Жители горных сел Кабардино-Балкарии решили заняться сельским хозяйством сообща
«В администрациях сел лежат сотни заявлений на получение земли, но ее не дают. Десятки и тысячи гектаров земли занимают посторонние люди, не имеющие никакого отношения к этим землям», - говорится в обращениях сельчан к чиновникам.
Брендовая работа
Недолго думая, на недавней конференции в Нальчике учредили два кооператива — кредитный и производственный. Названия тоже придумали сразу: «Эльбрус» и «Минги тау» (название той же горы на балкарском языке).
«Эльбрус — это бренд. Продукцию под таким названием будут сразу узнавать», – дальновидно заметила инициатор создания кооперативов Айшат Солтанова.
С ее слов, только таким способом горные территории смогут выжить, развиваться и остановить отток молодежи. «Села сейчас в таком положении, что там уже некому работать», – считает она.
В городах проживают 54% кабардино-балкарцев (466 232 человека), в селах — 46% (392 831 человек). КБР остается трудоизбыточной, люди в поисках работы и лучшей жизни уезжают отсюда в большие города. Начиная с 1990-х годов, по данным ФМС, фиксируется отрицательное сальдо миграции.
По статистике, в 2013 году из республики уехали 6244 человека, из которых почти 70% (4224 человека) — это трудоспособное население, люди в возрасте до 40 лет. Образованная и активная молодежь перебирается в другие регионы России. Ее место занимают необразованные и неквалифицированные иностранные работники: только в 2013 году в Кабардино-Балкарию приехали 19 235 иностранцев. В основной своей массе они торгуют на рынках и нанимаются помощниками в частные хозяйства.
Так что, по мнению Айшат Солтановой, именно сельская кооперация должна обеспечить людей работой и удержать молодежь. «В реальности никакая другая распространенная форма хозяйствования не способна решить проблемы сел. Поэтому наше будущее в кооперации, в ее классических формах и принципах», – уверена она.
Сбыт продукции, ее переработка и реализация, использование дорогостоящей техники, сооружений, транспорта, хранилищ, кредитование, строительство, а также информация и переподготовка кадров – все это должно быть в руках сельской кооперации, считает Солтанова.
И снова импортозамещение
Решение о создании сельхозкооператива принято, начался процесс регистрации организаций в министерстве юстиции. Но учредители уже готовы разнообразить рацион россиян собственными продуктами.
«Сейчас наша страна планирует заключить договоры по поставке сельхозпродукции с некоторыми странами, чтобы заместить европейский импорт. Хотелось бы, чтобы до этого Минсельхоз республики выяснил, какую продукцию наши сельчане могли бы поставить на российский рынок. Нам надо занять эту нишу. Если сельчане будут уверены в гарантированном сбыте продукции, у них будет стимул для развития», – говорит Солтанова.
При этом будущие кооператоры уже рассчитали, что они могут дать стране: мясо, мед, рыбу, вязаные шерстяные изделия. Но сельчане, в свою очередь, рассчитывают на поддержку государства в виде возмещения затрат на приобретение элитных семян, помощь при закладке многолетних плодовых и ягодных насаждений, содействие в разведении племенного животноводства.
К примеру, по словам жительницы Верхней Жемталы Черекского района Марьям Занкишиевой, обособленное отделение кооператива в этом горном селении может заняться животноводством. Для этого у них есть крупный рогатый скот, а на 13 гектарах земли, которыми они владеют, можно заняться интенсивным садоводством.
«Производственная бригада будет делать полуфабрикаты и выпекать хлеб. У нас есть небольшая пекарня. Но было бы хорошо наладить производство шерстяных изделий по современным технологиям», – рассуждает женщина.
Даже в самые тяжелые для народа годы депортации балкарки спасали свои семьи рукоделием. Связанные ими шерстяные вещи можно было найти в любой советской семье.
«Трудолюбивые горянки, не жалея себя, производили одежду из шерсти — шапочки, носки, платки, шарфы, кофточки, кардиганы и многое другое. Благодаря этому люди были самодостаточны, а вырученные от продажи шерстяных изделий деньги хранились в Сбербанке. Тем самым они способствовали развитию страны», – говорит Марьям Занкишиева.
Но сегодня нужны оборудованные современными машинами производственные цеха. «Необходимые навыки есть, нужно только возобновить былое и наладить промышленное производство вязаных изделий. Сейчас тоже не лучшие времена. Опять деньги обесцениваются», – сокрушается наша собеседница.
Жители высокогорного селения Кёнделен, в котором также открыто обособленное отделение кооператива, тоже готовы разводить как крупный рогатый скот, так и мелкий. Кроме того, климатические и природные условия позволяют заниматься пчеловодством и разводить рыбу.
По словам жителя Кёнделена Эльдара Чепкенчиева, сельчане готовы работать, но им нужна помощь государства. «Жизнь показала: только объединившись, сельские труженики могут устойчиво развиваться. Скотоводство традиционно обеспечивало горцев всем необходимым: одевало, кормило, обувало.
Традиционные балкарские блюда — вареное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира (жёрме), заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), йогурт (жууурт айран), копченое мясо, различные виды сыра — могли бы лечь в основу экологически чистых продуктов, производимых в республике. Тем более сейчас, когда страна попала под санкции», – объясняет он.
Приоритеты расставлены
Сейчас крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели производят более 30% общего объема продукции АПК. А 2015 год, по инициативе главы республики Юрия Кокова, объявлен Годом сельского хозяйства. Перейти от деклараций к реальным делам он призвал уже в день вступления в должность, в октябре прошлого года.
«Интенсивное развитие должны получать высокодоходные отрасли, прежде всего виноградарство и плодоовощеводство. Особое внимание будет уделено освоению горных районов, что в стратегическом плане позволит резко увеличить производство животноводческой продукции за счет рационального использования потенциала альпийских лугов, земель отгонного животноводства», – говорил он.
Кооперация в сельском хозяйстве обсуждалась на заседании постоянно действующей комиссии по развитию Северного Кавказа, которое премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел в Нальчике в конце прошлого года. Так что жители горных сел, можно сказать, выполняют задачи, поставленные властями.
«Министерство сельского хозяйства КБР готово помочь и поддержать все инициативы, направленные на развитие отрасли, – говорит представитель ведомства Расул Уянаев. – На этот год у нас запланировано множество программ в этом направлении. Кооперация – это выход для сельчан. Вот недавний пример: к нам обратились за помощью жители соседнего региона, хотят наладить закупку крупного рогатого скота. Если кооперативы заработают, мы могли бы направлять покупателей к ним».
«Сельская кооперация — один из выходов для сельчан, – считает исполнительный директор Кабардино-Балкарского регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления Николай Маслов. – Для таких объединений сегодня есть отдельное субсидирование, просто надо обратиться в Минсельхоз.
Но для начала надо решить, чем заняться – разведением скота или выращивать овощи, и составить бизнес-план. Горцы всегда славились своим трудолюбием, даже в самых тяжелых условиях они могли своими руками обеспечить благосостояние семей. Но помимо производства надо решить вопрос с реализацией продукции. Это даже основной вопрос. Но, думаю, кооперация — разумное, реальное решение и один из выходов для села».
Землю – крестьянам
Сельское хозяйство названо приоритетным, субсидии, кредиты, другие формы государственной поддержки заложены в бюджете. Власти заинтересованы в равномерном и справедливом их распределении. Об этом Юрий Коков говорил на различных совещаниях уже не раз.
Но камнем преткновения может стать нерешенная земельная проблема. О том, что землю надо раздать сельчанам, говорят в республике на протяжении последних десяти (а может и более) лет.
В республике создана земельная комиссия, идет работа по инвентаризации земель сельхозназначения. Но пока жители сел все чаще собираются на сходах, пишут обращения на имя главы республики с просьбами, а иногда и требованиями решить наконец-то эту проблему, раздать сельчанам земли и дать им самим работать.
«У нас в Кёнделене почти нет земель, а если и есть, то в аренде. Зачастую мы даже не знаем имен тех, кому она принадлежит. Но в селе много молодежи, мы готовы работать, нам надо только помочь», – говорит житель Кёнделена Эльбрусского района по имени Алим.
А жители Терского района опасаются: «Если отношение властей к сфере сельского хозяйства не изменится существенным образом, то текущие процессы могут получить непредсказуемые последствия».
Недавно в интернете появилось обращение жителей четырех сел района, в котором они в категоричной форме потребовали решить земельный вопрос.
«В администрациях сел лежат сотни заявлении на получение земли, но ее не дают. Это при том, что десятки и тысячи гектаров земли занимают посторонние люди, не имеющие никакого отношения к этим землям.
Развитием сельского хозяйства должны заниматься жители, родившиеся и проживающие на этих землях, а средства, выделяемые из федерального бюджета на развитие АПК, должны осваиваться ими», – сказано в обращении, которое подписали более 170 человек.
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
В Кабардино-Балкарии отметили Международный день адыгов
Районная прокуратура КБР потребовала оформить вывески в муниципалитетах на трех языках
Жители юга России отметят 150-летие окончания Кавказской войны траурными митингами и шествиями
Власти Азербайджана считают обоснованным переименование села Храх-Уба в Палыдлы