Загадочные арчинцы – 3
Самобытность, язык и культура древнего народа

Генеральная
линия на укрупнение социалистических наций в советский период вместе с
десятками других народов, проживающих в самой большой стране мира, вычеркнула и
арчинцев. Им надлежало слиться с аварцами. Обучение в школах на аварском языке
и запись в паспортах аварцами должны была ускорить «растворение» арчинцев.
После распада СССР ушла в прошлое и национальная политика коммунистического
режима, однако в новых условиях этноклановые элиты постарались сохранить
выгодное для них положение дел. Отдельные общественные организации, созданные
представителями «несуществующих» народов, пытаются бороться с такой
дискриминацией. Не остаются в стороне и научные институты, которые отстаивают
научные принципы в изучении и фиксации разных сторон жизни малочисленных
народов, их численности и вынужденно вступают в политическое противостояние с
местными элитами.
Московские этнологи при подготовке к Всероссийской
переписи 2002 года настаивали на полном учете всех этнических общностей в
Дагестане. Ознакомившись со списком национальностей Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы
Дагестанского научного центра РАН (ИЯЛИ ДНЦ РАН) подготовил обстоятельное
заключение за подписью директора академика Г. Гамзатова и представил его 15
января 2002 года в Государственный совет и в Народное собрание РД. Дагестанские ученые отказали в праве на
существование народам, которые исчезли после 1926 года из материалов переписей.
Вот какие аргументы они привели по арчинцам:
«Длительное пребывание в административных пределах авароязычного региона
и постоянном социально-культурном общении с аварским населением, язык арчинцев
обрел значительный элемент наслоения аварского языка… Арчинцы всецело
приобщились к аварцам, владеют и пользуются аварским языком, считают себя аварцами
("маарулал"). Да и аварцы считают их не иначе как своими исконными
братьями. В сложившихся условиях возникает идея включения бесписьменного
арчинского языка в этнолингвистическую систему аваро-андо-цезской группы».
Такими «братскими» объятиями можно и придушить «нового родственника». В своем
проекте "Систематического словаря
национальностей и языков Республики Дагестан" ИЯЛИ ДНЦ РАН 14 андо-цезских народов, включая и
арчинцев, перечислил как варианты самоназваний аварцев, которые могут
встретиться в переписных листах, а названия их языков отнес к вариантам (!!!)
аварского языка.
Во многом дагестанской власти удалось продавить свои решения. Андо-цезские народы и арчинцы, хоть и оказались в переписном списке, но только в качестве субэтносов аварцев. Но даже этого показалось мало местным чиновникам, «во время последней переписи населения некоторые жители Арчиба пытались записаться арчинцами, однако в этом — незаконно — им было отказано», - фиксирует Добрушина. Сами результаты переписи свидетельствуют об этом. По их итогам в России зарегистрировано всего 89 арчинцев, из них почти ¾ - 65 человек проживает… в Москве! В Дагестане же их обнаружилось лишь 7 человек или менее 8% от общей численности. Это свидетельствует о следующих важных моментах.
Первый – арчинцы
обладают ярко-выраженным самосознанием, потому что в Москве все или почти
все в анкетах себя указали именно арчинцами. В этом нет сомнения, т.к.,
учитывая возможную реальную численность, доля москвичей среди арчинцев
составляет 3-5%. Это очень большой показатель. Среди «официальных» дагестанских
народов только у лакцев и лезгин он ненамного превысил 1%. Арчинцев в Москве
оказалось в полтора раза больше, чем всех представителей андо-цезских народов,
которые по общей численности превышают арчинцев в сто раз! Данное
обстоятельство требует дополнительного изучения.
Второй – арчинцев в
Дагестане записали аварцами вопреки их воле и мнению. Невероятно, что
андийцы, дидойцы и некоторые другие «непризнанные» андо-цезские народы имеют
сопоставимые с реальной численностью официальные цифры, а арчинцы – нет, ведь за пределами республики мы наблюдаем
совершенно иную картину, которая опровергает миф о смене самосознания почти у
всех представителей данного народа.
Таким образом, можно сделать выводы, что
арчинцев, относимых специалистами к лезгинским народам, приписывают в Дагестане
к аварцам и пытаются подвести под эту практику научное обоснование. Им
фактически отказано иметь свою письменность и на ее основе вести школьное
обучение. Существующая этнополитическая обстановка в Дагестане способствует
тому, чтобы арчинцы обозначали себя в качестве аварцев, т.к. им так гораздо
легче решать разные жизненные вопросы, в принципе у них нет выбора в этих
обстоятельствах. Данную несправедливость, навязанную аварскую идентичность,
исправить относительно несложно, т.к. отсутствуют объективные причины
«аваризации» арчинцев. При благоприятной национальной политике арчинцы смогут
сохранить свою самобытность, полноценно развивать родной язык и культуру.
Родство арчинцев с остальными лезгинскими народами должно привлечь специалистов
этнологов к сравнительным исследованиям, что сулит множество новых научных
открытий, а также поможет лучше понять особенности арчинцев.
Амиль Саркаров
.
Возможно Вам будут интересны:
Шахбан Хафисов: Решение аварского вопроса в Азербайджане – в создании автономии