Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Раисы Дербента, как лидеры города

Уроки противостояния правителей и вольных горожан

Мусульманское войско у стен Дербента

Дербент в истории нашего народа – уникальный город. Он не только самый древний город России и Дагестана. Он наш защитник, опора, надежда и учитель в трудные моменты нашей истории.

Он таковым являлся всегда – и в момент своего зарождения, и в момент господства в нем иноземных правителей, и в моменты возвращения к власти наших предков, и в моменты расхождения политик его правителей с чаяниями и запросами большинства его жителей.

В данной статье, нам хотелось бы напомнить о забытой многими нашими земляками странице истории древнего города. Эта страница, несмотря на свою противоречивость и драматичность, касается того, какую уникальную роль в управлении городом играли сами горожане, простые жители Дербента.

Расцвет Баб аль-абваба

Стоит напомнить, что Дербент при мусульманах-арабах превратился в крупный административно-политический, культурный и идеологический центр. Здесь были построены первые в Дагестане и во всей сегодняшней России мечети и медресе. К 733 г. в Дербенте было уже возведено 7 мечетей. Здесь зарождалась первая исламская ученая и культурная элита Кавказа.

Уже в начале 8 в. город превратился не только в главный опорный пункт Халифата на Кавказе и в важнейший военный, политический и идеологический центр. Дербент стал крупнейшим средневековым городом Кавказа с развитыми ремесленными производствами.

Среди этих ремесел были гончарное дело, стеклоделие, металлообработка, ювелирное дело, камнеобработка и строительное дело, ткачество, ковроделие, производство бумаги, шелка, мыла и т.д.

Развивалось сельское хозяйство – земледелие, садоводство, возделывание шафрана, марены, хлопка, льна и т.д., здесь проводились значительные строительные работы. Таким образом, Дербент того периода – это крупнейший порт на Каспии, важнейший центр международной транзитной торговли Востока и Запада, Севера и Юга.

Дербент поддерживал тесные торговые связи со многими областями и городами Ближнего и Среднего Востока, Восточной Европы – об этом свидетельствуют и средневековые авторы, и многочисленные археологические находки. Сюда прибывали торговые караваны и корабли из Хазарии, Руси, Волжской Булгарии, Джурджана, Табаристана, Дейлема, Хорасана, Хорезма, Индии и т.д.

Мусульманский полководец Абд ур-Рахман ибн Рабиа при вступлении в Южный Дагестан принимал Дербент именно от персидского правителя города Шахрибираза, который лично прибыл в лагерь мусульман и здесь признал себя вассалом Халифата. После ухода арабов из региона Дербент обычно подчинялся ширванским шахам, а в периоды своей самостоятельности продолжал находиться в сильной культурной и политической связи с Ширваном.

Изменение характера власти

Причем надо заметить, что Дербент период персидского влияния до прихода мусульман-арабов он был чисто восточным, азиатским городом с деспотическим господством правителей и полным уничтожением гражданского, независимого элемента.

С того самого момента, как Дербент попал в орбиту Исламского Халифата в качестве его северного форпоста, город находился в водовороте политических, военных, административных событий, происходивших в самом Халифате.

Политическая система мусульманского Дербента формировалась под непосредственным влиянием централизованного политического организма Халифата. Она формировалась в духе строгих шариатских концепций господства и подчинения, единоначалия и единой государственности.

Дербент представлял собой единое политическое образование по всем законам исламской политико-административной доктрины, с более-менее полным воплощением норм и положений Ислама во всех сферах жизни горожан (за исключением некоторых нарушений в отправлении власти самими правителями, что было свойственно и самому Исламскому Халифату периода династического правления).

При этом, располагаясь на окраине Исламского государства, Дербент вынужден был существовать в условиях периодического ослабления политико-административных связей с центром Халифата, периодических смен правящих династий и претендующих на него политических сил.

Город переходил из рук в руки. На него претендовали то амиры династии Хашимидов, то раисы из династии Аглабидов, то ширван-шахи, то сельджукские султаны. И чтобы понять, что это были за усобицы, и кто претендовал на власть, стоит рассмотреть этот вопрос подробнее.

Ремесленная верхушка

Уже к 10-11 веку Дербент становится полиэтническим и многокультурным городом, где, по свидетельству арабского автора Абу Хамида аль-Гарнати, постоянно жили арабы, персы, тюрки, представители дагестанских народов, осетины и др. Именно в этом городе многие представители дагестанских народов впервые приобщились к новой для себя религии.

Для нас принципиальное значение имеет тот факт, что мусульманская цивилизация, несмотря на аграрный характер экономической основы в начальный период, являлась цивилизацией в первую очередь городской. Город был подлинным центром общественной, социальной, политической и правовой жизни Халифата.

Оттого, в исламском мире получила широкое развитие мощная социально-политическая сила, которой являлись вольные горожане. В городах мусульманского мира, как известно, преобладал свободный наемный труд.

В первые же века аббасидского периода одновременно развивались лишенный собственности рабочий класс и состоятельная прослойка вольных горожан – жителей Халифата.

Как уже говорилось выше, будучи в массе своей образованными людьми, с независимыми гражданскими и политическими позициями, которые опирались на положения Корана и Сунны, а также на мнения независимых исламских ученых, горожане представляли собой огромный гражданский массив людей, готовых постоять за свои убеждения и интересы.

Кроме того, серьезной внутренней политической силой города являлась торгово-ремесленная аристократия. Ремесленники Дербента были объединены в торгово-ремесленные корпорации – гильдии, во главе которых стояли начальники – раисы.

Торгово-ремесленная аристократия Дербента в X-XI веках обладала фактической властью в городе, и влияние ее на политическую жизнь было столь огромно, что раисы неоднократно отстраняли от власти в городе не устраивавших их амиров. Об этом сообщается в дербентской хронике XI века «Тарих Баб аль-абваб».

Ассоциации горожан

В различные периоды истории горожане, которые уже зачастую были оторваны от своих традиционных социальных корней, естественным образом объединялись на основе общих интересов, создавали свои клубы, ассоциации единомышленников (араб. названия – «футувва», «аййарун»), а иногда и сплоченные дружины, которые временами приобретали такое влияние, что могли определять ход политических процессов в своем регионе.

Члены этих ассоциаций давали обет придерживаться общественных добродетелей. Они поддерживали между собой связь, даже если находились в городах, расположенных далеко друг от друга, создавая таким образом гражданские сети, объединявшие самых активных жителей исламского государства.

С этими ассоциациями вольных горожан многие правители предпочитали договариваться, пытались инкорпорировать их в административные и политические структуры, потому что в противном случае их независимой и активной позицией спешили воспользоваться оппозиционные силы.

Истории известны случаи, когда власти, опираясь на ассоциации вольных горожан, укрепляли свои позиции или, наоборот, вольные горожане из ассоциаций, внедряясь в административные структуры, сближались с ключевыми политическими фигурами и влияли на политику государства, как это произошло в IX веке, в период правления Аббасидской династии.

Одним из видов ассоциаций горожан, объединявшихся на основе общих профессиональных интересов, были торговые и ремесленные корпорации и гильдии, которые, несмотря на свой коммерческий характер и направленность на получение прибыли, тем не менее активно занимались отстаиванием собственных интересов и прав перед лицом правителей.

Сеть гражданских структур

Стоит здесь упомянуть и развитую сеть меценатов, спонсоров и владетелей частных финансовых фондов, аккумулировавших большие средства для социальных нужд. Эти меценаты и фонды руководствовались бесчисленными предписаниями Корана и Сунны о достоинствах безвозмездной помощи нуждающимся.

Они создали в городах мусульманского мира, том числе в Дербенте, Гяндже, Барде, развитую инфраструктуру бесплатных клиник, домов милости, где пожилым неимущим выплачивались пособия и пенсии, приставлялись опекуны, а малолетним сиротам предоставлялись воспитатели и учителя.

Они оказывали существенную поддержку и ученым, студентам, а также мечетям, университетам, научным центрам посредством добровольных пожертвований и передачи в неотчуждаемую собственность зданий, земель и иных фондов.

Высокий уровень развития трансконтинентальной торговли, развитие денежных отношений, первые шаги по зарождению механизированного труда в городах привели к зарождению многочисленного «интернационально мыслящего» среднего класса в культурной, научной, ремесленно-промышленной и торговой сферах.

Раисы ремесленных цехов

Растущий класс ремесленников и торговцев объединялись в гильдии или цехи (араб. «аснаф»), которые обладали юридической самостоятельностью, были очень сильно сплочены на основе профессиональных интересов и корпоративной культуры и функционировали на основе внутреннего самоуправления. К примеру, глава цеха или гильдии (араб. «раис») избирался единогласным решением своих коллег.

Несомненно, были в мусульманский истории периоды, когда цехи либо прикреплялись к государственным управлениям, либо находились под наблюдением старейшин, поставленных властями, что позволяло некоторым исследователям говорить о том, что над внутренними механизмами самоуправления цехов доминировали формы контроля и управления сверху.

Тем не менее, бесспорным является тот факт, что торгово-ремесленные гильдии в некоторых городах и в некоторые периоды истории обладали настолько большим влиянием, что от их отношения зависела прочность позиций правителей.

Это вынуждены признать в своем исследовании и авторы известного исследования «История Востока»: «Главы торгово-ремесленных корпораций все больше включались в политическую жизнь... главы городских кварталов и корпораций (раисы) нередко приобретали большой вес, добиваясь влияния на городские дела».

Историческая хроника «Тарих Баб аль-Абваб», к примеру, свидетельствует, что торгово-ремесленные гильдии Дербента в X–XI веках были настолько сильны, а их влияние на политическую жизнь города настолько большим, что их раисы неоднократно отстраняли от власти не устраивавших их правителей.

Борьба раисов с эмирами

Так, в 869 году выходец из семьи раисов Сулайми Хашим II ибн Сурака при поддержке остальных раисов был объявлен эмиром Дербента и добился фактической независимости от Халифата.

Основную же массу составляли мастера и подмастерья, погонщики караванов, грузчики, моряки, мелкие торговцы, их слуги и рабы. Дербент постоянно испытывал внутреннюю напряженность.

Раисы, имевшие собственные войска, каждый раз пользовалась удобным моментом для свержения эмира, когда была недовольна его политикой. Автор "Истории Дербента" сообщает о множествах выступлений дербентцев против эмира Маймуна. Каждый раз он с помощью своих союзников возвращал свой трон.

В Дербентском эмирате противоречия между разными частями общества, в особенности между эксплуататорами и эксплуатируемыми были особенно резкими и открытыми. В 989 году в Дербент из Гиляна прибыл религиозный проповедник Муса ат-Тузи.

Речи Мусы ат-Тузи обрушились на общественную несправедливость и неравенство. Массы рядовых граждан, с жадностью слушали эти непрерывные речи, многие принесли покаяние и загорелись желанием добиться в Дербенте "истинной справедливости".

Популярность Мусы поднялась настолько, что, по словам летописи, к 990 году он "сосредоточил в своих руках все государственные дела", оттеснив эмира. Эмир Дербента Маймун вынужден был укрепиться в Нарын-Кале, и 28 дней народ во главе с Мусой осаждал её.

После смерти в 1043 году эмира Абд аль-Малика, престол достался его 4-летнему сыну аль-Мансуру II. Однако на деле от его имени правил раис Абу-л-Фаварис. Спустя три года после его смерти между эмиром и горожанами во главе с раисами разгорелась острая борьба.

В итоге аль-Мансур был разбит, после чего раисы возвели на престол его единокровного брата Лашкари. Однако спустя некоторое время этот эмир был убит в своем доме подосланными убийцами.

Летом 1055 г. жители формально принесли присягу аль-Мансуру, но на деле продолжали подчиняться раисам. Только в январе 1064 г. эмиру удалось разбить раисов и вновь водвориться в городе.

Наконец в мае 1065 г. был заключен мир, и на престол взошел десятилетний сын Лашкари, Абд ал-Малик III. Он не имел никакого авторитета и после шестимесячного правления был низложен. Город формально признал власть ширваншаха Фарибурза I, но в действительности дела правления оставались в руках раисов.

Уроки истории

Несомненно, эти страницы истории Дербента полны драматизма и даже трагизма. Поскольку внутренние усобицы между правителями, а также между неформальными лидерами горожан зачастую приводили к открытым столкновениям, останавливали торговлю, развитие ремесел, науки и культуры.

Однако, данные страницы нашей истории учат тому, насколько всегда исторически чревато было игнорирование мнения простых людей со стороны зарвавшихся правителей. В свободных горских обществах Дагестана подобного правителя всегда мог остановить народ, его же земляки и родственники.

Но в условиях развитого города, с традицией прямого политического единоначалия, это было сделать сложнее. И тем не менее, вольный дух жителей Дербента, их принципиальное несогласие со своими правителями по ряду вопросов, а также общая ситуация социальной несправедливости приводили к трагическим случаям противоборства двух сил – правителей и свободных горожан.

Сегодня, в условиях развития многочисленных политических и общественных процедур по взаимному обмену мнениями, выражения общественного несогласия, свободы выражения своих гражданских позиций, доведения ее до властей не только города, но и республики и даже всей страны, наша общая задача – всегда стараться решать спорные вопросы общественным диалогом и взаимными договоренностями.

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Неуважение к истории Юждага может нарушить межнациональный мир в Дагестане

Единый День культурно-исторического просвещения прошел в Докузпаринском районе

«День Дербента» проходит сегодня на форуме «Машук-2015»

Основные мероприятия в честь 2000-летия Дербента пройдут 19 сентября

Конференция "Дербент - колыбель трех религий" пройдет в Дагестане

Комментарии (12)
Комментарий #12, дата: 19 июнь 2013 10:48

ABU,
Армано-турки и турко-албаны  или  албано-турки: история по-азербайджански
http://karabah.h18.ru/history/azerbaidjan/35_armano_turki.html


Комментарий #11, дата: 18 июнь 2013 17:53

Спасибо, Фарида, за познавательный исторический материал.

Надеюсь наши раисы собирутся на митинг против амира в конце этого месяца..


Комментарий #10, дата: 18 июнь 2013 10:29


Салман Махмудов,

 

http://voskanapat.info/?p=2363


Комментарий #9, дата: 17 июнь 2013 23:06

Ракьун,
1 Арабы разрушили и уничтожили лезгинские города  библиотеки Миски начали заселять лезгинские земли иноземными племенами. Лезгины вынуждены были уходить на север чтобы сохранить культуру.

Интересно,а какими иноземными племенами заселили арабы лезгинские земли,не могли бы вы пояснить уважаемый Ракьун?Может быть вы имели в виду Тимурлана или правителей Ирана династии Абаситов,до правления Надир шаха и не хазаров,и монголов наверное. 


Комментарий #8, дата: 17 июнь 2013 00:03

1 Арабы разрушили и уничтожили лезгинские города  библиотеки Миски начали заселять лезгинские земли иноземными племенами. Лезгины вынуждены были уходить на север чтобы сохранить культуру.

 


Комментарий #7, дата: 16 июнь 2013 22:15

Нам тоже нужно создать вот такое гражданское общество, чтоб чиновники не превращались в самоуправцев. Почему ФЛНКА не обратит внимание на дискуссии которые происходят на сайте и в них можно увидеть какие разные взгляды есть в нашем народе и каждый по своему прав, ведь это все споры и предложения это наши проблемы и  от решения этих напрвлений зависит наше единство и путь развития. Как все эти направления объединить в одно с разными програмными задачами, вот это я хотел бы затронуть в этом обращении. Я бы хотел, чтоб союз лезгиноязычных народов имел стимул общего развития с целью объединения в одну идею где за совместную зависимость в нашей общности была задействована идея нашего экономического развития юждага. Хотел бы чтоб наши лидеры созвали хоть какой нибудь малый съезд все лезгинских движений с привлечением наших политиков и бизнесменов и выработали бы эту идею с помощью которой каждый нашел бы свое место в общей борьбе за наш Алпан. Вот потом кто будет мешать нам в этой общей программе то этих пjлитиков и нужно будет всем совмесно и скинуть с "трона величия".


Комментарий #6, дата: 16 июнь 2013 21:58

Салман Махмудов,

А  почему  рассказ  начинается  с 733  года , Очень  странно  !!!

Первые поселения возникли здесь в эпоху ранней бронзы — в конце 4 тысячелетия до н. э.. Первое упоминание Каспийских ворот — наиболее древнего названия Дербента — относится к VI в. до н. э., его приводит известный древнегреческий географ Гекатей Милетский.

Чола  Чол, Чор, Чога, Джора  «Ворота Кавказа», «Каспийские ворота» или нынешний «Дербентский проход» .

С I века н. э. Чола — центр государства расселившихся в прикаспийских областях мазкутов (массагетов); правившая здесь династия Аршакидов примерно в это же время распространила свою власть на Кавказскую Албанию.

С середины III века — под властью Сасанидов. После 488 года в период царствование албанского царя Вачагана III Чола окончательно вошла в состав Албанского государства.


Комментарий #5, дата: 16 июнь 2013 21:57

Салман Махмудов,

Был перестроен и ещё более укреплён при сасанидском шахе Хосрове I Ануширване и переименован в Дербент (Узел дорог). Современный город был основан в 438 году н. э. как персидская крепость, состоящая из расположенной на холме цитадели (Нарын-кала) и двух идущих от неё к морю каменных стен, которые запирали узкий (3 км) проход между морем и горами Кавказа и ограждали с севера и юга территорию города.

 


Комментарий #4, дата: 16 июнь 2013 21:36

ПБОЮЛ -предприниматели без образования


Комментарий #3, дата: 16 июнь 2013 21:33

Цитата: ABU
раисы-эт что за нация?
 

 

Раисы - это руководители ремесленных цехов, в которых работали простые горожае любой национальности. От арабов до леков





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия