Загадочные арчинцы – 1
Самобытность, язык и культура древнего народа
Среди народов, относящихся к лезгинской группе, самыми таинственными являются арчинцы. Долгое время ученые не могли определить степень их родства с другими дагестанскими народами.
До сих пор остается много неясного в истории этого народа, особенно по части этногенеза. Родство арчинского и остальных лезгинских языков уже ни у кого не вызывает сомнения, хотя в последнее время делаются попытки «привязать» арчинцев к аварцам, включив их язык в аваро-андо-дидойскую ветвь нахско-дагестанских языков, что не имеет под собой сколь-нибудь серьезных оснований.
С другой стороны в своеобразии и уникальных чертах арчинской культуры при более тщательном изучении обнаруживается множество аналогий с культурой и лезгин и лезгинских народов, о чем в последних работах мало где упоминается, что просто замалчивается и на что дагестанские ученые стараются не обращать никакого внимания.
Территория проживания арчинцев расположена в южной части Чародинского района, в котором помимо них живут численно преобладающие аварцы, а также находится одно лакское село – Шалиб. Основное село арчинцев – Арчиб, сами арчинцы называют его – ХеIре.
Помимо него имеются еще восемь хуторов (некоторые из них превышают по численности основное село): Алчуниб (Алшунна), Калиб (КIала), Качалиб (Къашалла), Кесериб (Къесер), Кубатль (Къубакь), Хилих (Хилихъ), Хитаб (Лъатта). Все эти поселения расположены в верхней части бассейна реки Хатар, которая относится к речной системе Сулака.
От родственных лезгинских народов арчинцы отделены высоким Боковым хребтом. Численность арчинцев составляет, по оценкам экспертов, 1200-1300 человек. Но с учетом того, что более 80 лет назад во время переписи 1926 года их зафиксировали в количестве 863 человек и они весь этот период времени жили достаточно изолированно и почти не вступали в смешанные браки, их численность, скорее всего, варьирует в пределах 1500-2000 человек. И даже может несколько превышать эти цифры.
Арчинский аул Хитаб
ТАЙНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Изолированное положение арчинцев вызывает острые дискуссии о причинах и времени их появления на месте нынешнего проживания. Следует отметить, что уже в ранних трудах, посвященных арчинцам, мы встречаем очень интересные рассуждения на эту тему.
В первой серьезной работеШиллинга Е.М. «Арчинцы», написанной им по полевым материалам 1945 года, утверждается следующее: «и лингвистические данные, и некоторые этнографические особенности, выделяющие арчинцев из окружающей их среды, свидетельствуют о том, что в лице этого маленького народа мы имеем остатки древнего местного стойкого этнического элемента, правда, принявшего вклады от соседних и пришлых групп, очевидно сильно уменьшившегося в численности, но все же не ассимилированного до конца». Данная точка зрения не совсем вписывается в современные концепции этногенеза арчинцев.
Более достоверную гипотезу о происхождении арчинцев дает Сергеева Г.А., еще в 1967 году написавшая одну из самых лучших и подробных работ об арчинцах – «Арчинцы», совсем не утерявшую своего значения до сих пор. Она отмечает: «Можно предположить, что когда-то предки арчинцев и лезгинских народов жили в одной родственной этнической среде и пользовались общим или близким языком. Затем какие-то причины, возможно военного или экономического характера, вызвали обособление арчинцев в высокогорных районах, граничащих с землями аварцев и лакцев. Территориальная разобщенность арчинцев и лезгин постепенно ослабляла прежние племенные связи, и в то же время завязывались и укреплялись новые связи с аварцами и лакцами, жившими в местах, более удобных для сношений с ними...О том, что обособленность арчинцев возникла давно, свидетельствует опять-таки наличие особого языка.Для того, чтобы в языке, древнейший слой которого роднит его с языками лезгинской группы, после выделения возникли некоторые особенности, нужна была длительная изоляция, которая и явилась условием сохранения первопласта языка. Дальнейшей обособленности языка способствовали не только географическая изолированность (горные условия), но и эндогамия. А также неотгонный тип ведения скотоводческого хозяйства». Подтверждением этому является также тот факт, что «арчинцы не имеют или не помнят преданий о переселении из других мест Дагестана». Однако предания и легенды соседних народов «…признают арчинцев людьми неместного происхождения».
Дагестанский политолог Шахбанов М. сделал довольно смелые предположения об обстоятельствах происхождения арчинцев в статье, которая так и называется – «Происхождение арчинцев» (газета «Черновик», №51 от 30.12.2005). По его мнению, территория расселения арчинцев была довольно обширной раньше и включала в себя значительную часть нынешнего Чародинского района, и даже Гунибского и часть Лакского районов.
Арчинки
Однако к данному утверждению следует отнестись осторожно. Действительно, возникновение сел. Шалиб многие ученые связывают с экспансией казикумухских ханов в XVI-XVII вв. (лакские селения появляются, в частности, и на территории рутулов: Аракул, Верхний Катрух - ЧIатрух и Нижний Катрух, последний подвергся затем тюркизации).
Но носители каких языков обитали там до лакцев? Шахбанов безапелляционно утверждает: «Из анализа топонимики Шалиба можно вынести твёрдое убеждение, что земля Шалиба была населена до лакцев арчинцами, которых они называли муграл. Есть, к примеру, древние названия, которые переводятся только с арчинского языка».
Автор не приводит конкретных примеров, но, тем не менее, такое предположение вполне правомерно. О том, что земли арчинцев простирались на север вплоть до сел. Читаб свидетельствует местное предание, зафиксированное Сергеевой: «Арчи первоначально находилось рядом с аварским селением Читаб… Однажды между аварцами и арчинцами вспыхнула ссора… возможно из-за пастбищ. Кончилась она поджогом обоих селений. После чего арчинцы ушли южнее в горы и построили новое селение в наиболее защищенном месте».
Возможно, что ранее территория арчинцев простиралась еще дальше на север. В подтверждении своей гипотезы о том, что в средневековье долина Рис-Ора была заселена арчинцами Шахбанов приводит выводы известного исследователя аварской архитектуры Мовчана Г.Я. об идентичности архитектурных традиций арчинцев и аварцев общества Рис-Ор, опубликованные в книге «Зодчество Дагестана», изданной в 1974 году. Подобные процессы, кстати, происходили в северо-западной части территории аварцев: они ее заселили, оттеснив или ассимилировав андийские народы, память о которых сохранила топонимика.
Арчинские селения
Но для еще большего расширения древней территории расселения арчинцев, включение в нее Гунибского района, пока нет достаточных оснований. Связь арчинцев с некими «мукками», которые якобы заселяли верховья Кара-Койсу, куда он включает территорию союза сельских обществ Мукк-Ракь, требует более убедительных доказательств, а объявление Муганской степи в качестве прародины этих «мукков» является очень «сырым» и маловероятным.
Таким образом, на самые важные вопросы мы пока еще не получили ответы и можно согласиться с Магомедовым А.Р., который в своей книге «Народности Дагестана», изданной в 1990 году, утверждает, что «пока не удается найти объективные свидетельства, на основании которых можно было бы прояснить обстоятельство и время утверждения арчинцев в окружении южноаварских и лакских обществ».
Прояснить в какой-то степени ситуацию могут методы и инструментарий сравнительно-исторического языкознания. В частности, имеющиеся данные по расхождению отдельных групп лезгинской ветви языков, вычисленные с использованием методики глоттохронологии, дают нам следующую картину.
Пралезгинский язык стал распадаться примерно в 17 или в 11 в. до н.э. по различным расчетам. Арчинский язык выделился из общего языкового массива уже после отделения удино-албанской группы по одним данным уже в 13 веке до н.э. (на основе списка базисной лексики, составленной Старостиным, см. Коряков Ю.Б. Атлас кавказских языков), а по другим (Алексеев М.Е.) – в 6 в. до н.э., когда вместе с ним образовались еще три группы.
Ранние даты считаются более точными. Таким образом, в этот период обособилась группа, давшая начало арчинцам. Это разделение скорее всего было территориальным и, можно предполагать, что оно произошло в результате миграции предков арчинцев на территорию их нынешнего проживания, точнее ареал их расселения был больше нынешнего, но постепенно сокращался.
Очень сложно выявить факторы, способствовавшие этим процессам и привести научные доводы в их поддержку. Какие-то события заставили перейти предков арчинцев через высокий хребет и обосноваться в верховьях Рисора.
Это могли быть, например, миграции западно-иранских народов, весьма вероятно проходившие через Дербентский проход и далее на юг. Возможно, что этому способствовали демографические изменения: избыточность населения бассейна рек Рубаса, Самура и более южных территорий, или же резкое сокращение населения долины Рисора в результате каких-то катаклизмов или военных столкновений. Как бы то ни было, арчинцы, колонизовав новые земли, обрели свою нынешнюю родину.
Амиль Саркаров
.
Возможно Вам будут интересны: