Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Хаджи-Давуд – герой, имам и полководец

Молодежь ФЛНКА о гордости лезгинского народа

Хаджи-Давуд Мюшкюрский

В истории любого народа есть периоды его политического, социально-экономического и культурного взлета. В годы такого расцвета свои лучшие качества проявляют лидеры народа.

Причины и обстоятельства появления таких героев индивидуальны, однако образы этих героев, как и периоды, в которые они жили, сохраняются в памяти народа на долгие века.

В истории лезгинского народа было несколько подобных взлетов, и каждый раз лезгинский народ давал миру достойного героя, лидера, настоящего патриота, примера для подражания и гордости.

Одним из таких героев является Хаджи-Давуд Мюшкюрский, который 300 лет начал борьбу за освобождение лезгинских земель от вражеского ига и воссоздания суверенного государство. Однако, к сожалению, о Хаджи-Давуде и о его государстве на официальном уровне мало сказано.

Этому есть субъективные и объективные причины. В этой связи в пятницу 29 марта в офисе ФЛНКА Молодежным департаментом Автономии было организовано очередное заседание исторического клуб на тему: "Роль Хаджи-Давуда в истории лезгинского народа и воссоздании лезгинской государственности".

Встреча молодежи была по традиции открыта руководителем Молодежного департамента ФЛНКА Селимом Аллахкулиевым. Далее гостям был зачитан комментарий по теме встрече, данный ФЛНКА кандидатом исторических наук из Дагестана Абдулакимом Бутаевым, подробно занимавшимся личностью Хаджи-Давуда.

Заседание Исторического клуба ФЛНКА

Остальные участники встречи высказывались в порядке очередности. Молодежь с очень большим интересом внимала новым для себя подробностям из родной истории. Оттого мы в данной статье приводим наиболее содержательные доклады, представленные на заседании из Дагестана.

Абдулаким Бутаев, кандидат исторических наук

В прошлом году исполнилось 300 лет освободительному движению, во главе которого встал герой лезгинского народа Хаджи-Давуд Мюшкюрский. Но лезгины долгое время ничего не знали о своем герое. Особенно в Советские годы. Поскольку, эта страница истории Лезгистана в тот период находилась под идеологическим запретом.

По этой причине, ни личность Хаджи-Давуда, ни его вклад в развитие лезгинской государственности не исследовались. Лишь с началом перестройки у нас появилась возможность начать изучение этих неизвестных страниц нашей истории. Именно в эти годы начали появляться первые научные работы, посвященные этой теме.

Абдулаким Бутаев

На сегодня лезгины уже много лет, как потеряли свою государственность. И наше общественное сознание, и наша историческая память начали все больше стираться. Но, несмотря на все это, своя государственность у лезгин была. Лезгины ее лишались на протяжении истории несколько раз, и несколько раз ее восстанавливали. И государство, воссозданное Хаджи-Давудом, было важным этапом в нашей политической истории.

Государство Хаджи-Давуда просуществовало недолго – всего лишь, в течение семи лет. Но оно самим фактом своего появления создало в истории прецедент, некий пример, некую политическую модель, на которую ориентировались лучшие представители нашего народа на протяжении всех последующих поколений. За примерами далеко ходить не надо.

Последовавшее за эпохой Хаджи-Давуда нашествие Надир-шаха в Дагестан было отмечено примерами невиданного героизма и стойкости лезгин в борьбе против кровавого тирана. Нет сомнения и в том, что начавшееся вскоре объединение лезгинских земель под руководством Фет-Али хана, также было связано с политическим наследием Хаджи-Давуда.

Карта Ширвана

Более того, один из русских исследователей 19 века А. Комаров писал, что Хаджи-Давуд распространял духовное учение, сущность которого клонилась к реализации в государственной практике положений Ислама. Ведь Хаджи-Давуд, после совершения им хаджа в Мекку стал самой влиятельной духовной и политической фигурой в Лезгистане.

Оттого тот же Комаров полагал, что это духовное учение Хаджи-Давуда мало чем отличалось от идеологии освободительного движения горцев Дагестана и Чечни под знаменами Ислама в 20-50-е годы 19 века. А провозвестником этого нового этапа освободительного движения горцев начала 19 века стал еще один лезгинский лидер – шейх Мухаммад аль-Яраги.

На это же в той или иной степени указывали и некоторые другие авторы, намекая на несомненную параллель «Хаджи-Давуд – Мухаммад аль-Яраги». Учитывая то, что аль-Яраги родился спустя каких-то 40-50 лет после событий, связанных с движением Хаджи-Давуда, такую связь не только можно считать возможной.

Она должна была быть просто обязательной. То есть, с большой долей вероятности можно утверждать о связи, а может и полной идентичности, идеологий освободительных движений, происходивших в разное время под руководством Хаджи-Давуда и под предводительством учеников Мухаммада аль-Яраги – имамов Дагестана и Чечни Гази-Мухаммада и Шамиля.

Таким образом, Хаджи-Давуд и его политические достижения, на самом деле, оставили неизгладимый след в истории и сознании лезгинского народа. Этот след, конечно же, сохранится в исторической памяти лезгин. По-другому и быть не может. Ведь он был не только искусным политиком, выдающимся стратегом и полководцем, но и человеком высокой духовности.

Оттого Хаджи-Давуд даже через столетия не перестает удивлять своих потомков силой своего духа, ума, величия и прозорливости. Нас до сих пор восторгает сила воли этого человека, его целеустремленность и мужество. Поскольку он, пройдя через столько испытаний, преодолев столько трудностей, так и не подчинился ни воле турецкого султана, ни воле персидского шаха, ни воле русского императора Петра Первого.

Он проводил самостоятельную политику, свою независимую военную и политическую линию. Целью этой политики было возрождение государственности лезгинского народа и обретение независимости. Большое значение движение Хаджи-Давуда, сила его личности, как яркий пример из истории, приобретают сегодня в реализации справедливых требований лезгинской общественности урегулировать проблемы, связанные с разделенностью нашего народа.

Для достижения своих высоких целей Хаджи-Давуд даже пожертвовал своей жизнью. Вот эта самоотверженность, высокая степень самопожертвования ради духовных целей, ради обретения счастья для своего народа и должны, на мой взгляд, стать для современной молодежи примером для подражания. А сам образ Хаджи-Давуда должен стать для нас символом чести, высокого эталона духовности, мужества и беззаветного служения своему народу.

Абдулмалик Эмиргамзаев, сторонник Движения «Хаджи-Давуд»

Хаджи-Давуд Мюшкюрский - это реальная историческая личность. Ему выпала такая доля стать защитником интересов лезгинского народа, защитником прав лезгин на свободу, права на суверенитет, на свободу самосознания, свободу выбора своего будущего.

Это человек, который действительно встал против Османской Империи и против шахской Персии, против государств, целью которых всегда были захват Кавказа и порабощение коренных его жителей. Лезгины, ввиду своей многочисленности и выгодности геополитического положения, играли ключевую роль в регионе.

Абдулмалик Эмиргамзаев

В наше время мало информации о нем, о его заслугах и достижениях. Его общественная и государственная деятельность особо не изучается, о нем по сути нигде не пишут, в учебниках по истории Дагестана и Азербайджана имя Хаджи-Давуда не упоминается.

Хотя многие исторические события, в которых он принимал участие, происходили на землях компактного проживания лезгинского народа в северном Азербайджане.

В моем кабинете висит портрет Хаджи-Давуда Мюшкюрского. Многие сельчане узнают его, другие, правда, часто путают с Шамилем. Стоит отметить, что в свое время Хаджи-Давуд сыграл точно такую же роль, что и имам Шамиль.

Единственное, что направление защиты родных земель первого было направлено на юг, а второго - на север. Дело в том, что персы, пользуясь расхожими фразами типа: "все мы братья-мусульмане", навязывали лезгинам свою национальную и религиозную идентичность.

Именем Хаджи-Давуда в Дагестане не названы улицы, школы, нет памятников ему. Но в памяти народа его образ и его героизм остались. Ему посвящают песни, стихи, его имя фигурирует практически на всех лезгинских конференциях и собраниях.

В наше время, когда народ нуждается в решении многих проблем, в помощи, в возрождении, именно с его именем люди связывают понятие возрождение лезгинской нации.

Любые войны, которые происходят, помимо людей в них участвующих, помимо оружия, помимо территорий, которые они захватывают или отдают, имеют одну специфику - все они имели идеологию.

В те времена она всегда была религиозной, только в 20 веке появились придуманные людьми идеологии, ради которых многие люди жизни отдавали. Это и фашизм, и коммунизм, и вообще всякие "-измы", которые начали менять религиозные догмы.

Хаджи-Давуд призывал народ к духовному очищению.

Ведь религия требует от людей, во-первых, чтобы народ был трезвым, и в духовном, и в физическом смысле. Чтобы заботился о себе и близких, о своем существовании, о будущем. Естественно, если не призывать людей к очищению и возрождению в сердцах людей, трудно с такими массами что-то созидать.

Банальные вещи скажу, но сегодняшний упадок, наблюдающийся в Южном Дагестане, связан с падением духовных ценностей, норм и традиций у народа. Многие возмущаются, особенно интеллигенция, дескать, преувеличивается роль духовного. Хотя духовность очень большую роль играет.

Ведь Хаджи-Давуд объединил все эти народные массы под духовными ценностями, во имя ценностей служения истине, чистоте и справедливости. Он людям объяснял, что лезгины такой же народ, как и все, что лезгины, как и все народы, имеют право на свободу и на свое государство.

Само то, что Хаджи-Давуд - это реально существовавшая личность, то что его государственность действительно существовала и то, что это было суверенное государство лезгин, дает возможность почувствовать обычному народу, что возрождение, единство, возврат к традиционным ценностям и восстановление культуры - достижимы. Его фигура это пример будущим поколениям.

Руслан Гереев, руководитель представительства ФЛНКА в Дагестане

Шейх Хаджи-Давуд великая личность в истории Дагестана и Ширвана, роль которого еще исчерпывающе не определена и мало изучена историками. В нашей истории этот человек оставил огромный след как выдающийся политический деятель, полководец и воин.

Но вместе с тем шейх Хаджи-Давуд был и очень авторитетным религиозным деятелем. Имам - духовный наставник, ярый сторонник Единобожия который вел целое поколение верующих людей по пути Корана и достоверной Сунны.

Руслан Гереев

Сегодня мало кто задается вопросом, что во времена шейха Хаджи-Давуда лезгины уже имели регулярную армию, защищавшую свои территории, государственность и свой образ жизни, и свою веру.

Хаджи-Давуд родился в семье земледельца и был довольно состоятельным человеком. Он получил прекрасное по тем временам религиозное образование и пользовался большим авторитетом как знаток мусульманского права – фикха.

Однако судебных должностей не занимал. Глубокие теологические познания, справедливость к делам общины - джамаата и позволили ему возглавить освободительное движение Лезгинского народа.

Хаджи-Давуд одновременно был творцом своего времени и успешным реформатором, указы (фетвы) которого позволили военно, экономически и политически состояться первому лезгинскому государству.

Зеленым отмечено государство Хаджи-Давуда Мюшкюрского

Известно, по некоторым записям современников шейха, что Хаджи-Давуд жил в селении Дедели, которое сегодня находится на территории Хачмасского района Азербайджана. Равнинные селения, расположенные к югу от реки Самур имели тесные контакты с горными аулами, поскольку горцы там закупали запасы зерна на зиму, и там поместья.

Джамаат селения Джаба Ахтынского района считает его своим земляком и их предположения относительно происхождения Хаджи-Давуда также обоснованы. Жители селения Джаба гордятся именем Хаджи-Давуд аль-Джабали, с арабского - «горный - выходец из горной местности».

Где бы ни родился Хаджи-Давуд, важно одно – он был и остается верным сыном лезгинского народа, шейх – иманом (верой) которого должен гордиться каждый верующий мусульманин, воин и реформатор, стоявший у истоков воссоздания лезгинской государственности.

Мурад Шихахмедов

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Олицетворение единства народа

Хаджи-Давуд в стенах ДГУ

Видеопроект МД ФЛНКА "Страницы лезгинской истории". Выпуск №1 - Хаджи-Давуд

Легендарный Хаджи-Давуд вновь ожил

Восстанию Хаджи-Давуда 300 лет. Уроки мужества и духовности для молодежи

Комментарии (43)
Комментарий #43, дата: 01 октябрь 2013 20:53

Gafar, ваша коммен. неочём, хотя написано о многом. Я не нашел в твоих коммент. полезного для сплочения нашей нации, для возрождения лезгинского национального духа, нет рационального, чтобы лезгины реабилитировалис как нация прошедшая сквозь исторических зигзаг. Цапское нам не толкуйте, мы этим сытые!


Комментарий #42, дата: 09 июнь 2013 14:23
ТО что сейчас происходит это результат того что лезгины Дагестана двадцать лет игнорировали проблемы лезгин южнее Самура. Теперь Турция пришла в В Дербент.Когда шла война против лезгинского нрода слишком долго в дагестане делали вид что ничего не происходит.... Теперь они называют именем Гея улицы И это только НАчало, МЫ ДОЛЖНЫ УНИЧТОЖИТЬ НАШИХ ВРАГОВ ИНАЧЕ ОНИ УНИЧТОЖАТ НАС, Только обороняясь нельзя выйграть войну, Ммы должны наступать.

Комментарий #41, дата: 09 июнь 2013 12:53
Цапских Шакалов Игнорируйте

Комментарий #40, дата: 24 апрель 2013 22:00
Gafar,
................. . Бросать горох об стену - дело, наверное, очень занятное, однако бестолковое ... (за подробное описание моих комплексов и фобий особое Вам спасибо!). Уа алейкум ассалям!

Комментарий #39, дата: 21 апрель 2013 17:38
муртуз К сожалению, Ваши мысли это некий срез неопределившегося с будущим большого количества нашего народа. Ностальгия по социальной справедливости периода СССР, уход с "головой" в национализм, комплексы перед представителями других религиозных течений и страх перед исламом. Мы в ступоре и словно ждем, что кто-то посторонний, за нас все решит и напишет наш план дальнейших мероприятий, заставит говорить на родном языке, обустраивать РОДИНУ и т.д..
Теперь несколько поподоробней о Вашем последнем "коме".Вначале, хочу Вас поздравить - Вы избранный человек, т.к. застать коммунизм мечтали многие и казалось, что это несбыточная мечта. Судя по Вашему негодованию, нападками на "коммунизм", Вы один из тех, кто застал коммунизм и может поделиться обществом своими откровениями о временах коммунизма..
Во-вторых, неужели, Вы считаете, что именно религия привела к упадку нравственности? То есть это верующие одевают мини-юбки, показывают по тВ всякие пошлости, пилят бюджет, разваливают семьи и т.п.? Тогда извольте объяснить зачем это верующим? Не кажется ли Вам, что имено религия мешает спекулянтам, дорвамшимся до власти, окончательно и бесповоротно закабалить население?
Далее Вы пишете: " Вы спрашиваете почему Ислам мешает развитию и сохранению моего Народа. Всё очень просто, современный Ислам, точнее его жалкая и политизированная пародия, есть самое настоящее ЗЛО, ибо основа Ислама (как и всех остальных религий) - вера во Всевышнего и человеколюбие, уходит на задний план, а вперед вышли совсем иные показатели духовности (какие?) - разделение на свой чужой (особенно по внешним признакам/атрибутам); вера в теорию заговора против Ислама; показные деяния и религиозное словоблудие; лицемерие... ". В подобных случаях говорят, что каждый судит в меру своей испорченности. Но вместе с тем,цитата показывает то, что Вы способны отличать истинный ислам, от сурогатного. Дело осталось за малым- своим примером, покажите остальным, каким должен быь Богобоязненный мусульманин...
Если Вас интересует вопрос, почему исламские традиции полезны лезгинам? Да потому, что именно в " исламский период" окончательно сформировался народ, который сейчас известен как "лезгины" и многовековая история лезгин в лоне ислама никоим образом не мешала оставаться лезгинами, сохраняя свою самобытность. Ну а если кому-то конкретно нравяться языческие ритуалы с поклонениям "зажигалкам", всевозможным "половым органам", многочисленным божествам, признавать собственную исключительность то я не против, но в чем польза от этого лезгинам и сохранению народа?
Пожалуй на этом завершу свою писанину. Думаю, Вы как нибудь без меня разберетесь о Величии Ислама, о ее необходимости нашему народу, если самостоятельно прочтете исламскую литературу (прочтите хотя бы труды Шамиля Аляутдинова). Ассаламу алейкум!

Комментарий #38, дата: 19 апрель 2013 22:29
Gafar,
какая ещё конкретика Вам нужна???. "Низмы", о которых намекнул Абдулмалик, есть ни что иное как коммунизм-социализм (не уж то не догадались?????). И в своём коме я лишь выразил свое глубокое недовольство относительно того, что в последнее время всё чаще слышу от религиозников всяческие нападки на времена тех самых измов (и всего того что с ними связанно), будто бы те времена сыграли какую то роковую роль в судьбе моего Народа. Во времена когда и культура поведения людей, их нравственность (при меньших материальных благах и возможностях) была наголову выше нынешней. А сегодня что - время смуты, когда вроде и мечетей за каждым углом, и алимов за каждым столом, и религиозной информации хоть лопатой черпай, и господдержку вам нате (а толку то?!) , нет, они все об том же - всё в поисках виновных в своих бедах (парадоксы прям). Быть может глаза разуете наконец,а, господа? . . . . . . . . . . . Теперь о спекуляциях и расставлении нужных акцентов. Я разве писал, что именно в статье я заметил эти самые спекуляции?! Вы с чего это взяли? Я писал о тенденции, которую всё чаще наблюдаю. Можете не соглашаться, Ваше право. . . . . . . . Далее Вы спрашиваете почему Ислам мешает развитию и сохранению моего Народа. Всё очень просто, современный Ислам, точнее его жалкая и политизированная пародия, есть самое настоящее ЗЛО, ибо основа Ислама (как и всех остальных религий) - вера во Всевышнего и человеколюбие, уходит на задний план, а вперед вышли совсем иные показатели духовности (какие?) - разделение на свой чужой (особенно по внешним признакам/атрибутам); вера в теорию заговора против Ислама; показные деяния и религиозное словоблудие; лицемерие... . Спрашивается - нужен ли нам такой Ислам, нет не нужен. Какая выгода для Народа от таких игр в мусульман и кафиров - ни какой. Нам нужен здоровый национализм! Ну а если к тому же сформируется и Лезгинская ветвь Ислама, то от этого выиграет и Народ в целом, и Вера. . . . . . . . . И на последок. Gafar, сотни лет не только исламским Лезгинским традициям, сотни лет и христианским Лезгинским традициям, и языческим - почему Вы призываете к возврату именно к исламским ??? Не уж то именно исламский период был самым благим с исторической, объективной точки зрения?

Комментарий #37, дата: 19 апрель 2013 13:35
Цитата: Ракьун
ХА так это ты азерский провактор

Но для лезгин скажу!
АЛпан государство лезгиноязычных народов Государство известное от Китая до западной Европы Одно из первых государств в мире принявших христианство, Одно из трех древнейших государств Кавказа, Государство просуществовавшее дольше Чем Римская империя,
Государство располагавшееся на территории почти целого Азербайджана и Южного ДагестанаИмело свою версию Христианства свой алфавит свою царскую власть С самобытной культурой. Кавказская Албания имела тесные дипломатические отношения со всеми ключевыми государствами древнего мира. Это было лезгинское государство, Созданное наим предками, и благодаря которому мы сегодня являемся лезгинами иначе нас давно бы ассимилировали Наша задача возрадить былую Мощь Сделать лезгинское государство Сделать снова лезгинский народ главным народом. Лезгинытем и отличаются от остальных дагестанских народов что имеют собственную тысячелетнюю историю государственности. МЫ поэтому и не имеем таких сильных родовых отношений потому что для нас это пройденный этап, Если мы хотим спасти лезгинский народ мы должны равняться на Кавказскую Албанию на Кавказских царей, на то как они умели в тяжелейших условиях охранять свою независиость, свое государство ради потомков и своего народа. Только лезгины могут спасти и возрадить собственный народ.Только мы сможем поднять знамя лезгинского народа да небывалых высот. В наших руках будущее.

Комментарий #36, дата: 18 апрель 2013 18:24
Случайно застал ответ на свою запись- позвольте на эту запись ответить
Муртуз, во-первых, я никому ничего не впариваю- перечитайте свои комментарии, когда Вам намека даже оказалось достаточно, чтобы писать пространные комментарии об исламе- как выразились "желаемом или не желаемом НО ПРИЛОЖЕНИЕ". Во-вторых, не вижу необходимости Вам объяснять, почему я себя считаю мусульманином- лучше займитесь внутренним самоанализом. В третьих обращает на себя внимание то, что пишите много, но все вокруг да около... Поточней, пожалуйста, какие "измы" Вас смутили (для Вашего удобства - "консерватизм", "либерализм", "коммунизм", "сталинизм" и т.д.)? Кто конкретно в статье "спекулировал расставляя "нужные" акценты"? Почему Вы считаете, что ислам мешает сохранению и развитию нашего народа? Что плохого когда призывают вернуться к исламским традициям лезгин, с которыми лезгины живут сотни лет?

Комментарий #35, дата: 17 апрель 2013 17:54
муртуз,
МУРТУЗ,ПОКАЙСЯ И ВОЗВРАЩАЙСЯ В РЕЛИГИЮ АЛЛАГЬА,А КОЛИ ТЕБЯ ДЕРЖУТ КАКИЕ ТО ВНУТРЕННЫЕ ПРИЧИНЫ_ТО ХОТЬ УМАЛЧИВАЙ И НЕ ПИШИ ПРОТИВ РЕЛИГИИ..ИЛИ ДУМАЕШЬ ЧТО ТЫ САМЫЙ УМНЫЙ И ЗНАЮЩИЙ_А МИЛЛИАРД НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ ИСПОВЕДУЮЩИЙ ИСЛАМ_ОДНИ НЕВЕЖДЫ?__НАПИСАЛ НЕ ДЛЯ СПОРА_А КАК P.S. ВЫВОД ДЕЛАЙ САМ_А МНЕ МОЖЕШЬ И НЕ ГОВОРИТ .

Комментарий #34, дата: 17 апрель 2013 17:45
Рашид,ВЫШЕ УКАЗАНЫЕ ТОБОЙ МАЙМУНСТВА_НЕ ПОДЕРЖИВАЛИ И НЕ УЧАСТВОВАЛИ _В ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЕ СУНИТСКИХ НАРОДОВ ОТ КЫЗЫЛБАШСКОГО ИГА И В ЗАЩИТЕ РЕЛИГИИ АЛЛАГЬА ОТ ШИИТСКОЙ ЕРЕСИ..И ПОТОМУ ХАДЖИ ДАВУД И УМЦИЙ АХМЕД НАКАЗАЛ ТАБАСАРАНСКИХ ВЛАДЕТЕЛЕЙ ЗА ВЕЛИКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ПРЕДАТЕЛЬСВО!!!




Назад 1 2 3 4 5 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия