Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Где люди вольны, как орлы…» - 6

Молодежная экспедиция в Сулейман-Стальском районе

Следующей страницей нашей экспедиционной истории была поездка в Сулейман-Стальский район. У этого края богатая история, традиции и культура, это один из самых населенных лезгинских районов Дагестана, поэтому посещение его было обязательной частью нашего маршрута.

Сулейман-Стальский район назван в честь великого лезгинского поэта, уроженца села Агъа–СтIал, СтIал Сулеймана (в русской традиции Сулеймана Стальского), который прославил свой родной аул и весь лезгинский народ. Его по праву называли Гомером XX века.

Официальным годом основания района считается 1929 год, когда из Касумхюрского кантона был образован одноименный район. Однако позже границы и состав административной единицы несколько раз менялись, пока в 1965 году они не приобрели современный вид. В 1969 году в честь 100-летия поэта СтIал Сулеймана району было присвоено его имя.

История сел, входящих в состав района, уходит вглубь веков. Археологическая карта Сулейман-Стальского района пестрит раскопками многочисленных исторических поселений; находками и памятками археологии разных исторических эпох. В официальный реестр археологических памятников района входит 33 кургана, могильника и поселения.

В состав Сулейман-Стальского района входит 37 сел, которые объединены в 16 сельсоветов. Крупнейшими селами являются районный центр Касумхюр (с населением около 15 тысяч человек), Ново–Мака (4,2 тыс. человек); Курхюр (более 4 тыс. человек), Герейхановское (более 3 тыс. человек); аулы Кьулан – СтIал и Агъа – СтIал - оба около 3 тысяч человек. Общая численность населения района составляет около 60 тысяч человек.

Многие выходцы и уроженцы этих мест прославили свой родной край на весь Дагестан и Россию. Это великие лезгинские поэты Сулейман Стальский и Етим Эмин, известный всему Дагестану ученый и просветитель Гасан-эфенди Алкадарский. Осноположник дагестанской профессиональной музыки, композитор Готфрид Гасанов. Выдающийся советский судостроитель и генеральный конструктор атомных двигателей-реакторов морских кораблей Михаил Лезгинцев.

Род поэтов – дед, отец и сын - из селения Рухун - Гаджи Али-эфенди Ар-Рухуни, Абакар эфенди и Махмуд Рухунский. Поэты Кюре Мелик, Саяд Пери, Абдул Малик, талантиливый ученый Абдулгамид Чиликский и другие.

Эти и многие другие доктора наук, ученые, герои Советского Союза и России, поэты, писатели, спортсмены и иные деятели искусства и науки являются гордостью района и всего Лезгистана.

В Касумхюре

Приехали мы в Касумхюр, районный центр, ближе к вечеру. К нам к себе на хинкIал пригласила Зарема Садыки - представительница известного лезгинского рода – Садыки. Этот тухум (род) дал миру целый ряд выдающихся поэтов, ученых и просветителей. Зарема является активисткой Ассоциации Молодежи Дагестана.

Мы всей группой совершили прогулку по вечернему Касумхюру, посидели за чашкой чая в кафе и ближе к позднему вечеру разъехались по домам отдыхать.

Касумхюр – огромное, динамично развивающееся село. Широкие, прямые улицы, большие площади и приусадебные хозяйства создают облик современного лезгинского посёлка городского типа.

По официальной статистике в селе проживает более 13 тысяч человек, в обществе же бытует цифра в более чем 20 тысяч человек селян.

Как гласит легенда, братья Касум, Саид, Али и Мисрихан построили свои дома в этих краях, которые со временем переросли в современные села Касумхюр, Саидхюр и Алидхюр. История села начинается с дома Кьасума - горца, который около двух сот лет назад построил свой дом на берегу реки Чираг-вацI.

Касумхюр буквально утопает в зелени. Райцентр Сулейман-Стальского района также и географически расположен в его центре, в живописной долине рек Чираг-вацI и Курах-вацI. Касумхюр по праву считается сердцевиной своего края.

В Касумхюре есть 17-ти пролетный мост «Аликсандеран муьгъ», ведущий через Чираг-вацI, который был возведен в 1930-х гг. XX века. Также здесь можно увидеть «Ханский мост» через реку Арагъ-вацI, построенный в XIX веке.

С утра мы обсудили план наших действий с Закиром Ибрагимовым. Это представитель ФЛНКА в Сулейман-Стальском районе. В условленное время мы с ним встретились в центре Касумхюра.

Закир Ибрагимов – редкий в наше время энтузиаст, который восстанавливает культуру и искусство лезгин. Он возглавляет комитет мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения района.

Он добивается повышения интереса народа, властей и меценатов к проблемам традиционного искусства лезгин, и это ему с переменным успехом удается. О деятельности этого замечательного человека, настоящего патриота, мы расскажем на нашем сайте подробнее, в отдельном материале.

Знакомство с легендарной лезгинской керамикой

Сразу же после нашей встречи мы поехали в мастерскую Закира муаллима, где он занимается восстановлением легендарной испикской керамики. Закир муаллим вместе со своими помощниками собирает осколки, черепки и другие образцы древней керамики.

В мастерской же они воссоздают прежние образы, собирают воедино хорошо сохранившиеся части горшков, кувшинов и прочих изделий древних лезгинских гончаров. Тут же выставлена экспозиция импровизированного музея, а также имеются печи для обжига, которые использовались испикскими мастерами.

Прежде гончарное ремесло было развито в Лезгистане. Практически по всей территории компактного проживания лезгин археологами найдены остатки древней керамики, созданные руками местных гончаров.

Следует обязательно упомянуть мастеров из селения Кахул Ахцахского района, которые изготавливали керамику наиболее древним и примитивным способом – без гончарного круга, с обжигом на костре. Мастерами в Кахуле были исключительно женщины. К сожалению, с переселением жителей этого аула на равнину исчезло и знаменитое гончарное искусство.

В средние века недалеко от селения Испик располагался аул Кала, который был известен своими искусными гончарами. Уже в XI-XII вв. местные мастера изготавливали бирюзовую расписную керамику, которая пользовалась спросом во всем Дагестане и Восточном Кавказе.

Остатки калинской керамики найдены в развалинах селения Цудахар и крепостей Капчугай и Аркас. Существовали споры относительно происхождения данной керамики, однако, дополнительные исследования последних лет доказали лезгинское происхождение калинский керамики.

Во времена монголо-татарского завоевания селение Кала было полностью уничтожено. Однако традиции местных гончаров не исчезли бесследно. Традиции расписной керамики были продолжены в XV веке в аулах Еникет, Мюгюч и Испик. Наибольшего развития эта культура достигла в XVIII веке.

 

После посещения мастерской Закира муаллима, мы поехали в само селение Испик, которое находится в семи километрах от Касумхюра. По преданиям, село основано неким Нишкером, который вместе с братьями Верди и Гезером переселился из Кубы и основал три поселения. Одно из этих селений впоследствии стало Испиком.

Что интересно, и поныне в Кубе есть селение Испик, в окрестностях которого также найдена керамика, относящаяся к той же эпохе и культуре, что и керамика Сулейман-Стальского района. Вряд ли это обычное совпадение.

Мы поднялись на холм, что возвышается над старым Испиком. Практически везде виднелись осколки и черепки характерного красно-коричневого цвета, иногда встречались и глазированные осколки. Здесь же мы увидели печи для обжига керамики.

Мы совершили небольшой обход этого легендарного памятника лезгинской культуры, сделали несколько фото и выдвинулись обратно в Касумхюр.

Аул, которому более 4 тысяч лет

Следующим пунктом нашей культурной программы стало посещение исторического поселения Сардархюр. Находится оно на окраине современного аула Сардархюр, что расположено в нескольких километрах к северо-западу от Касумхюра.

Ранее село располагалось у скалы Кюлге-раг, однако со временем жители переселились на равнину. Название аула происходит от имени его основателя.

На западной окраине Сардархюра во время работ по прокладыванию канала было обнаружено древнее поселение, возраст которого датируется III - II тысячелетием до нашей эры. О действиях рабочих и руководства района следует сказать отдельно.

По словам Закир муаллима, вместо того, чтобы остановить работы и дать возможность ученым провести исследование местности, они продолжили рыть и часть памятника истории ими была безвозвратно уничтожена.

После длительных споров и неоднократных ходатайств в инстанции разных уровней, Закир все-таки добился своего. Работы были приостановлены, компетентные ученые-археологи занялись своим делом.

В итоге были найдены бронзовая пряжка, шлем, кольчуга, боевой топор и глиняный сосуд II тысячелетия до н.э. Помимо этого археологи также расчистили еще два погребения и обнаружили множество находок более поздних периодов.

Сардархюр расположен в живописном месте на берегу реки Чираг-вацI. Вокруг села, по берегам реки простираются покрытые зеленью горы. Они здесь принимают причудливые формы, полосы открытых каменных пород уходят под углом вверх. Это очень красивые места.

Археологи расчистили участок, который вытянут вдоль крупного комплекса холмов и скал. Внизу c шумом протекает Чираг-вацI. Тут же проходит трасса на райцентр, кстати, замечу – дорожное покрытие хорошее. Трасса имеет небольшой мост через реку.

Первое, что мы встретили в поселении – это несколько крупных камней, которые, по-видимому, представляют собой очень древние надгробные плиты. Далее мы увидели осколки керамики, человеческие кости и прочие древности. Седая древность ощущалась здесь в каждом камне и осколке.

Осмотрев все поселение, мы сделали несколько снимков, совершили обход по окрестностям Сардархюра и решили ехать в Касумхюр. На обратном пути в райцентр мы совершили остановку в селении Алкадар, в родном ауле легендарного лезгинского ученого Гасана-эфенди Алкадарского.

В музее Гасана-эфенди Алкадари

Там мы посетили музей, посвященный жизни и творчеству знаменитого ученого. Расположен он по дороге, ведущей в Касумхюр, в живописном уголке села.

Аул Алкьвадар древний. Уже в X веке он известен под современным названием. В окрестностях современного села имеются 6 урочищ, которые позволяют говорить о том, что село неоднократно разрушалось врагами, но алкадарцы каждый раз восстанавливали свое село в новом месте. Площадь урочищ составляет порядка 30 гектар. В современном ауле проживает около тысячи человек.

Гасан-эфенди прославил свой родной аул на весь мир. Его отец, Абдуллах–эфенди, был женат на дочери шейха Мухаммада Ярагского. Абдуллах-эфенди считался большим знатоком Корана, хадисоведения, логики, математики, астрономии. В 1839 году он построили в Алкадаре медресе.

Гасан-эфенди Алкадарский – великий ученый дореволюционного Дагестана. Это был по-настоящему большой ученый, поэт, просветитель своей эпохи. Он преподавал арабские науки в медресе родного аула. Имел отличные знания в области исламской юриспруденции.

Сам участвовал во многих исторических событиях, лично присутствовал при пленении имама Шамиля. Отлично знал культуру, традиции и быт народов Дагестана и Кавказа.

Гасан-эфенди в разные годы занимал различные чины и должности. Был наибом Южного Табасарана. Работал юнкером в Кюринском окружном суде, подпоручиком и поручиком.В 1879 году по обвинению в участии в восстании горцев 1877 года был сослан в Тамбовскую губернию. Но и там он продолжал свою просветительскую деятельность. В 1883 году его освободили по общей амнистии, подписанной Александром III.

Перу Гасана Алкадари принадлежит множество трудов. Среди них особо следует выделить знаменитую историческую хронику «Асари - Дагестан», которая вышла в свет в 1903 году. В ней автор описывает историю Дагестана на протяжении нескольких столетий. Этот труд высоко оценен всеми учеными.

Сыновья ученого также были известными людьми своего времени. Старший сын, Абумуслим, был наибом Табасарана, служил в личной охране императора Николая II, являлся выпускником Петербургского военного училища.

Младший сын Гасана-эфенди, Али, был известными юристом. Окончил 2 факультета Петербургского университета, перевел известный труд отца, хронику «Асари-Дагестан», на русский язык.

В музее представлены рукописи ученого; его цитаты и его завещание. Родословная. Имеются художественные портреты. Здесь можно найти фотографии Гасана Алкадари, его родственников, потомков и всех, с кем была связана его жизнь.

Среди экспонатов музея есть также биография Гасана-эфенди, биография его деда, шейха Мухаммеда Ярагского. Тут же выставлены материалы о жизни потомка великого ученого – Абдусалама Гусейнова, директора Института философии РАН, профессора, члена РАН, который приходится внучатым племянником знаменитому просветителю.

Мы обошли все залы музея, ознакомились с экспонатами, сотрудники музея довольно подробно рассказывали нам о великом ученом, раскрыли интересные факты его жизни. Мы сделали много фотографий, стараясь запечатлить как можно более подробно выставленные экспонаты.

Прием у главы района

Еще с утра Закир муаллим договорился о встрече с главой Сулейман-Стальского района, Нариманом Абдулмуталибовым. Встреча была назначена на после обеда, поэтому сразу после посещения музея Гасана Алкадари мы поспешили в Касумхюр.

Прием проходил в кабинете главы района. На встрече, помимо Абдулмуталибова, присутствовал его помощник. Мы с Селимом представили нашу группу, объяснили цели и причины нашей поездки.

Беседа проходила в спокойной, непринужденной атмосфере. Глава района нам рассказал немного о себе; о том, как он шел к этой должности. О своем образовании, опыте и достижениях.

Нариман Абдулмуталибов – доктор филологических наук, видный знаток лезгинского языка. Выпускник русско-дагестанского отделения филологического факультета ДГУ. Является автором более 100 публикаций, более 80 из которых научные.

Его перу принадлежит 4 монографии по лезгинскому языку. Абдулмуталибов работает над созданием «Лезгинско-русского словаря», при этом также является научным редактором «Русско-лезгинского словаря».

В свое время возглавлял Управление по делам религий Министерства по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан; был депутатом Собрания депутатов Сулейман-Стальского района. В 2010 единогласным решением районных депутатов был избран главой муниципального образования.

Нариман Абдулмуталибов – это политик и хозяйственник, профессионал своего дела, который всячески старается улучшить жизнь жителей района. С самого первого дня на месте главы района он озабочен решением проблем земляков.

Немного мы поговорили о лезгинском языке, о тех проблемах, с которыми сталкиваются родные языки дагестанцев в условиях общемировой глобализации. Глава поделился своим мнением по этому вопросу. По словам главы, не все так трагично, однако существуют реальные угрозы, которые следует изучить и соответствующе на них отреагировать.

Также он рассказал о том, какие меры предпринимаются им и его аппаратом по улучшениию дел в сфере лезгинского языка. Поделился своими достижениями в этой области. Напомнил о КВН на лезгинском языке, о конкурсах на знание родного языка, о системе поощрения победителей олимпиад и различных соревнований. Глава отметил также нехватку квалифицированных специалистов, об отсутствии надлежащего финансирования.

В следующей части нашей беседы мы поговорили о тех положительных и негативных тенденциях, которые наблюдаются в последние годы в Касумхюре и районе в целом. О росте экстремизма среди молодежи, о зашкаливающем уровне коррупции. Об отсутствии финансовой поддержки со стороны республиканского руководства. Следует заметить, что список перечисленных проблем внушителен, но он характерен практически для всех районов Дагестана.

Абдулмуталибов поблагодарил богатых жителей и уроженцев района, которые за свой счет асфальтируют улицы в райцентре и селах, строят школы, восстанавливают родники и всячески способствуют развитию региона.

Беседа с главой района заняла чуть более часа. Было во время беседы место и юмору, и серьезным темам. Абдулмуталибов презентовал участнице нашей экспедиции, Зареме Садыки, сумку - произведение местных мастериц. Сумка создана по древним традициям, с классическим лезгинским орнаментом. В конце приема мы сделали несколько общих фото с главой.

После встречи с Абдулмуталибовым мы поужинали в кафе, совершили прогулку по Касумхюру и разошлись по домам. На этом заканчивается мой рассказ о нашей поездке в Сулейман-Стальский район.

Мурад Шихахмедов

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Активисты МД ФЛНКА в Санкт-Петербурге запустили акцию "Я Сулейман"

Топчут могилу поэта

Юбилей Сулеймана Стальского

Наследие Гомера ХХ века

В Сулейман-Стальском районе состоялся день поэзии Гомера ХХ века

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 23 август 2013 22:56
Сулейман-Стальский район может дать материал для доброго десятка подобных статей. Но, я не виню ребят: возможно, у них мало времени. В любом случае, спасибо!



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия