Орлиное парение Мирзабека Ахундова
"Толковый молодой человек, удивительно похожий на Карла XII"
26 02 2014, 20:18
Просмотров: 11 775
Комментарии: 1


Вся его жизнь прошла в горниле борьбы, страстей, испытаний, и всегда он выходил победителем из любой ситуации, ибо жил жизнью бесстрашного горного орла.
Мирзабек Ахундов родился 25 июля 1897 года в селении Мискинджа Докузпаринского района. После непродолжительной учебы в русской школе в Ахтах он поступает в Темир-Хан-Шуринское реальное училище, которое заканчивает в 1914 году.
Это были первые годы после русской буржуазно-демократической революции, когда пролетариат наносил ощутимые удары по вековым устоям царизма.
Под влиянием бурных событий в реальном училище создается демократическая группа, в которую входят Г.Саидов, М.Далгат, Х.О.Булач, А.Исмаилов, М.Ахундов, И.Махмудов и другие.
Ахундов совместно со своими товарищами ведет работу по пропаганде революционных идей не только среди питомцев училища, но и горожан, а во время летних каникул и в аулах Дагестана.
За участие в антиправительственных выступлениях не раз поднимался вопрос об исключении Ахундова из училища.
В 1915 году Ахундов поступает в Новоалександрийский (Харьковский) институт сельского хозяйства и лесоводства и знакомится с обучавшимся тогда там Солтан-Саид Казбековым.
Они развернули агитационную работу среди татар, узбеков и киргизов, работавших на оборонных предприятиях Харькова.
Рабочие из числа русских и украинцев поголовно отправлялись на фронт, поэтому на тыловые работы были мобилизованы тысячи людей из национальных окраин царской империи.
Царизм, формально освободив мусульманские народы от военной службы, заставил их работать на заводах и фабриках, изготавливавших вооружение для нужд империалистической войны.
Вот среди этих тыловиков по инициативе Ахундова и Казбекова создаются кружки и землячества для защиты своих экономических интересов. Кроме того, они принимают меры по приобщению к демократическому движению женщин-мусульманок.
Создают для них специальный союз, а при харьковской мечети вместо медресе открывают трехклассную светскую школу на средства, собранные на благотворительных вечерах.
Россия потерпела поражение в войне. Резко усилилось революционное движение в стране. Но царская полиция и жандармерия тоже не дремали. Участились массовые аресты и обыски.
17 января 1917 года начальник Харьковской жандармерии представил отчет директору департамента полиции о произведенных в городе арестах.
В списках арестованных студентов значился и Ахундов. Однако под натиском рабочих выступлений и общей политической атмосферы 20 февраля, то есть за пять дней до победы Февральской революции, Ахундова в числе других освобождают из под стражи.
И он продолжает учебу в институте. В начале июня 1917 г. Мирзабек возвращается в Страну гор и сразу становится членом Дагестанского агитационно-просветительского бюро, созданного Уллубием Буйнакским.
Он активно участвует в работе бюро, пропагандируя идеи социалистической революции. В Ахтах по его инициативе был создан комитет бедноты.
Как делегат от Самурского и Кюринского округов на первом Дагестанском крестьянском съезде в Темир-Хан-Шуре он защищает интересы бедноты.
Большевики Темир-Хан-Шуры, отделившись от левых эсеров, создали свой самостоятельный комитет, в который вошли Исмаилов, Гоголев, Магомед и Гамид Далгаты. Членом парткома избирается и Мирзебек Ахундов, вступивший в ряды РКП(б) в мае 1918 года.
Состоявшийся в июле 1918 в Темир-Хан-Шуре съезд Советов Дагестана избрал областной исполнительный комитет, решением которого Ахундов был назначен председателем комиссии по уборке урожая с полей местных богачей, убежавших от Советской власти.
Он тут же начинает создавать комитеты бедноты, разъясняет порядок уборки и учета урожая. Одновременно руководит операциями по разгрому бандитских групп.
После временного падения Советской власти в Дагестане Буйнакский дает указание своим сторонникам продолжать деятельность в условиях глубокого подполья.
Мирзабек ведет нелегальную работу в Самурском округе, а затем в Дербенте. В мае 1919 года были арестованы члены подпольного обкома партии во главе с Уллубием Буйнакским. Работать в Дербенте день ото дня становилось труднее.
Ахундов поехал в Баку ,где состоялись выборы в новый Дагестанский обком РКП(б). В его состав избираются Казбеков, Коркмасов, Ковалев, братья Далгаты, Ахундов, Аминтаев и другие.
До октября 1919 года Мирзабек выполняет в Баку различные партпоручения, а затем отправляется с другими руководителями отрядов для борьбы с турецкими и деникинскими оккупантами.
Посланный в качестве чрезвычайного политического комиссара на Темир-Хан-Шуринский флот, Ахундов строго следил за деятельностью командовавшего тогда там турецкого офицера Казим-бея и разоблачал его скрытую борьбу против Совета обороны.
Через месяц обком партии направляет его чрезвычайным уполномоченным в Кайтаго-Табасаранский округ, где он совместно с Атаевым во всех крупных аулах создает партийные ячейки и органы Советской власти.
Мирзабек Таибекович и находившийся в округе комиссар Совета обороны Сафар Дударов устанавливают также строгий контроль за действиями турецкого генерала Нури-паши, командовавшего здешним фронтом.
Они проводят большую работу, чтобы разоблачить двурушническую политику Нури-паши, в результате чего влияние последнего было сведено на нет и весь Кайтаго-Табасаранский фронт перешел на сторону Совета обороны.
"Тов Ахундов! Только что получил Ваше письмо, одобряем тактику, - писал секретарь обкома Шеболдаев. -Старайтесь не передать инициативу в руки Нури-паши… Ни в коем случае не меняйте свою твердую линию"
Но и турецкие авантюристы не дремали: они решили одним махом избавиться от членов обкома РКП(б) и Совета обороны. В ночь с 5 на 6 марта 1920 года отряд Казим-бея вероломно напал на резиденцию Совета обороны в Левашах и арестовал Казбекова, Коркмасова, Дударова, Ахундова, Даветова, Гаджиева, Алиева.
Головорезы Казим-бея по пути зверски убили председателя Совета обороны С.Казбекова, а остальных доставили в Урму, где находился штаб турецких аскеров.
Вот что писал по этому поводу Б.Гаджиев: "После полудня Ахундова повели к Казим-бею и посадили отдельно от нас в конюшню. Казим-бей хотел его расстрелять…".
Подоспевший партизанский отряд Алибека Богатырева спас Мирзабека и его боевых товарищей от неминуемой гибели.
В марте 1920 года Ахундов едет в Кюринский округ организовать партизанские силы для отправки на Дербентский фронт, а после освобождения города от белых - в Самурский округ с целью создания там ревкомов.
В Ахтах его избирают председателем окружкома и командируют в Дербент, где он входит в состав ревкома Южного Дагестана.
Вскоре пришли радостные вести из Темир-Хан-Шуры: город освобожден полностью от вражеских сил. Ахундова срочно вызывают в областную столицу, где его, двадцатитрехлетнего парня, назначают членом президиума Дагревкома и заведующим земельным отделом.
Началась кипучая работа. Мирзабек объезжал почти все аулы, с помощью местных партийных ячеек и сельских ревкомов ликвидировал бандитизм и воровство.
В феврале 1921 года В.И.Ленин принял дагестанскую делегацию в составе Коркмасова, Тахо-Годи, Хизроева и Ахундова.
В том же году в жизни Мирзабека Таибековича произошло еще одно важнейшее событие - его в числе первых горцев за героизм в борьбе за новую власть награждают орденом Боевого Красного Знамени, первым высшим орденом Страны Советов
Несмотря на огромные трудности (отсутствовал план земельных угодий, не было подходящих кадров в местных органах, в горах поднялся антисоветский мятеж и др.), Дагземотдел (в последствии наркомат земледелия) под руководством Ахундова проделал большую работу по претворению в жизнь идей Декрета о земле.
В первую очередь земли отводились совхозам, коммунам, артелям и товариществам по совместной обработке земли Тысячи горцев получили землю, скот, инвентарь. В Кюринском и Гунибском округах создаются первые коммуны.
Ахундов за годы работы наркомземом принимал активные меры по созданию в республике сети агрономических, научно-исследовательских, опытно-показательных хозяйств, объектов консервной промышленности, развитию оросительной системы и животноводства; для подготовки сельхозспециалистов в Махачкале и Дербенте открыл техникумы, а в Буйнакске - специальные курсы, много внимания уделял совершенствованию земельных аппаратов.
Выполняя директивные указания ЦК ВКП(б), он добивается сокращения лишних звеньев.
"Стране сейчас особенно нужны деньги, а мы их расходуем на содержание кабинетных работников", - упрекнул Ахундов своего заместителя, который не соглашался с сокращением штатных единиц.
"От увеличения штатов дагестанская земля не увеличится", - возразил нарком другому несогласному с ним.
Из 685 работников периферийных сельхозорганов в республике сократили 50%. В центральном аппарате НКЗ вместо 44 сотрудников оставили 26 человек.
Если принять во внимание, что в состав тогдашнего Наркомзема ДАССР входили все органы мелиорации, лесного хозяйства, винодельческой и консервной промышленности и сравнить его с ныне существующими структурами этих ведомств, то понятно, какая тяжесть лежала на плечах молодого наркома, неуклонно проводившего аграрную политику в жизнь.
И неслучайно Ахундов, наряду с выполнением своих прямых служебных обязанностей в НКЗ, активно участвует в общественно-политической жизни республики, являясь членом бюро обкома ВКП(б), заместителем председателя Президиума ДагЦИКА, членом ЦМК СССР и РСФСР, возглавляет комиссию областного отдела ОГПУ на Махачкалинском железнодорожном транспорте, входит в состав коллегии по издательству, комиссии по борьбе с голодом, общества "Долой неграмотность" и многих других различных советов и комиссий.
За активное участие в борьбе с голодом он вместе с Н. Самурским, Г. Гаджиевым и К. Караевым награждается Грамотой ВЦИК РСФСР и серебряным жетоном.
Большой патриот и интернационалист, Ахундов живо откликается на все мероприятия новой власти. Он принимает горячее участие в устройстве лиц немецкой национальности на территории Бабаюртовского участка.
Ознакомившись с архивными документами о деятельности Мирзабека Таибековича, удивляешься его решительности, искренности, прямоте и прозорливости.
Интересно в этом отношении мнение Ахундова, представленное в бюро обкома ВКП(б), когда готовилось постановление об открытии винных магазинов:
"…Максимум пять процентов населения аулов Дагестана, - писал он, - до 1914 года употребляли спиртные напитки. Этих лиц, которые пили тайком, называли пьяницами. Даже после их смерти их детей и весь род считали пьяницами.
Каждая попойка таких…оканчивалась кровавыми столкновениями В случае открытия винных лавок их "потребителями" будет … и часть неопытной молодежи, что отрицательно скажется на ее поведении".
Как подтвердились пророческие слова талантливого патриота в наши тревожные дни, когда пьянство и наркомания стали основным делом нашей молодежи.
Великий гуманист, лауреат Нобелевской премии, председатель Международного общества и ученого совета по изучению Арктики, общественный деятель и писатель, норвежец Фритьоф Нансен, побывавший в мае 1925 года в Дагестане, написал о своей поездке книгу "Через Кавказ на Волгу", в которой рассказал о своих впечатлениях.
В этой связи небезынтересна характеристика, данная им наркомзему Мирзабеку Ахундову: "Толковый молодой человек, удивительно похожий на Карла XII".
Харьковская каторжная тюрьма, суровые годы подполья и гражданской войны, громадная нагрузка на одном из ответственных участков социалистического строительства сильно подорвали здоровье Мирзабека Ахундова.
Летом 1928 года он, будучи уже тяжело больным, едет на курортное лечение в Абастумани (Грузия), где 31 июня того же года скончался от паралича сердца. 31 год и 36 дней жил Мирзабек Ахундов. А какой большой след он оставил после себя.
Сфи-Буба Сфиев, Асвар Самурли
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.