Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Энвер Кисриев: Азербайджан использует удин для «удревления» своей истории и противопоставления их армянам

«На Кавказе есть исчезающий народ - удины. По языку они родственны лезгинам, а по вере - армяно-григорианцы. В основном удины живут в Азербайджане и Грузии, а также частично в России», - говорится в статье, опубликованной на портале «Большой Кавказ».

В материале сказано, что с недавнего времени этот исчезающий народ стал объектом опеки Баку. «Власти Азербайджана способствуют возрождению удинской культуры и языка, проводят реставрацию их храмов. В связи с этим среди некоторых удин выросли тюркофильские и антиармянские настроения. Ученые-кавказоведы считают, что рост удинских антипатий к Армении был одной из частей сложной стратегии Баку», - сказано в материале.

Как говорят эксперты, поддержка Баку удинской культуры - часть сложной стратегии Баку в Кавказском регионе. Первое направление этой стратегии - лезгинский мир. Баку пытается влиять как на «своих» лезгин, так и на «чужих», то есть лезгин юга Дагестана. В случае успеха Баку усмиряет азербайджанских лезгин, переманивает на свою сторону лезгин Дагестана и получает стратегический контроль над дагестанским Югом, тем самым выбивая там почву из-под ног своего соперника - Ирана. Второе направление «удинской стратегии» - религиозно-этническое. Демонстративная поддержка Баку исчезающего христианского народа должна покрыть перед Западом все остальные огрехи в этом направлении.

«Поддержка, пусть и показная, исчезающего удинского народа должна продемонстрировать миру, что азербайджанцы – европейцы. Баку хочет показать Азербайджан как демократическую многонациональную страну, где мусульмане поддерживают христиан, и тем самым противопоставить себя Армении, где армяне якобы третируют всех, кто не армянин. Поскольку удины приняли христианство одновременно с армянами, Баку хочет противопоставить удинское армяно-григорианство армянскому, и поэтому реставрирует удинские храмы», - говорит ученый-кавказовед Энвер Кисриев.

«Удины служат Баку для удревления азербайджанской культуры, государственности, и открывают Азербайджану дорогу на христианский Запад, куда это закавказское государство стремится изо всех сил. Исследователи еще в 90-х годах назвали Азербайджан «чемпионом по насильственной ассимиляции» нетюркских народов. Поддержка Баку культуры исчезающего народа должна демонстрировать миру, что все в самом деле не так, а наоборот. Кроме того, удины должны послужить примером для остальных лезгиноязычных народов. Баку десятилетиями третирует лезгин, пытаясь показать им, что лезгины на фоне тюрок - люди второго сорта. Лезгины сопротивляются этому, поскольку они никогда не были такими на Кавказе. Похоже, в Баку начинают понимать, что пантюркистский фундамент сейчас вреден для Азербайджана, поскольку азербайджанская нация хочет быть европейской. В Баку рассуждают так: азербайджанцы - это гражданская, а не этническая нация, пусть и с тюркским языком», - говорит Кисриев.

«Для гражданской нации характерна интеграция, а не ассимиляция, как это было принято в независимом Азербайджане, - добавляет эксперт. - Удины должны помочь Баку в интеграции лезгин в азербайджанский этнос. Это относится и к лезгинам "страны огней", и к лезгинам России. Увы, Россия к этому относится равнодушно и идет на серьезные уступки Азербайджану. Пример тому - договор по Самуру, который в 2010 году подписали Медведев и Алиев», - сказал Энвер Кисриев.

.

Panorama.am

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Удинское возрождение

В Москве состоится круглый стол на тему: «Удины и удинский язык в России»

В Азербайджане отмечается 1700-летие принятия христианства Кавказской Албанией

Стратегическая "любовь" Баку к удинам

За последние несколько лет Азербайджан приобрел новые виды вооружения на $5 млрд

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 11 июнь 2013 01:37
Жизнь удин в Восточном Краю своей уничтоженной родины, то есть в современном Азербайджане, оказалась весьма тяжёлой, прежде всего, именно из-за веры. Через тысячу лет после начала исламизации албанцев, в 1724 году, они писали Петру I, прося помощи в сохранении веры, воспринятой ими от апостола Варфоломея, распятого на площади Албанополя (Баку) и апостола от 70-ти Елисея: «…У нашего народа не было власти, чтобы построить славный храм на месте мученической смерти святого апостола (Елисея, эта церковь I века считается древнейшей в Закавказье – А.Ф.): наши предки смогли только построить маленькую церковь, в которой мы проводили нашу жизнь. Теперь же неверные сожгли её и насильственно нас отрекли: мы в тайне сохраняем наши законы, и больших, и маленьких силою сабли заставляют стать тюрками». А ведь начиналось всё со скромных просьб одолжить пастбища для сезонного выпаса скота… Люди, чьи предки построили Закавказскую Албанию и были почти поголовно вырезаны предками нынешних азербайджанцев или насильно обращены в ислам, став, опять-таки, «азербайджанцами». Этот процесс, похожий на отуречивание жителей Малой Азии и Балкан, продолжался неспешно, более тысячи лет, то обостряясь, то утихая. Но то, что удины, которых сейчас не насчитывается и 10 тысяч человек, сохранили свою кровь, свой язык, близкий в очередь к лезгинскому, немного аварскому и вайнахским, свою культуру, а недавно вновь обрели свою древнюю письменность.

Комментарий #1, дата: 10 январь 2013 19:03
Кисриев гений политического комментария. И весь наш - лезгинский



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия