Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Война из толерантности

 

 

О том, почему в Париже произошел теракт, как эта ситуация сказывается на СМИ Грузии, кто из граждан Грузии угрожает своей стране и почему – об этом и многом другом в интервью «Кавказской политике» рассказал эксперт-политолог, культуролог, председатель «Школы критического мышления Тбилиси», приглашенный лектор Грузино-американского университета Тбилиси Коба Купрашвили.

—Как вы оцениваете случившееся в Париже? Почему это произошло сейчас?


- Террористические акты, которые шокировали Францию и всю Европу, нельзя оценивать иначе, как акты, направленные против человечности, но они также показывают, что европейский проект мультикультурализма грандиозно провалился.

Ни для кого не секрет, что многие граждане, особенно молодые, корни которых из исламских стран, радикализируются и часто участвуют в военных действиях в Сирии. И то, что эти люди, получившие боевой опыт, рано или поздно вернутся «домой» и устроят террор уже в Европе, было делом времени. Наверное, правильнее спросить: а почему такое не произошло раньше?

— То есть в некотором смысле можно сказать, что толерантность спасла Францию от французов?

— «Толерантность», насколько мне известно, это термин, который взят из медицины и обозначает, что иммунная система ослаблена. Нельзя быть толерантными к фундаментализму и радикализму. И Франция тут не исключение.

Тем не менее, у меня есть подозрение, что Франция неслучайно оказалась целью терактов именно сейчас.

— Почему?

— Дело в том, что Европу, как и весь мир, накрыл кризис. А лучшим выходом из больших кризисов всегда была и остается большая война. Но ее нельзя начать на пустом месте. Нужен враг, зло, против которого все смогут объединиться и устроить поход… не хочется употреблять слово «крестовый». 
 
Россия для этой роли не совсем подходит, а вот организация «Исламское Государство» – вполне. Думаю, неслучайно всего за один год был создан образ страшного ИГ, несущего опасность для всего «мирового содружества».
 
Интересно, кто их финансирует, кто обеспечивает черный пиар в масс-медиа? Параллельно усиливалось напряжение в самой Европе и негативные настроения против мусульман, проживающих там.

А Франция до последних событий оставалась не совсем надежным союзником в войне против терроризма. Думаю, что после случившегося позиция Парижа изменится.

— Из ваших слов вытекает, что, помимо самобытности проблемы с радикалами, имеет место вмешательство третьих сил, в частности США, как заверяют некоторые эксперты?

— Мне не хотелось бы указывать на отдельные страны и выстраивать теории заговора, но все тенденции последних лет шли именно к такому развитию событий.

Думаю, многие на Западе слишком заигрались с радикальными силами, например, с такими странами, как Саудовская Аравия, и были готовы использовать любые силы, например, для свержения Башара Асада в Сирии. В итоге они выпустили джинна, которого не в силах контролировать.
 
— После нападения пошла волна перепечатки карикатур издания «Шарли Эбдо» как ответ журналистского сообщества на агрессию. В частности, офис немецкой газеты перепечатал карикатуры и также подвергся нападению. Как вы расцениваете происходящее? Можно ли отнести это к продолжению кампании по развязыванию войны, условно, говоря межу Востоком и Западом?

— Это не война между Востоком и Западом, но мы имеем дело со столкновением цивилизаций, как предсказывал Хантингтон.

Что касается реакции журналистского сообщества в той же Германии, – это естественная реакция, которую следовало ожидать. Дело в том, что журналисты находятся во власти либеральной парадигмы мышления и просто не могут иначе.

Они считают, что отстаивают таким образом либеральные ценности. А когда отстаиваешь ценности, уже не думаешь о возможных последствиях, это становится делом принципа. И то, что этим они могут провоцировать новые акты насилия со стороны радикально настроенных исламистов, их не волнует.

Как раз в Германии за последние несколько месяцев усиливается движение «Пегида» (аббревиатура обозначает: «Патриоты Европы против исламизации Запада»). Думаю, последние события подливают масла в огонь. Я был на днях в Германии, и там эксперты тоже опасаются террористических актов.

— Есть ли грузинские СМИ, которые также намереваются перепечатать карикатуры?

— В интернете и социальных сетях этому помешать невозможно. Но что касается основных медиа (а 98 % грузин в основном получают информацию от телеканалов), то там действует принцип, прописанный в журналисткой этической хартии Грузии, который запрещает показывать кадры и материалы, способные спровоцировать насилие.

Несмотря на это, угрозы в интернете уже прозвучали и в адрес Грузии от ее граждан–мусульман, находящихся сейчас в Сирии и воюющих на стороне ИГ.

— Речь идет об Умаре Шишани?

— Нет, сегодня в социальных сетях распространяется угроза некого Тамаза (или Ахмеда) Чагалидзе, выходца из Аджарии. Он обращается к «Кяфирам Грузии» и угрожает Православной Церкви и всем, кто принимал участие в операциях НАТО... А гражданам он предлагает принять ислам и подчиниться халифату, дабы избежать сурового наказания.

— То есть идет противоборство с европейским выбором Грузии, который она сделала на официальном уровне. В этой ситуации что предпримет власть? Грузия присоединится к борьбе против терроризма? И как это будет выражаться во внутренней политике?


— Грузия имеет очень важное геополитическое положение в регионе, уже исходя из географии.

На официальном уровне уже озвучивались планы предоставления возможности для инфраструктуры НАТО или планы по созданию тренировочной базы, например, для сирийских повстанцев, которые не являются радикальными исламистами.

Опасаюсь, что это может поставить под удар и нашу страну.

— Есть риск гонения на мусульман со стороны власти?

— В Грузии на протяжении многих веков мирно жили представители разных религий. Думаю, никаких гонений против местных мусульман быть не может, но есть риск поляризации в обществе, подобной тому, что происходит в Европе.
 
— А как реагирует грузинская общественность на эти события? В конце концов, в Грузии проживает немало мусульман. Нет косых взглядов?

— Есть мусульмане, которые не приемлют карикатур, оскорбляющих ислам. Но есть и православные христиане, которые также не приемлют подобных карикатур на Христа или Марию.

Конечно, терроризм никто из них не оправдывает, но это очень чувствительная тема, и надо быть очень осторожными и не оскорблять религиозные чувства представителей любой конфессии. Ни к чему хорошему это не приведет.


Надана Фридрихсон

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Грузия и Китай договорились о "кратчайшем пути из Азии в Европу"

Пентагон берет Грузию под защиту. Командующий армией США в Европе пообещал Тбилиси поддержку в случае "внешней агрессии"

Учения пяти стран НАТО пройдут в Грузии в июле

Турция, Грузия и Азербайджан создают штаб

Умер Эдуард Шеварднадзе

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия