием широкой общественности, так как он не предполагал, что встреча будет носить публичный характер.

В сетевом пространстве стали ходить различные слухи о том, с какой целью в городах Дагестана создаются казачьи общества и какую функцию они будут носить. Актуальность вопросу придает то, что на Западном Кавказе, в Краснодарском крае уже имеется опыт привлечения кубанских казаков к несению правоохранительной службы.

В беседе с нами Валентин Иванов полностью отверг такую возможность в случае с казачьими обществами в Дагестане, отметив, что казаки никогда не выполняли полицейские функции.

ФЛНКА: В чем заключается цель создания казачьих обществ в Махачкале и Каспийске?

Валентин Иванов: Мой дед Иванов Федор Васильевич в августе 1942 года призывался Махачкалинским городским военкоматом на фронт, а в 1945-м он вернулся домой в Махачкалу. Мои дедушки, прадедушки и прабабушки все похоронены в Махачкале.

В этом городе раньше проживало очень много русских. Я учился в 13-й школе и в университете в Махачкале. В Дагестане, Махачкале, Хасавюрте есть еще много русскоязычных лиц с казачьими корнями. Мы хотим найти этих людей и объединить их.

Но Вы ведь понимаете разницу. Кизлярское казачество существует исторически, в других же частях Дагестана казачьих формирований не было. То есть новообразованные казачьи общества не будут иметь исторического подтекста.

Наверное, было бы справедливо и мне задать Вам вопрос, почему существует лезгинская организация в Москве. Давайте будем справедливыми и честными. Мы ведь не предъявляем никаких претензий, исходя из исторических обоснований, в отличие от других общественных организаций.

Мы хотим создать общественную некоммерческую организацию. Посмотрите список – в нем фигурируют садовые и огородные общества казачьего общества. Что в этом такого?! К тому же, посмотрите на карту, обратите внимание на границы исторической Терской области и всё прояснится.

Терское казачье войско и Терская область – это разные вещи.

Терская область – это территория Терского войска, она была создана именно как область Терского войска.

Терская область была отдельной административно-территориальной единицей в составе Российской империи.

А как же Область Войска Донского?

Вот видите, в названии Области Войска Донского так и указано, что область относится именно к донским казакам. В случае с Терской областью идет географическая привязка к реке Терек, а не Терскому казачьему войску. Впрочем, речь не об этом. Инициатива создания казачьих обществ в Махачкале и Каспийске призвана решить какую-то проблему?

Нет, мы не намерены решать какие-то проблемы.

В начале нашего разговора Вы отмечали, что в Дагестане сократилось русское население.

Сократилось, но мы не намерены решать эту проблему, это естественный демографический процесс, который имеет свою причину и общественные организации решать такие проблемы не могут. Никаких имперских амбиций у нас нет, просто хотим учредить общественные организации.

А каковы будут цели, задачи, функции новых казачьих обществ?

В задачи входит возрождение казачьих традиций, быта. У меня есть дореволюционная фотография, на ней изображена улица Буйнакская, которая в те времена носила название Барятинская. На фотографии изображен мой прадед в казачьей форме, а на обороте написано: «Город Порт-Петровск, улица Барятинская».

Я не говорю про Преображенское укрепление в Ботлихе, не говорю про церкви в Дербенте, про две церкви в Буйнакске, после возведения которых в 1860 году он стал городом. Мы абсолютно не собираемся поднимать эти вопросы, мы ставим перед собой совершенно другие цели.

Мы хотим готовить свою традиционную пищу, петь свои песни, мы хотим общаться между собой, как это делали наши предки и поддерживать отношения с другими народами.

Вы, наверное, в курсе о существующей на Западном Кавказе (кубанские казаки в Краснодарском крае) практике, когда казаки выполняют правоохранительные функции, помогают полиции патрулировать улицы. У Кизлярского казачества нет таких инициатив?

Казаки никогда не выполняли полицейских функций. У нас всегда имелось свое самоуправление, и в подобных функциях не было нужды, так как все регулировалось казачьим укладом жизни. И потом, как Вы себе представляете казачий патруль в Табасаране? Я, лично, не представляю себе такого.

Почему Вы не спрашиваете, может мы откроем в Доме дружбы в Махачкале свою экспозицию, может мы при православном храме в Махачкале откроем воскресную школу, может будем выступать по районам Дагестана с концертами, с казачьими песнями и танцами. Почему Вы спрашиваете не об этом, а задаете вопросы с политической подоплекой?

На Кавказе уже существует прецедент осуществления казаками правоохранительных функций, в этой связи и был задан вопрос.

У нас совсем другие цели и задачи. Да, мы будем участвовать в охране общественного порядка вместе с другими народами и обществами Дагестана, будем совместно оказывать помощь республике в решении всех этих вопросов.

Как прокомментировала новую инициативу Министр по национальной политике Дагестана Татьяна Гамалей на состоявшейся официальной встрече?

Это была не публичная встреча, а кто сделал это достоянием общественности – вопрос, в котором надо разобраться. Одним словом, не надо искать в наших действиях какую-то политическую подоплёку. Мы ведём себя намного тише и скромнее, чем все остальные национальные движения и организации. Мы не даем повода делать какие-то выпады в наш адрес. Не даем повода к тому, чтобы нас кто-то в чем-то заподозрил. Может быть и в ущерб своим интересам, но мы стараемся показать себя с хорошей стороны, показать свою привлекательность и конструктивный настрой.

Мы не отворачиваемся ни от кого, готовы к любой дискуссии и открыты для любого разговора. Почему в Москве, Ростове, Краснодаре лезгинское общество есть, а тут, смотри, казаки обнаглели, в Махачкале хотят создать казачье общество! Речь идет о том, что возможно будет рассмотрен вопрос о создании казачьих обществ в Махачкале и Каспийске. Кстати, они почему-то не написали про Хасавюрт, хотя этот город также фигурирует в нашей инициативе. В Хасавюрте на момент основания города было 476 дворов, из них было два кумыкских и четыре еврейских, а остальные все были казачьи. Тоже будете спрашивать, зачем создаете в Хасавюрте казачье общество?

Наши цели прекрасно описаны в Стратегии развития российского казачества. Это сохранение наших традиций, культуры, образа жизни.

Это будет что-то близкое к военно-патриотическому клубу?

Нет, это больше напоминает клуб домоводства – как правильно приготовить борщ, пирожки, как правильно вышивать крестиком, ездить верхом. Но и военно-патриотический аспект тоже будет присутствовать.

Спасибо Вам за интересную беседу.

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Власти дали терскому казачеству волю. Чиновники обещают не вмешиваться в предстоящие выборы атамана

Терский атаман Вячеслав Пилипенко пошел по стопам своего предшественника, требуя пашни

Депутат Госдумы РФ направил в Генпрокуратуру запрос о законности приватизации Кизлярского коньячного завода

В Сочи на охрану правопорядка направлено более 800 казаков

Казачьи аппетиты

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 18 сентябрь 2015 18:33

16 сентября на заседании президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям руководитель ФАДН Игорь Баринов заявил: "На сегодняшний момент (в регионах) функционал раздроблен между различными подразделениями, и единого подхода в этом нет. Наша задача как раз сделать и дать регионам методические рекомендации как все-таки надо регулировать эту сферу деятельности, чтобы унифицировать подходы (к национальной политике)", - сказал он.

По его словам, в регионах слабо представляют, как укреплять единство нации. "Очень часто мероприятия, направленные на укрепления российской нации, представляют из себя, по мнению наших региональных властей, например, приобретение нескольких костюмов для казачьего хора. Этого мало для укрепления российской нации", - отметил Баринов.

 Некоторые наверное, поняли слова Баринова буквально..)))На самом деле не сомневаюсь ,что казаки как и любой другой народ имеют право на организацию собственных обществ, но судя по нервной (иногда справедливо) реакции атамана на вопросы журналиста, о "секретности" встречи с главой Миннаца, ощущаешь, что он не обо всем договаривает.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия