Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Музыка, вливающаяся в душу

О великом таланте Зейнала Гаджиева

В Москве в 2005 году из печати вышла очень объемная, ил­люстрированная книга справочного характера «История дагестанс­ких лезгин» Абусаида Керимова. В ней много интересной и немало­важной информации, всевозможные даты, имена, цифры, назва­ния...

Естественно, рад такому событию и хочу поблагодарить автора и всех тех, кто помог ему в сборе необходимого матери­ала для выпуска. Мной тоже был внесен вклад, с моей стороны были предоставлены материалы об истории и известных людях Курахского района.

Моя цель и не хвалить, и не критиковать данную книгу, а испра­вить одну важную ошибку, допущенную когда-то уважаемым профессором Гаджирагимом Абдурагимовым в своей книге «Кавказская Албания — Лезгистан». Удивительно, эту же ошибку повторяет и А. Керимов. Почему так случилось? Потому что некоторые ма­териалы «склонированы» с книги Г. Абдурагимова.

Речь идет об известном, талантливом композиторе, музы­канте, заслуженном артисте Дагестана — Зейнале Гаджиевиче Гаджиеве, уроженце селения Курах. Почти двадцать лет тому назад в «Дагестанской правде» вышла моя статья «Прерванная песня», где речь шла о трудной и славной жизни, плодотворном творчестве Зейнала Гаджиева.

В своей книге Гаджи Абдурагимов, делая ссылку на мою статью, пишет и о композиторе Зейнале Гаджиеве. Однако допускает грубей­шую ошибку, обозначив, что родиной Зейнала Гаджиева являет­ся не селение Курах, а Куруш Докузпаринского района.

Уважаемый Абусаид Керимов также в книге «История дагес­танских лезгин» 3. Гаджиева сделал курушцем. Чтобы и в даль­нейшем этого не случилось, я авторитетно и громогласно заяв­ляю, что родиной известного композитора Зейнала Гаджиева является с. Курах — древний Гияр-шехер. И сегодня хочу рас­сказать читателям о жизни и судьбе этого интереснейшего человека.

Нелегкий творческий путь
Бедный горец, крестьянин Гаджи из Кураха с удовлетворе­нием встретил перемены, которые начались в жизни аульчан после Октябрьской революции 1917 года. Он, как и раньше вел свое хозяйство, а потом вступил в колхоз. Дети пошли в школу. Постепенно появлялась надежда, что завтрашний день детей окажется еще лучшим.

Однако, вместо счастливой жизни он увидел казематы ГПУ. Гордый курахец не выдержал, когда бригадир колхоза начал оскорблять женщин, он заступился за них, из-за этого Гаджи арестовали и отправили с семьей в Архангельскую область.

А четырнадцатилетнего Зейнала родители спрятали и потом отправили в город Баку к родственникам. Там юноша поступил в ФЗУ. После окончания, учился в музыкальном училище. Три года работал артистом оркестра в Азербайджанском государс­твенном театре оперы и балета им. Ахундова.

Для горского паренька это была просто мечта. Ведь там ра­ботали мастера своего дела, известнейшие музыканты, артис­ты. Театр дал ему возможность познакомиться с шедеврами восточной музыки, фольклора. В те годы в театре ставили такие всемирно известные шедевры классики, как «Кариб и Шахсенем», «Лейли и Меджнун», «Кероглы», «Фархад и Ширин» и др. Молодой музыкант не ушёл бы оттуда, если бы не началась Великая Отечественная война. В жизни все переменилось.

3. Гаджиев полтора года служил в РККА. Потом его забрали в оркестр ансамбля народного танца СССР, руководимый ве­ликим мастером И. Моисеевым. Одновременно он проходил и службу. С ансамблем он обслуживал почти все фронтовые зоны, госпитали, медсанбаты. Их песни, танцы, музыка очень нужны были солдатам и раненным.

Так получилось, что после войны дагестанец оказался в Узбекистане. Ему оказали честь и приняли музыкальным руководителем Узбекского циркового коллектива. Там Зейнал Гаджиевич проработал несколько лет. Само собой, вдалеке от родины парень из Кураха тосковал.

В такие минуты его утешало одно — игра на любимом инстру­менте — таре, родная сердцу музыка и песни. Он играл, пел и получал удовольствие. Под действием задушевной музыки и печаль растворялась. Иногда он замечал, что в душе созда­ется новая музыка и пальцы выводят на таре эту же музыку. Он понял, что способен творить. И поэтому, оставив рабо­ту, в 1947 году он поступил на композиторское отделение Казахской государственной консерватории.

Прошло три года. Узнав, где находится ученик, бывший музы­кант Зейнал Гаджиев, Игорь Моисеев забирает его опять к себе в ансамбль. Он опять становится солистом ансамбля народного танца СССР. По обоюдному согласию курахец продолжил учебу в Московской консерватории. Но постоянные гастроли во все концы страны и за рубеж не позволили горцу завершить учебу в музыкальном заведении.

Подошел 1957 год, который пере­вернул жизнь молодого музыканта на 180 градусов. Об этом периоде и о дальнейшем творческом пути Гаджиева вспоминал народный артист Российской Федерации, лауреат госпремий, бывший художественный руководитель Государственного тан­цевального ансамбля «Лезгинка» - Иосиф Матаев так:

«В Москве проходил очередной Всемирный фестиваль молодежи и сту­дентов. Там принимали участие и дагестанские ребята, мастера искусств, наши композиторы. Когда узнали, что в широко извес­тном ансамбле Игоря Моисеева работает музыкант лезгин, и он там имеет авторитет, Наби Дагиров и другие дагестанцы ближе познакомились с Зейналом.

И сразу же его пригласили в ан­самбль песни и танца Дагестана. Тогда и я работал там солис­том. Сразу все не получилось, но потом вмешалось правитель­ство Дагестана и вопрос решили. Зейнала Гаджиева приняли на работу, ему предоставили квартиру.
Руководители ДАССР сделали очень благородное дело, вер­нув сына на свою землю.

Этого никогда не забывал Зейнал, и с первых дней приезда он включился в работу и создал ог­ромное количество песен, мелодий к танцам. Крылатой стала его первая песня «Самур-Девичи канал», созданная в 1959 году на слова поэта Тагира Хрюгского.

Одно из самых ярких и ориги­нальных произведений в песенном жанре дагестанской музыки пели тогда все, от мала до велика. В Дагестане и в Азербайджане она стала популярна как в России «Катюша». Прекрасно пела его песни «Колыбельная», «Дагестан» заслуженная артистка РСФСР Рагимат Гаджиева.

Проработав в ансамбле песни и танца несколько лет, Зейнал Гаджиев перешел в танцевальный ансамбль «Лезгинка». Особое воплощение в области композиторской деятельности он про­явил в «Лезгинке». Почти вся программа ансамбля состояла из произведений Зейнала Гаджиева.

Я всегда его относил к числу композиторов-демократов, поскольку он писал музыку к аварским, даргинским, кумыкским, лакским, татским тан­цам, обрабатывал фольклор, народные песни.

Об этом говорят и названия его произведений-танцев: «Дагестанская колыбельная», «Хасавюртовский вальс», «Унцукульцы», «Кумыкский вальс»,  «Кайтаги», «Даргинский танец», «Праздник в горном ауле», «Партизаны», «Дагестанская тачанка», «Приезжайте в Дагестан», «Первая лезгинка», «Танец с кувшинами», «Красавицы», «Зурначи», «Каспий»...

Он написал танец «Астархош» в сопровождении вокала. Эта песня стала классикой татского музыкального искусства. С огромным успехом она проходила обкатку в Америке, Англии, Турции, Тайване, Израиле, во всех странах арабского Востока.

Ногайцам Гаджиев подарил прекрасный танец «Ай лунай», рутульцам — «Масха».
Всех перечислить нельзя. Дело в том, что вся его музыка насыщена духом народного фольклора. У него нет музыки, которая бы не влилась в душу. Всем про­изведениям композитора присущи мелодизм, лиричность, не­жность. Они никого не оставляли равнодушными.

Творец великой музыки

Этот простой, замечательный человек, великолепный компо­зитор всегда был в творческих поисках. Другим я его не помню. В настоящее время в репертуаре танцевального ансамбля «Лезгинка» 80 процентов танцев — танцы Зейнала Гаджиева».

Зейналу Гаджиеву также принадлежат «Фантазия» для симфо­нического оркестра, «Концертная лезгинка» для оркестра народ­ных инструментов, танцевальная сюита для ансамбля «Лезгинки» в пяти частях.


Более чем за тридцать лет творческой жизни Зейнал Гаджиев работал дирижером оркестра народных инструментов Дагестанского радио, руководил оркестром Государственного ансабля песни и танца Дагестана, оркестром Государтсвенного ансабля танца «Лезгинка».


Как мне сказали и Иосиф Матаев, и жена композитора Фатима, в последние дни своей жизни он работал над зака­зом ансамбля «Лезгинка». Он писал хореографическую сюиту «Прерванная песня». До конца оставалась еще чуть-чуть, но за­вершить «Прерванную песню» он не смог. Болезнь перекрыла ему дыхание.


Зато он оставил очень много песен и танцев. Зейнал Гаджиев сотрудничал и с лезгинским Госмуздрамтеатром им. Сулеймана Стальского, сочинял музыку к спектак­лям. Спектакли в сопровождении его музыки воспринимались зрителями на бис. «Фундугбег». «Саяд», «Теща», «Етим Эмин», «Легенда о любви», «Следы на стекле» имели огромный успех у зрителей.

Он создал задушевные лирические песни на слова поэтов Тагира Хрюгского, Алирзы Саидова, Шах-Эмира Мурадова, Ибрагима Гусейнова, Байрама Салимова. Его песни «Зибейда», «Беневша», «Красавица», «Не удивишь», «Маяк Саимат», «Дочь садовода», «Без тебя», «Песня влюбленных», «Маинат», «Родное село», «Наша гордость», «Мать», «Голубь мира» и другие постоянно звучали по радио и люди слушали их с удовольствием. Всё это потому, что музыка Зейнала Гаджиева пленяет каждого.

Зейнал Гаджиев весь свой талант, энергию, время посвя­тил искусству Страны гор. Свою самую первую песню гор он посвятил родному Кураху, а всю творческую жизнь Дагестану. Как сказал один его ценитель-поклонник, по жилам танцев «Лезгинки» течет кровь наших предков.


Правильно. Ведь му­зыку к тем танцам создавал неустанный, незабвенный Зейнал Гаджиев. Настоящий горец. Честь ему и хвала за то, что он пе­редал в мелодиях наших танцев зов предков.

Никто не сможет отрицать, Зейнал Гаджиев сделал очень много, чтобы обогатить культуру, искусство народов республики, внутреннюю культуру каждого из нас. Не секрет что, когда на сцену выходят танцоры «Лезгинки» и звучит то задушевная, то быстрая, ритмичная му­зыка, каждая точка организма воспринимает музыку как баль­зам, ноги сами двигаются в такт музыке, сердце стремится ввысь.

Забывая о всем мы рукоплещем артистам и не задаемся вопросом, а кто же творец вот такой музыки?

К сожалению, об авторе, Зейнале Гаджиеве. редко кто упо­минает. Многие считают, что у наших танцев нет автора, что они общедагестанские. Да, это так. Но у каждого произведения есть свой автор. Об этом надо всегда помнить.

Успех «Лезгинки» па­дает и на долю покойного композитора Зейнала Гаджиева. Уже двадцать четыре года как с нами нет этого талантливого композитора. Незамеченными прошли его 80-летие, 85-летие, 90-летие. В 2018 году будет и столетие. Неужели и тогда его никто не вспомнит? Ведь он оставил незабываемый след в культуре и искусстве Страны гор.

Нариман Ибрагимов

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Книга "Был такой город. Дербент" презентована в столице Дагестана

Дербент – город, не подвластный векам

В Баку издано академическое библиографическое пособие, изучающее творчество Седагет Керимовой

Вышла в свет книга о Дербентско-Кубинском ханстве

О презентации книги Мадлены Гаджиевой ''Лезгины. История, культура, традиции''

Комментарии (3)
Комментарий #3, дата: 11 март 2025 09:48

Однажды я встретил Зейнала Гаджиева в парке Сулеймана Стальского и на скамейке мы с ним познакомился. Когда он узнал, что я пишу стихи и он дал мне адрес своего дома. На второй день я повонил в дверь. Слышал: "Двер открыт! -Это привычка у многих лезгин, они днем не закрывают двери. Открыв двер, я видел его за роялем и он кивая головой , пригласил войти. Приметствую и сел на стул далеко от него. Закончив игра на рояле, мы познакомился по-ближе. Я ему показал ему тетрад, с несколькими стихами. Он вырал одного "Я - родник" и сказал: Пойдешь в Союз писателей. Попроси подбись, что стихотворение нормальное. Я так и сделал и лист бумаги са стихотворением "Я -родник" отдал ему. Год не помню, что "Я - роник" песня прозвучала в Кремловском зале пели хор. Это в одном декаде !Хаор Песни и пляски".


Комментарий #2, дата: 17 январь 2014 14:24
В 2018 году будет и столетие. Неужели и тогда его никто не вспомнит? Ведь он оставил незабываемый след в культуре и искусстве Страны гор.

Никто кроме нас...Поэтому готовится надо в первую очередь лезгинской общественности. Снять телефильм, организовать концерт, попробовать организовать конкурс лезгинки, показывать по тв сюжеты и тд. Думаю, только после этого республиканские власти не будут в состоянии игнорировать столетнее мероприятие


Комментарий #1, дата: 17 январь 2014 09:42

Зейнал Гаджиев- Курахец. Моя покойная бабушка рассказывала все что описано в статье относительно высылки семьи. И насколько я знаю Зейнал Гаджиев был из Курахского магала Къурбалияр.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия