Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

"Юбилей должен пройти в установленный срок,.." - интервью Сергея Меликова

 

Собеседник «Нового Дела», полпред президента России в СКФО Сергей Меликов рассказал о своем видении ситуации в регионе.
 
— Проблемы Кавказа вам наверняка были известны ранее. Поменялось ли ваше представление о ситуации здесь после вступления в новую должность? Успели ли вы за столь краткий срок ознакомиться со всеми существующими проблемами региона?

— Та картина жизни Северного Кавказа, которая сложилась у меня за годы службы здесь, не претерпела серьезных изменений после назначения на должность полпреда. Я и десять лет назад считал, что российский Кавказ — крайне интересный регион с колоссальным нереализованным потенциалом, и точно так же считаю сегодня. Даже укрепился в этом мнении.

А вот что отчасти изменилось — это мнение о причинах, препятствующих динамичному стабильному развитию северокавказских субъектов. Может быть, это издержки профессии, но до нынешнего времени мне более очевидными представлялись факторы внешнего воздействия.

Ведь именно с теми, кто старался расшатывать ситуацию извне, мы боролись силами объединенной группировки войск на Северном Кавказе. Причем слово «извне» тут не нужно понимать только как «из-за рубежа». Это могли быть и наши «доморощенные» боевики, которые ставили себя вне общества, вне закона, тем самым подчиняя себя совсем не российским центрам силы.

Сегодня я вижу, что не менее значимыми являются внутренние проблемы. Особенно те, что находятся внутри государственной системы в регионах округа. Коррупция — самая очевидная из них, хотя далеко не единственная. Есть вопросы и к эффективности взаимодействия различных государственных и муниципальных институтов, и к прозрачности их работы, к возможности общественного контроля.
 
Необходимо отметить, что и в общественной, или негосударственной, сфере округа немало перекосов, которые раньше не попадали в мое поле зрения. Прежде всего речь идет об иждивенческих настроениях, характерных для значительной части институтов гражданского общества на Северном Кавказе. Любой диалог с ними начинается со слов: «А дайте нам…». Это пагубная практика.

Система взаимодействия «общество — государство» наладится только тогда, когда связь в ней будет двусторонней. Когда общественники будут выступать с инициативами решения общих, а не сугубо частных проблем, когда государственные структуры будут открыты подобным инициативам и начнут чутко относиться к реальным запросам населения — вот тогда мы и получим эффективную модель взаимодействия.

Разумеется, потребительский подход свойственен далеко не всем общественным структурам на Кавказе. Есть и много истинно волонтерских инициатив, а также проектов, призванных решать реальные проблемы населения. Радует то, что все большую активность в этом направлении демонстрирует молодежь, в чем я успел убедиться в ходе предыдущего форума «Машук» и встреч с общественностью во время рабочих визитов в регионы округа.

В целом же мой взгляд на Северный Кавказ не изменился. Те проблемы, которые стали более заметны с позиции полпреда, не выглядят фатальными. Их можно и нужно решать — поэтапно, системно, общими усилиями власти и общества. Одновременно обеспечивая неуклонное укрепление законности и правопорядка на территории округа.

— Насколько, на ваш взгляд, эффективен институт полпредства в Российской Федерации? Какие рычаги управления есть у полпреда для оперативного (без согласования с Москвой) решения проблем региона?

— Я бы говорил в первую очередь не об эффективности представителей президента и их аппаратов (поскольку мы все являемся, по сути, составными частями администрации президента РФ), а о самой схеме территориального деления на федеральные округа. Она за последние полтора десятилетия не раз доказала свою эффективность.

Свидетельство тому — и создание в 2010 году нашего федерального округа, и формирование нового, девятого округа на территории полуострова Крым. Россия — большая страна, разнообразная по своему составу, культурному и экономическому потенциалам, и округа выступают действенным механизмом структурирования наших территорий, объединения их в рамках единой вертикали власти.
 
При этом сама система федеральных округов меняется, модернизируется. В этом смысле крайне важным стало создание на уровне правительства России нескольких профильных «территориальных» ведомств, в том числе министерства по делам Северного Кавказа. Оно теперь де-факто выступает ключевым партнером для аппарата полпреда во всем, что касается вопросов экономического и инфраструктурного развития.

В итоге сегодня и у меня лично, и у института полпредства в целом есть достаточно возможностей для оказания реального влияния на жизнь регионов округа. Но необходимо помнить, что мы с коллегами прежде всего обеспечиваем контроль над выполнением поставленных президентом задач.

Именно в этом состоит основная задача полномочных представителей. И вся наша деятельность подчинена ей. Расценивать полпредство в качестве самостоятельного политического игрока в корне неправильно. Повторюсь, мы структурное подразделение администрации президента Российской Федерации.

— Назначение силовика на пост полпреда, по мнению большинства экспертов, говорит о том, что главной проблемой на Кавказе федеральный центр видит бандитизм и экстремизм. Вы согласны с этим утверждением?

— А в Сибирском федеральном округе полпредом назначен Николай Евгеньевич Рогожкин, кадровый военный, более 10 лет командовавший внутренними войсками России. Если следовать вашей логике, Сибирь является прифронтовой территорией, так, что ли?

Подобные выводы из послужных списков руководителей неизбежно будут приводить к ошибкам. Раз меня направили сюда, в Северо-Кавказский федеральный округ, это означает, что теперь я отвечаю за весь комплекс вопросов, связанных с реализацией государственной политики в отношении Северного Кавказа. Разумеется, и тех, что касаются обеспечения безопасности граждан, укрепления законности, борьбы с остатками бандподполья. Но это лишь часть задач, стоящих перед полпредом.
 
Не менее значимы и вопросы социальной сферы. В тот же список приоритетов необходимо внести и развитие общественных институтов, особенно в контексте межнационального взаимодействия, межконфессионального и внутриконфессионального диалога. А помимо этого и борьбу с коррупцией, и поддержку патриотических инициатив, и координацию молодежной политики — список можно продолжать долго.

В федеральном центре прекрасно понимают, что достичь стратегической стабилизации на Северном Кавказе можно только через комплексную работу по всем основным направлениям. Именно исходя из этих установок мы выстраиваем свою работу.

— Прошедшие два года, 2013-й и 2014-й, стали годами серьезных «зачисток» в среде политических тяжеловесов Дагестана. Это работа команды Москвы или личная инициатива Абдулатипова? Как вы считаете, этот процесс завершен или следует ждать продолжения?

— Зачистки? Совершенно не к месту употреблено это очень специфическое слово. Речь же на самом деле идет о точечной нейтрализации правонарушителей, причем в строгом соответствии с требованиями законодательства. Но эти действия никогда не превращались, и не будут превращаться в какие-то массовые акции поголовных арестов и увольнений.

И, разумеется, такая деятельность не может проводиться по чьей-либо личной инициативе. Это результат системной работы правоохранительной системы, которая подчинена принципам верховенства права, равенства всех перед законом вне зависимости от общественного положения или близости к вершинам власти. 
 
Но все мы прекрасно понимаем, что вмешательство правоохранительных органов — «хирургическая» мера, которая не решает саму проблему. Действительно глубокого оздоровления общественно-политической и социально-экономической обстановки нельзя достичь, пока не будет создана эффективная система самоочищения органов государственного и муниципального управления.

В этом контексте правоохранительные органы, когда заводят очередное «громкое» дело по коррупционной статье, выполняют крайне важную функцию, напоминая всем о неотвратимости наказания. Но не в меньшей степени важна и активность общества, готовность наших сограждан отказываться от участия в любых формах коррупционной активности — вплоть до взяток на дорогах. А это вопрос гражданской культуры, которую нам необходимо совместными усилиями повышать.

— Некоторые главы регионов СКФО сетуют, что у них недостаточно рычагов для эффективного решения политических и экономических проблем во вверенных им республиках. Что вы думаете по этому поводу?

— Я такого от глав не слышал. Напомню, в нашей стране 85 субъектов федерации, очень разных по условиям и возможностям, но власть работает везде, выполняя свои функции, — и на Дальнем Востоке, и на Крайнем Севере, и в очень небогатых аграрных регионах средней полосы. Не думаю, что там кому-то легче приходится, чем нам, — просто специфика несколько другая.

Подчеркну, что со своей стороны я открыт для любого сотрудничества с руководством наших субъектов. Тот административный ресурс, который есть у аппарата полномочного представителя, на мой взгляд, должен работать в максимально тесной координации с региональной властью. А также с институтами гражданского общества, с предпринимательским сообществом, с научно-экспертными кругами. Потому что все мы объединены общими стратегическими целями, общими задачами, и ни для кого «одиночное плавание» результативным быть не может. Насколько я знаю, главы регионов округа эти позиции разделяют.

— По мнению дагестанских чиновников, хронические неплатежи республики в сфере ЖКХ связаны с неэффективной работой компаний (электрических и газовых), расположенных в Пятигорске. Как вы думаете, в чем причина появления таких долгов в этих секторах?

— «Иван кивает на Петра, Петр – на Ивана» — именно этой поговоркой можно охарактеризовать ситуацию с неплатежами в республике. При этом объективный анализ показывает, что правых, невиновных нет — все в той или иной степени несут ответственность за общий результат. А он катастрофический: по газу Дагестан задолжал почти столько же, сколько и все остальные регионы округа вместе взятые: 27,1 миллиарда рублей против 60 миллиардов. По электроэнергии соотношение еще хуже: 14 миллиардов регионального долга при 28 общеокружных.
 
Да, можно и нужно задавать серьезные вопросы некоторым поставщикам. Именно их бездействие на протяжении многих лет попустительствовало накоплению суммы долга. Но и региональные власти тут предстают не в лучшем свете.

В федеральный центр из республики регулярно идут отчеты о принимаемых дополнительных мерах по повышению платежной дисциплины, о расширении штатов контролирующих структур, но при этом объемы задолженности только растут. Только за последний год сумма по газу, например, выросла более чем на пять миллиардов рублей. Собственно, эта цифра сама по себе красноречиво говорит о результативности работы.

И, что самое главное, до сих пор стороны не начали сколь-нибудь серьезного взаимодействия друг с другом. А без этого не работают те механизмы, которые могли бы уже сегодня ситуацию всерьез улучшить, — я говорю в том числе об инвентаризации долга, о создании единой абонентской базы.

Мы взяли ситуацию под свой контроль, вынесли ее на федеральный уровень — в том числе по линии правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО. И будем последовательно добиваться, чтобы и энергопоставщики, и региональные власти сели, наконец, за стол переговоров и выработали общую стратегию решения проблемы.

— Как вы оцениваете семь приоритетных проектов главы Дагестана? Развитие каких отраслей экономики, на ваш взгляд, будет наиболее перспективным для республики?

— В основе своей проекты очень правильные. Каждый из них — будь то посвященный безопасности, борьбе с теневой экономикой или инфраструктурному развитию — полезен и отвечает тем вызовам, которые стоят сегодня перед регионом.

Выполнят ли они свое предназначение — покажет время. Могу лишь сказать, что эти инициативы сработают только в том случае, если республиканской власти удастся в полной мере выстроить конструктивное взаимодействие и с Правительством Российской Федерации, и с отраслевыми министерствами, и с предпринимательским сообществом страны.

— До вашего приезда в республику активно муссировались слухи о скорой отставке главы Дагестана. Как вы думаете, есть под ними какое-то основание?

— На прошедшей встрече с представителями общественных организаций в ДГПУ я уже сказал, что слухи о предстоящей смене главы стали для республики уже своего рода традицией — часть местных политиков, гражданских деятелей, журналистов почему-то очень любят играть в эту игру, несмотря на всю ее бесплодность.
 
На мой взгляд, пора бы уже дагестанцам выработать иммунитет. И адресовать этот вопрос прежде всего вам, представителям масс-медиа. Именно ваши ресурсы, в том числе в интернете, используются для тиражирования слухов. Что мешает трезво и критично подходить к таким информационным «вбросам», грамотно фильтровать непроверенную информацию?

Нужна ресурсная или методическая поддержка — обращайтесь, например, в окружные структуры, в ту же Ассоциацию СМИ СКФО, в экспертное объединение ЦСКП «Кавказ». Давайте вместе повышать качество информационного обеспечения жителей региона.

Заканчивая всю риторику по этому поводу, просто скажу: слухи абсолютно безосновательны! Хватит доверять сарафанному радио, пора работать.
 

 

— Напоследок главный вопрос — юбилей Дербента. Как идет подготовительная работа к празднику?

— Работа идет не без трудностей и проволочек, к сожалению. Но на нынешний момент есть главное: четкое понимание всеми участниками процесса подготовки того факта, что юбилей должен пройти в установленный срок — в сентябре 2015 года — и на очень высоком уровне.
 
Это касается не только самих праздничных мероприятий, но и запланированных мер по реставрации городских объектов, развития муниципального хозяйства. Я лично, возглавив рабочую группу по подготовке к юбилею, отслеживаю ситуацию в постоянном режиме. Запланирована реконструкция улиц — будем требовать ее выполнения в полном объеме. Есть в планах ремонт социальных учреждений — и тут не будет никаких поблажек.

Одно могу сказать с уверенностью: месяцы, оставшиеся до праздника, будут и для города, и для всего региона по-настоящему горячими. Но, как бы ни было трудно, мы обязаны провести юбилей так, чтобы показать: Дагестан — действительно часть России, причем далеко не худшая ее часть. Здесь любят свою землю, свою историю и культуру и здесь умеют работать не за страх, а за совесть.

Предстоящий юбилей — отличная возможность показать нашим согражданам прекрасный Дагестан таким, каким он всегда был. Ее нужно использовать в полной мере.


Андрей Меламедов, Гаджимурад Сагитов

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Сергей Меликов: Межнациональных проблем на Северном Кавказе нет

Сергей Меликов в Грозном провел совещание по вопросам развития промышленности в СКФО

По новой схеме

Главам субъектов СКФО представили нового полпреда и министра

Полпредом в СКФО стал генерал-лезгин

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия