Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Неуважение к истории Юждага может нарушить межнациональный мир в Дагестане

 

Празднование юбилея одного из самых древних и красивейших городов России оставило у всех нас удручающее впечатление.

Мне довелось побывать на прошедшем дне празднования юбилея Дербента, которого все мы ждали с нетерпением,  надеясь еще раз окунуться в его уникальную историю и почувствовать причастность к ней нас и наших предков.

Но фактически это оказалось празднование исключительно для узкой прослойки чиновничества Дагестана и представителей государственных СМИ. Можно сказать, что праздник был украден у горожан, и вместо него состоялся сеанс самопрезентации перед политической элитой кавказских республик и Москвы.

Когда я говорю, что этот праздник был украден махачкалинскими чиновниками у жителей Дербента, я нисколько не перегибаю палку.

Горожане этого уникального города, изнывавшего в течение всего  периода после краха Союза без должного внимания Махачкалы и Москвы, надеялись в этот день прикоснуться к большому празднику, почувствовать себя частью Великой страны, которая с большим вниманием относится к своим жителям даже на самых отдаленных рубежах страны.

В итоге же вышло, что самих жителей на празднике не пропускали практически ни на одно знаковое мероприятие, сделав их закрытыми и доступными исключительно по заранее подготовленным спискам.

В этот день настроенные на праздник жители и гости города не имели возможности даже купить бутылку воды в знойный день, не то, что перекусить с семьей на фоне празднующего города.

Все кафе, рестораны и магазины в центре города были закрыты. Логистика и даже такие мелочи, как доставка воды и легких закусок в зону празднования, практически отсутствовали.

Более того, некоторые районы города даже к празднику лежали в руинах, поскольку дагестанские власти полностью провалили его подготовку к юбилею. Тем не менее, махачкалинские чиновники делали хорошую мину при плохой игре и регулярно заявляли, что они ждут на праздник Президента России Владимира Путина.

В итоге глава государства не приехал на празднование. Думаю, что это было мудрое решение, так как он понимал всю суть происходящего.

Очень меткую оценку состоянию города накануне юбилея дал полпред Президента в СКФО Сергей Меликов, который сказал, что Дербент при стольких затраченных усилиях не готов к празднику.

На самом деле, кроме нескольких центральных улиц, город было стыдно показывать не только Президенту России, но даже простым гостям из российской глубинки, желавшим прикоснуться к красотам самого древнего уголка нашей страны.

Кроме того, дагестанские власти поступили предельно цинично и насколько это возможно убрали из программы празднования упоминание народов Южного Дагестана – лезгин, табасаранцев, агульцев, цахур, рутульцев, евреев и азербайджанцев.

Официальная информация подавалась по очень упрощенной схеме: город был основан Персидской Империей, завоевывался рядом мировых держав, но в итоге остался за российским государством.

Как будто не было многих тысяч лет развития местной уникальной культуры, кропотливого труда сотен тысяч местных жителей в создание красивейшей архитектуры города, сотен ученых и правителей из числа местных народов, прославивших Дербент на весь мир.

Не было сказано о том, что город был основан автохтонными народами Южного Дагестана, прямыми потомками которых являются современные лезгинские народы.

Предвзятую версию истории Дербента с подачи руководства Дагестана транслировали десятки российских СМИ. Фактически дагестанские чиновники смогли сделать с Дербентом то, что не удавалось завоевателям за тысячи лет – убрать малейшие следы участия в судьбе города южнодагестанских народов.

Зато в день юбилея все праздничные площадки были до предела заполнены образцами культуры народов Нагорного Дагестана, имеющего опосредованное отношение к истории становления и развития древнего города, которая тесно связана с историей Кавказской Албании и лезгинских народов.

В многонациональном Дагестане такое неуважение к культуре и истории народов абсолютно недопустимо. Это аналогично тому, чтобы провести празднование юбилеев Буйнакска и Кизилюрта исключительно под знаком, к примеру, цахурской культуры.

То, как под руководством дагестанских чиновников выглядело празднование юбилея жемчужины Юга России – древнего Дербента, – можно назвать оскорблением памяти наших предков, сохранивших для нас это уникальное историческое наследие. 

Неуважительное отношение к исторической памяти целого ряда народов может стать серьезным ударом по межнациональному миру и балансу в самом многонациональном регионе России, по общественной стабильности и безопасности на южных рубежах нашей страны.

.

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Верховный муфтий РФ примет участие в праздновании 2000-летия Дербента

Власти: федеральную трассу отремонтируют в Дагестане к юбилею Дербента

Меликов: финансирование Дербента будет зависеть от организации юбилея

Основные мероприятия в честь 2000-летия Дербента пройдут 19 сентября

2000-летие Дербента отметят и в Париже

Комментарии (11)
Комментарий #11, дата: 26 ноябрь 2015 12:43

Ни какие дяди, ни какие спонсоры и ни какие внешние силы Нам не поможет. До тех пор, пока мы боимся жить без страха... Удовольствие требует затраты а скупые плотят дважды. Победа требует жертвы а трусы умирают каждый день...


Комментарий #10, дата: 25 октябрь 2015 21:58

ЕСЛИ 5го ноября повторится программа 19го сентября всё представители Юждаговский демонстративно должен уходит из зала только после Аварского гимна а то не поймёт 


Комментарий #9, дата: 23 октябрь 2015 17:03

5го- ноября 2015г МОСКВЕ Дербент должен пред-ит все ЮЖДАГОВСКИЙ ТРУД!!!


Комментарий #8, дата: 24 сентябрь 2015 11:17

и далее..... Вот прочел вопрос лезги мечеть 1169 доктору исторических наук Гаджиеву по поводу населения Дербента :"Вы, как доктор исторических наук, чётко знаете, что до указанного периода в любых общепризнанных исторических трудах при перечислении населения города Дербента первым упоминаются Лакзы- Лекзы-Лезгины, и лишь потом: таваспары, филаны (агульцы), кайтаги (кайтагцы), гумики (лакцы), арабы, хазары. Следовательно, аргументированно можно сделать официальный вывод только лишь по этим документам, что основным населением Дербента всегда были именно Лезгины - это исторический и современный факт, которую необходимо мужественно признать. А то, что вы в своём перечислении даже не упоминаете Лезгин в Дербенте в 20 веке - ну, это просто откровенная ложь, вы уж простите меня, на этот счёт, слава Аллаху, есть царская и советская переписи населения Дербента-от этого уж никуда не деться."

и получается если лакцы лакзы как говорит салманов, так что же они постоянно отступают, то с ширвана то с лакза то с дербента...Пусть Гаджиев не только занимается своей работой и научными изысканиями, но пусть защищает и свой народ от нападок, раз знает столько много. Почему не провести конференцию своих ученых, пригласить представителей лезгиноязычных народов посмотреть через филологию, лингвистику на корни наших народов и думать о защите общих конюнктур как развития в глобальном мире науки, конкуренции, прогресса и в этой связи и сохранения общих,взаимных интересов.(ничего не имею против лауцев и их развития совместно с нами, но наверное не нужно и не гоже стравливать и рушить лезгиноязычные народы имеющие близость и родство языковой группы и к тому же разделенные границей, что и говорил в своем посыле Ариф Керимов) Вот что я хотел сказать по теме "Неуважение к истории Юждага".


Комментарий #7, дата: 24 сентябрь 2015 11:15

Хочется тоже вставить по теме комментарий "Неуважении к истории юждага" по поводу статьи в кавполит "Ариф Керимов о защите культурных прав лезгинских народов..." в частности выражение некого рамазана салманова, который постоянно высказывается от имени рутульцев агульцев табасаранцев цахуров, в их защите прав от лезгин. Его вопрос к Арифу Керимову: "кого это он называет лезгиноязычные народы на каком основании и в какой связи." Я не смог там ответить почему то мой адрес заблокировали, но почему все молчат и не ответят почему мы считаем и кого лезгиноязычными народами...Почему он салманов причисляет рутульцев агульцев табасаран цахуров по их мнению к дагестанским народам и откуда взялся этот термин как нация? Эти народы,что "бездомные дети", у них что нет своей истории, нет своей земли, своего района,они что не знают свои корни, они не могут сами ответить на все вопросы, не могут сохранять свою культуру, воспитывать своих детей в духе своих обычаев сохраняя свой язык, -зачем все перекрашивать весь колорит в "черный квадрат малевича" и делать из лезгин и действий ,Арифа Керимова сумбур и переворачивать все с ног на голову,что мы пытаемся все переиначить и вмешиваемся в дела этих народов??? Каждый народ имеет свою историю, даже села тоже ведут свое начало, род тейпы и имеют отличие говора и диалекта и все могут развиваться в общем союзе не теряя свою нить с историей. Почему не ответит никто почему мы считаем эти народы лезгиноязычными и в связи с чем, что наши языки имеют генеологические связи и являются однокоренными, мы хотим сохранения их разнообразия и защищаем свою общность, и разве это плохо....(когда на уровне обывателя я слышу говор лезгиноязычных народов я в них слышу общее отношение к лезгинскому языку, чего я не могу сказать о лакском даргинском аварском кумыкском и других языках) Он салманов постоянно приводит доводы неких академиков выдумщиков, считая лакцев легами, а почему то это название хочет отнять у тех же цахуров рутульцев агульцев табасаран и лезгин...(уверен что некий "майсум табасаранский" из черновика это и есть он сам которыц травит нас друг на друга). Где наши историки, а то с ним постоянно в диспуты вступают пацаны, те кто поверхностно знают историю, не вникая в глубь, не зная материал до буквы, чтоб ответить вразумительно на его домыслы и конкретизировать тему. 

 


Комментарий #6, дата: 23 сентябрь 2015 16:11
Мне повезло, в отличии от обычных смертных, у меня была аккредитация СМИ и мне удалось пробраться на все значимые мероприятия этого дня… Не являюсь националистом, даже наоборот… о конкурс пандуристов на площади города, концерт Тляратинского района на стадионе и поэты северного Дагестана, которые и знать не знали о Дербенте, на крепости - это конечно перебор… апогей всей этой ахинеи это гимн Дагестана на аварском языке и под лезгинскую народную республику… жуткое зрелище! А заключительное выступление президента республики, это пример того, как нельзя выступать общественному деятелю - президенту республики!

Комментарий #5, дата: 23 сентябрь 2015 12:37

Уж если обычно сдержанный А.П. Керимов так критичен в оценках...

Огромный разрыв между финансированием социально-экономических проектов отдельных регионов в многонациональной республике в течении вот уже десятилетий, активизация действий религиозно-экстремистских групп в некогда благополучном и спокойном Юждаге, химерические проекты по откачке вод из-под реликтового самурского леса, которые прямо были названы некоторыми научными экспертами экоцидом, земельный вопрос, который дальше будет только усугубляться и т.д и т.п...Проблем у этноса накопилось слишком много. Почему бы не собраться на какой-нибудь общелезгинский форум где-нибудь в Москве или Дербенте и во всеуслышанье об них заявить, заняться поисками путей решения?


Комментарий #4, дата: 23 сентябрь 2015 09:48
Цитата: Абдукерим
Многоуважаемый Ариф Пашаевич!
 
Я также мечтал окунуться в атмосферу праздника для народа, который проживает в историческом Дербенте = Лезгистане...
 
Но не бывает худа без добра. Мы увидели лицо, вернее маску Махачкалы. Пора лезгинам сделать выводы и найти поддержку извне для решения своих насущных проблем. Мы, лезгины, никогда не ели как некоторые "с ложки рязанского мужика". Мы трудились, трудимся, но наш труд, наши подвиги, нашу историю, прошлое, настоящее присваивают некоторые умельцы.
А поддержка извне - это что такое?

Комментарий #3, дата: 22 сентябрь 2015 00:24

Это не оскорбление, это стирание национальной идентичности, и понятно зачем и почему... Делаем выводы господа...


Комментарий #2, дата: 21 сентябрь 2015 23:20

Уважаемый Ариф Пашаевич!

Это же элементарно. Вся проблема в нас, а не в них. Как мы относимся друг к другу, так и они будут к нам относиться. Как мы поддерживаем и помогаем друг другу, так и они будут поддерживать. Что же тут непонятно...





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия