Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов — о том, когда регион станет главной российской житницей

Сегодняшние споры о приоритетных отраслях экономики на фоне кризиса напоминают известную дискуссию начала ХХ века о выборе пути развития России. Тогда, по сути, выбор предлагалось сделать между индустриальной и аграрной моделями: страна переживала очень близкие к нынешним проблемы и вызовы, связанные с поиском баланса между модернизацией и самобытностью. По большому счету, это был традиционный спор западников и славянофилов, который воспроизводится в российской истории циклично. Сегодня мы на новом его витке: вопрос о нашем дальнейшем развитии фактически ставится в очень схожей форме: «Россия традиционная или Россия инновационная?» Но правомерен ли такой выбор в мире, живущем в логике новых технологий?

Опыт Северного Кавказа показывает, что инновации могут работать в любой традиционной отрасли, усиливая ее потенциал. Одна из таких отраслей  в экономике СКФО — агропромышленый комплекс, с которым сегодня связаны большие ожидания экономического роста в условиях кризиса: прогнозируется довольно высокая инвестиционная привлекательность, идет активная работа на импортозамещение. По поводу способности СКФО пережить этот кризис звучит много скептических оценок, а тем временем именно благодаря санкциям у макрорегиона появился шанс найти свою — агропромышленную — нишу в российской системе разделения труда.

Что же может предложить стране Северный Кавказ? Как минимум — наполнить внутренний рынок качественными, экологически чистыми и доступными продуктами. Чтобы это стало возможным, в сфере АПК нужно решить целый ряд задач: увеличить производство продукции — в частности, овощей и фруктов, разобраться с логистикой — построить хранилища, перерабатывающие комплексы и оптово-распределительные центры. 

Проблема в том, что продукция есть, а хранить ее негде, именно поэтому она не доходит до других российских регионов. Например, производители вынуждены продавать фрукты и овощи по бросовым ценам у себя дома, в то время как в крупных городах покупатели готовы многократно переплачивать за возможность купить натуральный продукт.

Следующая серьезная проблема северокавказского АПК — зависимость от импорта по многим технологиям: нет российского оборудования для тепличных хозяйств и садоводства, нет отечественного семенного фонда — что критично. В частности, по семенам овощей мы зависим почти на 90%. Россия всё еще импортирует гибридные семена кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, овощей и семенной картофель.

Успех сельского хозяйства на Кавказе, казалось бы, заложен самой природой: благоприятный климат и экологически чистое сырье сочетаются с трудолюбием людей и  накопленным ими опытом. Дело власти — своевременно поддерживать перспективные проекты через госпрограммы и привлекать частных инвесторов. В первую очередь речь о тех предприятиях и хозяйствах, которые способны производить конкурентоспособные товары и технологии. Хороший рост сегодня показывают самые разные сегменты северокавказского сельского хозяйства, причем большинство предприятий уже встали на инновационные рельсы — используют новейшие разработки и технологии. Развивается интенсивное садоводство, выращивается свой сахар, появился биотехнологический модуль для непрерывного выращивания исходного оздоровленного материала картофеля, разводят мясо-молочные породы коров, откармливают птицу. В перечне интересных для инвестора проектов, который разрабатывает наше министерство, сегодня уже 68 позиций.

Вложения в агропромышленный комплекс сейчас необходимы, так как развитие АПК — это универсальный способ решения совершенно разных проблем, таких как безработица и низкий уровень жизни в самом регионе, недостаток качественной продукции на российском продовольственном рынке. Однако средства не могут идти только на финансирование самих сельскохозяйственных проектов: развитие инфраструктуры села — одна из наиболее важных статей расходов. Как мы знаем, в минувшем году начала работать федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»: СКФО получил более 1 млрд рублей бюджетных денег. Эти средства сейчас идут на жилье, образование, фельдшерско-акушерские пункты, спортивные учреждения, на водоснабжение и прокладку газовых магистралей в сельской местности.

Ключевая задача сегодня заключается в том, чтобы помочь Северному Кавказу превратиться в агропромышленный центр страны. По оценкам экспертов, у макрорегиона есть все ресурсы для того, чтобы в обозримом будущем стать главной российской житницей. Через несколько лет мы планируем занять серьезную нишу — 12–15% — в обеспечении россиян продовольственной продукцией, к которой намерены предъявлять жесткие требования: российский продукт должен соответствовать мировым стандартам. 

Такой подход в скором времени позволит также наладить импорт. Главное, не воспринимать аграрную составляющую как альтернативу инновационному развитию: попытка выбрать между этими двумя сферами заведомо обречена на провал. Во-первых, потому что экономика должна быть диверсифицированной, во-вторых, потому что новые технологии сегодня могут использоваться во всех областях жизни, которые мы только можем себе представить. А значит, рост АПК на Северном Кавказе никак не противоречит инновационному развитию территории: в сельское хозяйство нужно вкладываться.

.

Известия

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Полпред: в антикризисном плане СКФО будут учтены особенности каждого субъекта

Северный Кавказ может стать крупным заказчиком инновационных технологий

Замминистра по делам Северного Кавказа стал Михаил Развожаев

Медведев: задача министерства по Кавказу - содействие развитию региона

Министр по делам СКФО: развитие социальной инфраструктуры в приоритете

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия