Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Сергей Меликов: "Дербент был просто забыт и заброшен республиканскими властями..."

Полпред Сергей Меликов обещал жестко взяться за проблемы Дагестана.

Главными вызовами жизни что в республике, что на Кавказе в целом Меликов видит экстремизм, правовой нигилизм и глухоту власти. На его встрече с журналистами больше всего вопросов и ответов было посвящено проблемам Дагестана, а остальные регионы вспомнили по паре-тройке раз.

Фигура политическая, а не экономическая

Полпред Сергей Меликов провел встречу с главными редакторами федеральных и окружных изданий. Для него такой формат общения внове: первый раз полпред встречался с журналистами за круглым столом прошлой осенью, и тогда большая часть встречи не была предназначена для широкого цитирования. Статус полпреда априори не публичный, в отличие, например, от вице-премьера (Северный Кавказ курирует Александр Хлопонин).

Но вот какая штука. С прошлого мая, когда и произошла рокировка между Меликовым и Хлопониным, количество новостей, в которых фигурировали фамилии обоих, уравнялось (по замерам агрегатора «Яндекс.Новости» – 4000 публикаций про каждого). А вот по количеству запросов в основном поиске «Яндекса» Меликов превосходит Хлопонина впятеро — 264 тысячи против 54 тысяч.

Такова магия цифр. А на деле полпред – фигура более политическая, нежели хозяйственная. Вот и на пресс-конференции говорил он больше о вопросах абстрактных, нежели приземленных: истории, образовании, религии, менталитете, идентичности… Но даже в этой тонкой сфере нашел, за что покритиковать чиновников – региональных и муниципальных.

Например, за чрезмерный «популизм» и «кампанейщину» (цитата) при проведении акций, приуроченных к 70-летию Великой Победы. По мнению Меликова, многие чиновники только для того их и организуют, чтобы освоить бюджет. Чтобы такого не было, все мероприятия, проводимые в округе, будут замкнуты на единый центр принятия решений – а именно аппарат полпредства (точнее, два его департамента: внутренней политики и общественных проектов).

Многие инициативы Меликов, впрочем, похвалил за креативность. Например, по установке на воинских мемориалах и памятниках истории информационных табличек с QR-кодом: сфотографируешь его на планшет или смартфон — и сразу можно получить подробную справку. Но с особой теплотой Меликов говорил о тех общественных инициативах, которые придумала молодежь: «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Батальон славы»…

«Машук» растянули, но ужали

Рассказал полпред журналистам и об изменениях, происходящих с молодежным лагерем «Машук», который с нынешнего года стал круглогодичным. Во-первых, изменился сам подход к распределению грантов – что греха таить, только ради их получения ребята из регионов СКФО зачастую и стремились на форум. Размеры грантовой поддержки вырастут на порядок: скажем, со ста тысяч до миллиона. Это создаст дополнительный стимул для молодежи, отсеет заведомо «мелочные» и вторичные проекты, а заодно упростит контроль за расходованием полученных средств.
«Мы видим много обиженных людей, которые на самом деле несправедливо были лишены возможности защититься ввиду предвзятости судей», – констатировал Меликов. Поэтому в нынешнем году ужесточится и сам отбор судей, которые затем оценивают проекты на очном этапе «Машука».

И наконец, третья новация коснулась содержательной, образовательной части форума. Возмутился Меликов тем, что прежде к участию приглашали экспертов и тренеров даже из Москвы, несправедливо обделяя людей из местных вузов (в том числе СКФУ). Правда, тут бы с водой не выплеснуть и ребенка: порой один эксперт российского уровня может заткнуть за пояс десятерых местных профессоров.
 
И наконец, третья новация коснулась содержательной, образовательной части форума. Возмутился Меликов тем, что прежде к участию приглашали экспертов и тренеров даже из Москвы, несправедливо обделяя людей из местных вузов (в том числе СКФУ). Правда, тут бы с водой не выплеснуть и ребенка: порой один эксперт российского уровня может заткнуть за пояс десятерых местных профессоров.
 
Полпредство установит жесточайший контроль над всеми расходами на организацию «Машука».

Впрочем, признал Сергей Меликов, далеко не все хорошо на Кавказе с молодежной политикой. По его оценке, вербовщики «Исламского государства» (ИГИЛ) уже рекрутировали порядка полутора тысяч молодых ребят из регионов Северного Кавказа в места боев на Ближнем Востоке.

Причем — поделился Меликов оперативной информацией — работают вербовщики даже в стенах некоторых вузов, в первую очередь, конечно, религиозных. И самую большую проблему полпред видит на территории Дагестана. «То ли потому, что там территории такие большие, то ли потому, что много труднодоступных населенных пунктов», – размышлял он.

Дербентское проклятье

Дагестану на встрече с журналистами Меликов посвятил больше всего времени. Понятно, речь шла о подготовке к празднованию 2000-летия Дербента – колыбели сразу трех мировых религий на территории России. Полпред уверен, что когда отгремят праздничные фанфары и будет запущена госпрограмма по наведению коммунального порядка в городе, он сумеет превратиться в туристическую Мекку не хуже Сочи.
 
 

  Рабочая встреча глав субъектов СКФО в Дербенте. Фото: skfo.ru


Времени на возрождение – три-четыре года, считает Меликов. А до недавних пор, увы, Дербент был просто забыт и заброшен республиканскими властями, констатировал полпред — и принялся перечислять самые «ленивые» министерства: культуры, строительства, природных ресурсов, экономики…

«Назвать это бесхозяйственностью – так это слишком мягко… То, до чего довели сегодня город – это трудно оценить. Трудно поставить неудовлетворительную оценку. Потому что она гораздо ниже!» – искренне негодовал Меликов. Правда, называть конкретные фамилии не стал. 
 
Обещал он, что и к празднованию 2000-летия города подойдут креативно. «Пожарить самый большой в мире шашлык или станцевать самую массовую лезгинку и на этом закончить… Нет, не хочется этого делать!» – рассудил Меликов.

Как и в случае с празднованием 70-летия Великой Победы, требуется целая программа празднования, к принятию которой надо подключить даже не чиновников, а общественных деятелей и ученых. Отгремит 9 мая, а следом, уверен Меликов, нужно искать новые поводы вспомнить об истории – например, широко отметить годовщину удержания Малгобекского рубежа или освобождения Эльбруса.

РНЕ и казачество – вещи несовместные!

Задали Меликову вопрос и о судьбе терского казачества, которое продолжают раздирать внутренние конфликты – а ведь скоро большой круг, где назовут имя нового атамана. И тут полпред обошелся без конкретных фамилий. Но и без того фигуры, о которых он рассуждал вслух, узнавались всеми: «Сидел там товарищ [атаман], который щипал себе землю, деньги и все остальное прочее, а людям ничего не давал» или «Он только отсидел за мошенничество, а потом вдруг стал казачьим полковником». Увы, истории для нынешней казачьей верхушки почти типичные.

И вот сейчас в полпредстве и ломают голову, как реформировать институт терского казачества, сделав его настоящей опорой Северного Кавказа.
 
Меликов сразу заявил журналистам, что ничего навязывать казакам не будет, даже на большой круг не поедет, чтобы не давить авторитетом. Но сразу после выборов нового атамана надо крепко подумать, как жить дальше.

Предложение полпреда – объединить казачьи общества, которые сегодня существуют во всех республиках (правда, например, в Ингушетии оно насчитывает все два десятка человек) вокруг Ставропольского округа. Меликов заверил журналистов, что уже получил «добро» от глав Дагестана, Ингушетии и Чечни. По мнению полпреда, нужно со всей строгостью взглянуть и на атаманские кадры: не место там ни вчерашним уголовникам, ни «откровенным националистам, у кого на плече наколота эмблема РНЕ».

Много говорил полпред и о современной геополитике (как раз накануне встречи начались бомбардировки мятежного Йемена объединенными авиасилами Лиги арабских государств). Правда, то и дело возвращался к повестке дня на Кавказе. Напомнил, что все революции в арабском мире (пусть даже инициированные силами иностранных спецслужб) начинались со свержения ненавистных диктаторов, будь то Муаммар Каддафи, Саддам Хусейн или Хосни Мубарак.

«А у нас сегодня власть от людей не отдаляется?! У нас чиновник муниципального уровня не становится Муаммаром Каддафи?! Надо сносить этих негодяев, надо убирать их от людей», – с военным запалом завершил Меликов беседу с журналистами. 

Антон Чаблин

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Александр Хлопонин и Сергей Меликов посетили Дербент

Полпред Президента в СКФО Сергей Меликов прибыл в Дагестан

Полпред Президента РФ в СКФО Сергей Меликов в Махачкале

Сергей Меликов: Межнациональных проблем на Северном Кавказе нет

Полпред Президента РФ в СКФО Сергей Меликов прибыл в Дагестан

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 04 апрель 2015 13:17

Цитата: Олд
колыбель трёх религий это Иерусалим, а не Дербент.
 

Можно подумать, что Меликов этого не знал...


Комментарий #1, дата: 04 апрель 2015 09:42

колыбель трёх религий это Иерусалим, а не Дербент.

 




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия