Единство народов Южного Дагестана
Об общей истории этносов лезгинской группы
Фрагмент карты Восточного Кавказа, составленной И.Г.Гербером в 1728 году
Редакция ФЛНКА продолжает публикацию серии статей У.Балиала «Нация и национальное развитие». В сегодняшнем материале автор раскрывает факторы, сформировавшие историческое единство народов лезгинской группы.
В прошлый раз мы осветили тему национального единства всех дагестанцев в целом. В этой статье попытаемся проанализировать более конкретно взятое единство народов Южного Дагестана.
Этносы лезгинской языковой группы являются наиболее близкими между собой в составе нахско-дагестанской ветви языков. Издревле наши народы жили рядом, они связаны единым происхождением, языковой близостью (даже в рамках дагестанской общности) и религиозным единством, были и остаются взаимосвязаны экономически и политически. Наши предки вместе защищали свои земли от иноземных захватчиков и периодически объединялись в единую политическую силу [Шихсаидов, 1984; Хашаев Х.-М. Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв., 1965 г.; Магомедов Р. История Дагестана: очерки и документы, 2004].
Итак, начнем с периода сложения Кавказской Албании в конце II в. — середине I в. до н. э., а по некоторым источникам и раньше. Напомним, что южнодагестанские этносы признаны наследниками Албании учеными с мировыми именами [Г. А. Климов. Агванский язык (Языки мира: Кавказские языки, 1999)]. Несмотря на то, что большинство албанских племен имели своих царей, у них был единый правитель, которому подчинялись главы других племен [Страбон «География 11.4]. Единение происходит именно в это время, когда под натиском кочевников и других завоевателей албанцы объединяются вокруг единого правителя, строят основы государственного механизма и выбирают столицей Кабалу [Плиний Старший «Естественная история»; Птолемей], централизуя социально-экономические и военно-политические потоки.
В плане языка, хотя самое раннее разделение лезгинских языков произошло около 3-3,5 тыс. лет назад [Алексеев М. Е. Нахско-дагестанские языки. // Языки мира: Кавказские языки. — М., 1999], в античное время и в более поздний период языки лезгинской группы имели большее сходство, согласно работам И.М. Дьяконова и С.А. Старостина (1988), чем в настоящее время. Это сходство было обусловлено не только меньшим внутренним расхождением, но и сохранением исконных слов и малым количеством заимствований из других языков Азии и Европы. В списке слов Сводеша для языков лезгинской группы на сегодня примерно от +- 30 % до +- 60 % совпадающих между собой корневых слов [Магомедов М. И. Генетическое родство дагестанских языков (исконная лексика) // ВЕСТНИК ВЭГУ. — 2009. — Т. 41, № 3].
Благодаря единому ареалу и плотному контакту между собой в экономической и политической жизни, наши этносы не разошлись так сильно и до сих пор сохраняют много общего между собой.
В языческий период культура имела схожий характер, а в религиозном плане, судя по всему, существовал некий пантеон связанных мифологически «божеств». В более позднее время часть населения Албании приняла христианство, а в меньшей степени исповедовала зороастризм и иудаизм [Ибн Хаукаль].
В раннее средневековье в регион приходят арабы, принеся с собой новую религию и новое политическое переформатирование. Ислам проникает к народам Албании, хотя христианство еще долгое время остается религией большинства. Те народы, что исповедовали другие религии, также начинают в течение определенного периода времени переходить в ислам, тем самым в будущем завершив формирование религиозного единства лезгин и родственных им народов [Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII—XV вв.). — Махачкала., 1969]. Единственным исключением являются христиане-удины.
Приход арабов практически полностью меняет политическую карту Восточного Кавказа. Албания как государство перестает существовать и на его осколках образуется новая политическая конфигурация, которая задаст тренд будущим событиям. Царства, возникшие на территории Кавказской Албании, положат фундамент основанию современных южнодагестанских народов. Одним из них стало царство Лакз, который впоследствии становится «главным оплотом государства Ширваншахов» [Новосельцев А.П. «Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа», 1990].
По сведениям некоторых авторов, в определенный период столицей или главным городом Лакза был Цахур, а другим городом называется Шиназ, что говорит о лезгиноязычности царства Лакз. Большинство лезгиноязычных народов - лезгин, цахур, рутул, агул и других были объединены в границах средневекового "ал-Лакза" [аль-Казвини; Шихсаидов 1984, 1987; А.Аликберов, М.Гаджиев. Albania Caucasica. Москва, 2015].
Обретя с приходом ислама свой мусульманский фундамент, южнодагестанские этносы возвеличились политически, несмотря на раздробленность после ослабления Халифата [Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII—XV вв.). — Махачкала., 1969]. И хотя часть тех же албанцев осталась в христианстве, они перешли под власть Грузии и впоследствии ассимилировались среди картвел [Мусхелишвили Д. Л. Уджарма], положив начало образованию таких этнических групп, как ингилойцы и кахи.
В те времена, когда среди людей в большей степени довлела религиозная идентичность, нежели национальная, столкнулись эти два мира, которые хотели овладеть умами кавказцев. Но только религиозной идентичности было недостаточно. В истории мы знаем много примеров, когда народы разного вероисповедания были союзниками и воевали против своих единоверцев.
Хотя ранняя история знает случаи столкновения с грузинами и изгнания их из «Ар-Рана», но где-то с конца 14 века происходит переломный момент, когда лезгины, рутулы, цахуры в союзе с «джарскими лезгинами» не только отражают агрессию Кахетии, но организуют совместные походы вглубь Грузии с другими дагестанскими горцами [Иоганн Густав Гербер. Записки о находящихся на западном берегу Каспийского моря, между Астраханью и рекою Кура, народах и землях и об их состоянии в 1728 году., Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728 год; Мачарадзе, Валерин. Посольство Теймураза II в Россию, 1960].
Военно-политическое усиление горских обществ положило начало формированию мощных вольных обществ военно-демократического строя как в Южном Дагестане, на территории современного Северного Азербайджана, так и остальной части Горного Дагестана [Хашаев Х.-М. Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв.; Магомедов Р. История Дагестана: очерки и документы, 2004].
Эти вольные общества не всегда были моноэтничны. Например, Табасаранское майсумство также объединяло и некоторую часть лезгин, а в Рутульском бекстве, кроме рутул, были и лезгинскиле села, как и в Ахты - паре 2 были объединены крупные рутульские села Хнов и Борч с лезгинскими селами Маза, Гдым и Фий, к которым примыкали территории также современных Шекинского, Огузского районов АР [Гербер И.-Г. Известия о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекой Курой народах и землях и о их состоянии в 1728 г. // Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие. СПб., 1760. Июль-сентябрь. Т. 17. № 7.; Маршаев Р.Г. К вопросу о социальном строе Ахтыпаринского «вольного» общества в XVIII- нач. XIX вв. // Ученые записки Института ИЯЛ ДФ АН СССР. Махачкала: Типогр. ДФ АН СССР, 1957].
По ту стороны хребта лезгины, хиналуги, будухи, крызы и удины были объединены в составе Ширвана, а позже Кубинского и Дербентского ханств, составляя значительную часть их населения и играя важную военно-политическую роль в составе этих государственных образований. [Гербер И.-Г. Известия о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекой Курой народах и землях и о их состоянии в 1728 г. // Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие. СПб., 1760. Июль-сентябрь. Т. 17. № 7].
Ещё одним объединяющим фактором в истории народов Южного Дагестана является борьба против Ирана и кызылбашской идеологии. Та старая система феодало-сеньорских отношений начала разрушаться и начали вырисовываться зачатки национального суверенитета.
Самым успешным и ярким борцом против засилья Сефевидов стал Хаджи-Давуд Мюшкюрский, он же Давудбек, объединивший не только силы большей части лезгин, но и построивший успешную дипломатическую стратегию по привлечению многих союзников для борьбы против захватчиков, которые до этого сохраняли нейтралитет [Гербер И.-Г. Известия о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекой Курой народах и землях и о их состоянии в 1728 г. // Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие. СПб., 1760. Июль-сентябрь. Т. 17. № 7]. Другими лидерами освободительного движения против иранцев стали Али-Султан и Ибрагим Куткашенский, успешно взаимодействовавшие совместно с Хаджи-Давудом и другими дагестанскими правителями и обществами. [Там же; Есаи Асан Джалалян. Краткая история страны Албанской (1702-1722 гг.). Баку: Элм. 1989].
Тяжёлая борьба лезгин, агулов, рутул, табасаран, цахур, а также всех других дагестанских народов против тирании империи Надир-шаха сыграла важнейшую роль в окончательном формировании идентичности и осознании своей роли в истории [Г. Э. Алкадари. Асари Дагестан.; N.V. Kapieva, Pesni narodov Dagestana (Songs of the peoples of Dagestan), Leningrad, 1970].
Борьба народа за выживание является важнейшим пунктом в превращении в полноценную нацию. Свобода, за которую сотни поколений предков проливали кровь, является наивысшим условием для построения высокоразвитого общества. Наука, экономика и культура остаются в уязвленном состоянии, если нация не вольна формировать так, как считает правильным, свое внутреннее устройство.
Народы Южного Дагестана, относящиеся к лезгинской языковой ветви, принадлежат не просто к единым корням, общества этих этносов испокон веков пронизаны социально-экономическими, культурными и военно-политическими связами, взаимодействуя для обеспечения безопасности в регионе и вместе противостоя захватчикам.
Усман Балиал
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.