Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Дербент сковали наручниками. Самые громкие коррупционные скандалы Кавказа

 

 

Кавказским регионом, где правоохранители активнее всего борются против коррупционеров, аналитики фонда «Петербургская политика» назвали Дагестан. Следом за ним идет Ставрополье. А вот Чечня – в самом конце списка: лишь один громкий приговор чиновнику за почти полтора года. Хорошо это или плохо: то ли перестали воровать, то ли перестали ловить тех, кто ворует?

У ФАСа свой пересчет

Фонд «Петербургская политика», возглавляемый Михаилом Виноградовым, опубликовал рейтинг российских регионов по антикоррупционной активности правоохранителей. Субъекты ранжировали, исходя из количества резонансных новостей: судебные приговоры, аресты, возбуждения уголовных дел в отношении VIP-чиновников, начиная с 2014 года.

Самой богатой на подобные новости оказалась Челябинская область, где эксперты «Петербургской политики» насчитали с начала прошлого года 14 резонансных инцидентов. В числе фигурантов уголовных дел оказались даже бывший губернатор Михаил Юревич (ныне депутат Госдумы) и сенатор Константин Цыбко, и это, не говоря уже о мэрах и министрах.

На втором месте после Челябинской области расположился Дагестан, в котором «Петербургская политика» отыскала 8 громких примеров борьбы с коррупцией. Среди фигурантов уголовных дел в дагестанском истеблишменте фонд «Петербургская политика» вспоминает даже Магомеда Магомедова. Это бывший заместитель постпреда Дагестана в Кировской области, который был задержан в феврале нынешнего года при попытке дачи взятки полицейскому в размере 500 тысяч рублей.

Но, безусловно, все прочие затмил судебный процесс и обвинительный приговор бывшему мэру Махачкалы Саиду Амирову и его племяннику, замглавы Каспийска Юсупу Джапарову. Причем куда больший ажиотаж вызвал не сам процесс, а обсуждение его политической подоплеки. Так же, кстати, как и в случае с двумя уголовными делами против руководителей Дербента и Дербентского района – Имама Яралиева и Курбана Курбанова.Политическая война, развязанная вокруг самого южного города страны, едва не привела к срыву празднования 2000-летия Дербента, хотя готовиться к нему начали еще за полтора года. Еще в июне 2013 года было создано государственное казенное учреждение «Дербент-2000», призванное аккумулировать все бюджетное финансирование.

Сейчас дирекция уже завершила тендеры на общую сумму 460 млн рублей, также идет работа конкурсной комиссии по тендерам почти на 610 миллионов – эти суммы предназначены на реконструкцию улиц и парков.

Два самых крупных тендера в прошлом году уже выиграла махачкалинская компания «Мостоотряд-99» – структура холдинга «Сумма» Зиявудина Магомедова. К слову, именно «Сумма» в недавнем прошлом занималась и еще одной крупнейшей стройкой в республике – реконструкцией международного аэропорта Махачкалы.

Политический юбилей

К слову, проведение дирекцией конкурсов на предъюбилейные работы в Дербенте уже обернулось скандалом. На тендер стоимостью 339 миллионов по реконструкции центральных улиц выставили заявки четыре компании. Юрист Тагир Магомедов направил в республиканское управление ФАС жалобу на конкурсную документацию: во-первых, было невозможно скачать все файлы с портала госзакупок, а во-вторых, в извещении был указан неверный телефон дирекции.

ФАС посчитал это нарушением закона о конкуренции и потребовал от «Дербента-2000» отменить все конкурсные протоколы. Это решение обжаловала и сама дирекция, и победитель конкурса – «Мостоотряд-99». Сейчас дело все еще рассматривается в арбитражном суде Дагестана. Суд идет, а работы стоят.

Видимо, этот скандал и дал повод полпреду президента Сергею Меликову во время недавнего визита заявить, что освоить все выделенные из бюджета 1,2 млрд рублей на подготовку к юбилею до сентября нереально. И он предложил соломоново решение: никакого строительного аврала – юбилей отпразднуем, а затем уже спокойно продолжим реконструкцию Дербента. Сейчас «дорожную карту» этих реставрационных работ пишет Министерство по делам Северного Кавказа. Чтобы читатель понял: ни о каком отложении самого юбилея речи нет, как поспешила представить оппозиция внутри Дагестана.

Заодно все управленческие ниточки окажутся в руках федеральных чиновников: и республиканские, и местные уже доказали, что при запахе больших денег впадают в состояние зомби. Поэтому, к сожалению, сегодня все дискуссии, которые ведутся в Дербенте вокруг подготовки к юбилею, сводятся к политической составляющей: либо «за», либо «против» Имама Яралиева.

Вице-премьер правительства Дагестана Раюдин Юсуфов на одной из пресс-конференций мудро заметил: «Празднование 2000-летия Дербента – это праздник для каждого из нас. Мы сможем сделать все на высоком уровне только в том случае, если будем относиться к этому событию как к личному празднику». На словах красиво…

Как с «Роснефти» требовали мзду

На десятое место в стране антикоррупции «Петербургская политика» поставила Ставропольский край, где в прошлом году были осуждены за коррупцию сразу два градоначальника – бывший сити-менеджер Ставрополя Игорь Бестужий (получил 9 лет лишения свободы) и бывший мэр Михайловска Александр Лунин (8,5 лет колонии строгого режима). Причем адвокаты Бестужего оспаривали приговор до последнего: только на днях в краевом суде завершилось слушание апелляционной жалобы.

Бывшая подчиненная Лунина, руководитель комитета по имущественным отношениям, а затем и.о. главы Михайловска Наталья Полякова также оказалась фигурантом сразу двух уголовных дел: ей вменили превышение должностных полномочий при распоряжении муниципальными землями. Женщина – очень активный пользователь соцсетей и связывает «уголовку» с политическими мотивами: она была противником строительства жилого комплекса «Гармония» на 45 тысяч жителей между Михайловском и селом Пелагиада.

К сожалению, авторы рейтинга не включили в него упоминания об уголовных делах против силовиков. А ведь даже Ставрополье подкинуло немало подобных сюжетов, которые стали достоянием всей страны. Скажем, в октябре прошлого года Пятигорский городской суд приговорил бывшего начальника следственного отдела по расследованию особо тяжких преступлений Главного следственного управления ГУ МВД края Артема Назарова к 9,5 годам колонии строгого режима. Мент вымогал у директора санатория взятку в размере 24 млн рублей.

Еще один громкий приговор – бывшему начальнику отделения тылового и технического обеспечения ГУ МВД по СКФО, подполковнику Олегу Коваленко: он получил 19 лет колонии за серийные изнасилования. Но все же самым громким оказалось дело бывшего начальника Нефтекумского следственного отдела Рамиля Ризванова: он вымогал взятку в размере 3 млн рублей с руководителя компании «Роснефть-Ставропольнефтегаз» за прекращение уголовного дела. А само дело было возбуждено после взрыва на нефтеперерабатывающем заводе в Нефтекумске (в цеху подготовки и перекачки нефти №1), в результате которого погибли двое молодых рабочих (КАВПОЛИТ подробно рассказывал об этой катастрофе в статье «Горящее» Ставрополье»).

Полтысячи коррупционеров

В сравнении с Дагестаном и Ставропольем другие территории Северного Кавказа кажутся куда более спокойными. Например, в Чечне за 2014-2015 годы эксперты сумели найти лишь одно резонансное дело – в июне прошлого года к 3,5 годам колонии был приговорен бывший мэр Урус-Мартана Ризван Вагапов и трое сотрудников муниципального ЖКХ. Они украли почти 5 млн рублей из бюджета по программе благоустройства. Адвокаты обвиняемых обжаловали приговор в кассационной инстанции Верховного суда республики, но в феврале нынешнего года он был оставлен в силе.

В декабре Нальчикский городской суд завершил рассмотрение дела против бывшего начальника республиканского управления Роспотребнадзора Клима Хацукова: чиновник на поток поставил получение взяток от директоров детских оздоровительных лагерей «Тополёк» и «Казачок». Брал деньгами и мешками картофеля, а взамен выписывал положительные санитарно-эпидемиологические заключения перед открытием лагерных смен.

Задержали его в ходе спецоперации сотрудники ФСБ, передав конверт вместе с «куклой» очередной взятки, который бдительный Хацуков тут же выкинул в окно. Учитывая его пожилой возраст, судья назначила бывшему чиновнику необычайно мягкое наказание – 500 тысяч рублей штрафа.

А вот история совсем другого рода. В августе прошлого года Карачаевский городской суд оправдал бывшего мэра Солтана Семенова, обвиняемого в нецелевом расходовании бюджетных средств. Учитывая ничтожно малый процент оправдательных приговоров в целом в судебной системе России этот и вовсе прозвучал сногсшибательно.

Обвинили Семенова в том, что он незаконно потратил субсидию в размере 24 млн рублей, полученную из республиканского бюджета на дорожную деятельность: вместо ремонта дорог он распределил эти деньги на более, как ему казалось, оперативные вопросы: выплату зарплат и отпускных сотрудникам администрации, аппарата гордумы и Контрольно-счетной палаты, а также на покупку жилья молодым семьям Карачаевска. А вот покрыть разрыв, взяв средства на ремонт дорог, Семенов обещал за счет продажи муниципального пакета акций ОАО «Карачаевск-Теплоэнерго».

Подобных примеров можно приводить много. Но, пожалуй, красноречивее всего будет статистика. По данным управления Генпрокуратуры по СКФО, за прошлый год в округе было зарегистрировано свыше 1,5 тысяч преступлений коррупционной направленности, увеличилось количество выявленных фактов взяточничества. В суд для рассмотрения по существу направлено 621 уголовное дело, а осудили 541 коррупционера.

 

Антон Чаблин

Кавказская политика

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Юждаг неподсудный

Дагестан стал северокавказским лидером рейтинга социального самочувствия

Статистика: ДИЧ – это минимум преступлений в стране: Не искаженная субъективными оценками «карта» преступности в России

«Яндекс» признал Дагестан самым «футбольным» регионом России

“Робин Гад” задержан

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия