Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Являемся ли мы нацией?

Авторский анализ процессов формирования лезгинской, дагестанской и общероссийской национальных общностей

Редакция сайта ФЛНКА предлагает читателям первую статью из цикла авторских материалов Усмана Балиала "Нация и национальное развитие", подготовленного для сайта flnka.ru и посвященного широкому кругу вопросов развития национального самосознания дагестанских народов.

Часто можно услышать от обывателей в интернете и в жизни, что Дагестан - это только территория, объединяющая разные народы, что дагестанцы – лезгины, цахуры, агулы и другие дагестанские этносы не являются единой нацией.

На наш взгляд, дело в том, что понимание термина «нация»/»национальность» в бывшем СССР и общепринятое на мировом уровне различается. Обращаясь к мировой практике, мы поймем, что понятие нации может быть разное в различных политических школах.

Впервые «нация» в понимании, близком к современному, появилась в XVIII веке в период Великой Французской революции. Но сейчас понимание этого термина отличается, скажем, в конструктивизме от понимания «нации» в политическом реализме, а также различно в других теоретических школах [Alexander Wendt, 1999. Social Theory of International Politics.; Финнемор М. Национальные интересы в международном обществе, 1996; Г. Моргентау; Дж. Кеннан;  С. Уолт.].

Политический реализм называет «нацией» - то сообщество людей, которых объединяет:
  • единое происхождение
  • общая история, культура и религия
  • ареал обитания
  • единое самосознание
  • единый язык
  • общее государство/ проживание в одном государстве
  • социально-экономическая общность и т.д.
Не все пункты обязательно должны совпадать. Как видим, есть соответствие минимум по 5 пунктам из 7 для лезгин, также и для близкородственных рутулов, табасаранцев, агулов, цахур и остальных дагестанских народов. К тому же пункт «единый язык» стал актуальным для всего Дагестана в силу того, что русский язык является лингва-франка для всех дагестанцев, тем самым подтверждая их статус как единой политической нации.

Сегодня есть также понятие нации как гражданства, развитой в конструктивизме как во Франции, США, где каждый гражданин страны является французом и американцем. Наличие суверенной государственности для нации является обязательным пунктом для сторонников этой теории. Но в нашем случае это «этническая нация», основанная на единых корнях и традициях. А государственность издавна была выражена среди лезгин и близкородственных народов в создании «вольных обществ», ханств, бекств и других протогосударственных образований [Шихсаидов, 1984; Хашаев Х.-М. Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв., 1965 г.; Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании: IV в. до н.э.- VII в. н.э., 1959 г.].

Наиболее древним государственным образованием у лезгин, удин и родственных им народов было царство «Кавказская Албания», возникшее примерно во II веке до н.э., после распада которого образовалось царство Лакз, ставшее впоследствии «в X веке оплотом Ширвана» - государства, охватившего «все земли от Куры до Дербента со столицей в Шемахе» [Страбон «География 11.4; Хамдаллах Казвини]. Также на всей территории современного Дагестана были ханства, майсумства и султанаты, связанные между собой династийными союзами. Самым крупным из них было шамхальство со столицей в Тарках, главу которого – шамхала, признавали «валием Дагестана» на местном и на мировом уровне в тот период.

Шамхалы были «выходцами из лезгинского села Маза», от которых пошло большинство «правителей дагестанских государственных образований», в том числе и «правитель Кубинского ханства Фатали-хан» [Шихсаидов, 1984; Хашаев Х.-М. Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв., 1965 г.].

В современный период лезгины и другие дагестанцы объединены в Республике Дагестан - «едином демократическом правовом государстве в составе Российской Федерации», согласно Конституции РД от 2003 года. То есть являются полноценными основателями государства в современном понимании [Конституция РД от 10 июля 2003 года].

Что касается «российской нации», то ее формирование продолжается. Безусловно, она сейчас есть и имеет форму гражданства, которая объединяет всех жителей России в политическом пространстве мира. И она находится в начале своего пути. К тому же она не исключает наличие сложившихся «этнических наций», которые защищены своими правами в рамках Основного закона Российской Федерации [Конституция РФ, Статья 19]. Россия является федерацией, которую вместе строит множество коренных народов, населяющих ее. Разные народы и нации, вместе строящие государство, помогают друг другу; «молодые» народы учатся новому у более «опытных», а последние питаются новой энергией и энтузиазмом от молодых, тем самым находя силы развиваться дальше вместе в составе федеративного государства [Лорд Джон Актон  Принцип национального самоопределения, 1862 г.].

Тем самым, можем заключить, что «российская нация» - это в первую очередь гражданство, и это никак не противоречит существованию «дагестанской нации». Наоборот, русская нация вместе с другими нациями в составе Российской Федерации строит общее федеративное государство.

Также добавим, что лезгиноязычные народы наиболее близки друг другу внутри самой дагестанской нации культурно, в языковом отношении, из-за сложившихся исторических реалий в регионе и единого ареала обитания вокруг бассейна реки Самур и прилегающих территорий. Гипотетически, возможно формирование отдельной «лезгинской нации». В какой-то степени этот процесс был начат еще в средние века, он есть и сейчас, но требуется время, чтобы твердо утверждать о наличии уже сложившегося факта становления отдельной «лезгинской нации». Этому процессу мешает в первую очередь разделенность лезгинских, рутульских, цахурских земель, отделение от единого ареала хиналугов, удин, крызов, будухов.

К сожалению, к югу от Самура лезгины и другие родственные им народы становятся строительным материалом для строительства других наций и народов из-за политики культурной ассимиляции. Но чем больше давление, тем больше противодействие. Лезгиноязычные народы по ту сторону хребта могут стать той силой, которая и поставит фундамент построения единой нации и территориального объединения всех братских народов.

В заключение можем констатировать, что лезгины, рутулы, табасаранцы, цахуры, агулы и другие дагестанские народы являются единой политической нацией, со своим уникальным путем развития, с единой историей, культурой и традициями, с единым самосознанием и ареалом обитания. Есть также вероятность сложения единой «лезгинской нации», связанной с процессами политического и территориального объединения близкородственных народов. Нам остаётся наблюдать за новым этапом консолидации и развития или же трансформации в новый вид социально-политической кооперации людей.

Усман Балиал

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Единство народов Южного Дагестана

«Код нации»: Зачем дагестанцам ДНК- тестирование?

Дагестан в формате Империи

Разделенность, репрессии и войны не сломали народы Кавказа

Что есть Россия без Кавказа?

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия