Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Орлиное парение Мирзабека Ахундова

"Толковый молодой человек, удивительно похожий на Карла XII"

Среди замечательной плеяды выдающихся го­сударственных и обще­ственных деятелей Да­гестана достойное место занимает первый нар­ком земледелия респуб­лики, заместитель пред­седателя ДагЦИКА, член бюро обкома ВКП(б), член ЦИКа СССР и РСФСР Мирзабек Таибекович Ахундов. 
 
Вся его жизнь прошла в горниле борьбы, страстей, испы­таний, и всегда он выхо­дил победителем из лю­бой ситуации, ибо жил жизнью бесстрашного горного орла.
 
Мирзабек Ахундов родился 25 июля 1897 года в селе­нии Мискинджа Докузпаринского района. После непродол­жительной учебы в русской школе в Ахтах он поступает в Темир-Хан-Шуринское реальное училище, ко­торое заканчивает в 1914 году. 

Это были первые годы после русской буржуазно-демократической ре­волюции, когда пролетариат нано­сил ощутимые удары по вековым устоям царизма.
 
Под влиянием бурных событий в реальном учи­лище создается демократическая группа, в которую входят Г.Саидов, М.Далгат, Х.О.Булач, А.Исмаилов, М.Ахундов, И.Махмудов и другие.
 
Ахундов совместно со своими товарищами ведет работу по пропаганде революционных идей не только среди питомцев училища, но и горожан, а во время летних каникул и в аулах Дагеста­на. 
 
За участие в антиправитель­ственных выступлениях не раз поднимался вопрос об исключе­нии Ахундова из училища.
 
В 1915 году Ахундов поступает в Новоалександрийский (Харьковский) институт сельского хозяйства и лесоводства и знакомится с обу­чавшимся тогда там Солтан-Саид Казбековым.
 
Они развернули аги­тационную работу среди татар, уз­беков и киргизов, работавших на оборонных предприятиях Харько­ва.
 
Рабочие из числа русских и ук­раинцев поголовно отправлялись на фронт, поэтому на тыловые ра­боты были мобилизованы тысячи людей из национальных окраин царской империи.
 
Царизм, фор­мально освободив мусульманские народы от военной службы, заста­вил их работать на заводах и фаб­риках, изготавливавших вооруже­ние для нужд империалистической войны. 
 
Вот среди этих тыловиков по инициативе Ахундова и Казбекова создаются кружки и земляче­ства для защиты своих экономи­ческих интересов. Кроме того, они принимают меры по приобщению к демократическому движению женщин-мусульманок.
 
Создают для них специальный союз, а при харьковской мечети вместо медре­се открывают трехклассную светс­кую школу на средства, собранные на благотворительных вечерах.
 
Россия потерпела поражение в войне. Резко усилилось революционное движение в стране. Но царс­кая полиция и жандармерия тоже не дремали. Участились массовые аресты и обыски.
 
17 января 1917 го­да начальник Харьковской жан­дармерии представил отчет дирек­тору департамента полиции о произведенных в городе арестах.
 
В списках арестованных студентов значился и Ахундов. Однако под натиском рабочих выступлений и общей политической атмосферы 20 февраля, то есть за пять дней до победы Февральской революции, Ахундова в числе других освобож­дают из под стражи.
 
И он продолжает учебу в инсти­туте. В начале июня 1917 г. Мирзабек возвращается в Страну гор и сразу становится членом Дагеста­нского агитационно-просвети­тельского бюро, созданного Уллубием Буйнакским. 
 
Он активно участвует в работе бюро, пропа­гандируя идеи социалистической революции. В Ахтах по его иници­ативе был создан комитет бедно­ты. 
 
Как делегат от Самурского и Кюринского округов на первом Дагестанском крестьянском съезде в Темир-Хан-Шуре он защищает интересы бедноты.
 
Большевики Темир-Хан-Шуры, отделившись от левых эсеров, создали свой самостоятельный коми­тет, в который вошли Исмаилов, Гоголев, Магомед и Гамид Далгаты. Членом парткома избирается и Мирзебек Ахундов, вступивший в ряды РКП(б) в мае 1918 года.
 
Состоявшийся в июле 1918 в Темир-Хан-Шуре съезд Советов Дагестана избрал областной испол­нительный комитет, решением которого Ахундов был назначен председателем комиссии по убор­ке урожая с полей местных бога­чей, убежавших от Советской влас­ти.
 
Он тут же начинает создавать комитеты бедноты, разъясняет порядок уборки и учета урожая. Од­новременно руководит операциями по разгрому бандитских групп.
 
После временного падения Советской власти в Дагеста­не Буйнакский дает указание своим сторонникам продолжать деятельность в условиях глубокого подполья. 
 
Мирзабек ведет неле­гальную работу в Самурском окру­ге, а затем в Дербенте. В мае 1919 года были арестованы члены под­польного обкома партии во главе с Уллубием Буйнакским. Работать в Дербенте день ото дня станови­лось труднее.
 
Ахундов поехал в Баку ,где сос­тоялись выборы в новый Дагестанский обком РКП(б). В его состав избираются Казбеков, Коркмасов, Ковалев, братья Далгаты, Ахун­дов, Аминтаев и другие. 
 
До октяб­ря 1919 года Мирзабек выполняет в Баку различные партпоручения, а затем отправляется с другими ру­ководителями отрядов для борьбы с турецкими и деникинскими оккупантами. 
 
Посланный в качест­ве чрезвычайного политического комиссара на Темир-Хан-Шуринский флот, Ахундов строго следил за деятельностью командовавше­го тогда там турецкого офицера Казим-бея и разоблачал его скры­тую борьбу против Совета обороны.
 
Через месяц обком партии направляет его чрезвычайным уполномоченным в Кайтаго-Табасаранский округ, где он совместно с Атаевым во всех крупных аулах создает партийные ячейки и органы Советской власти.
 
Мирзабек Таибекович и находившийся в ок­руге комиссар Совета обороны Сафар Дударов устанавливают также строгий контроль за действиями турецкого генерала Нури-паши, командовавшего здешним фрон­том.
 
Они проводят большую рабо­ту, чтобы разоблачить двурушническую политику Нури-паши, в ре­зультате чего влияние последнего было сведено на нет и весь Кайтаго-Табасаранский фронт перешел на сторону Совета обороны. 
 
"Тов Ахундов! Только что получил Ваше письмо, одобряем тактику, - писал секретарь обкома Шеболдаев. -Старайтесь не передать инициати­ву в руки Нури-паши… Ни в коем случае не меняйте свою твердую линию"
 
Но и турецкие авантюристы не дремали: они решили одним ма­хом избавиться от членов обкома РКП(б) и Совета обороны. В ночь с 5 на 6 марта 1920 года отряд Ка­зим-бея вероломно напал на резиденцию Совета обороны в Левашах и арестовал Казбекова, Коркмасова, Дударова, Ахундова, Даветова, Гаджиева, Алиева.
 
Головорезы Ка­зим-бея по пути зверски убили председателя Совета обороны С.Казбекова, а остальных достави­ли в Урму, где находился штаб ту­рецких аскеров.
 
Вот что писал по этому поводу Б.Гаджиев: "После полудня Ахундова повели к Казим-бею и посадили отдельно от нас в конюшню.  Казим-бей хотел его расстрелять…". 
 
Подоспевший парти­занский отряд Алибека Богатырева спас Мирзабека и его боевых това­рищей от неминуемой гибели.
 
В марте 1920 года Ахундов едет в Кюринский округ организовать партизанские силы для отправки на Дербентский фронт, а после освобождения города от белых - в Самурский округ с целью создания там ревкомов. 
 
В Ахтах его избира­ют председателем окружкома и командируют в Дербент, где он входит в состав ревкома Южного Дагестана.
Вскоре пришли радост­ные вести из Темир-Хан-Шуры: го­род освобожден полностью от вражеских сил. Ахундова срочно вызывают в областную столицу, где его, двадцатитрехлетнего парня, назначают членом президиума Дагревкома и заведующим зе­мельным отделом.
 
Началась кипу­чая работа. Мирзабек объезжал почти все аулы, с помощью мест­ных партийных ячеек и сельских ревкомов ликвидировал банди­тизм и воровство.
 
В феврале 1921 года В.И.Ленин принял дагестанскую делега­цию в составе Коркмасова, Тахо-Годи, Хизроева и Ахундова. 
 
В том же году в жизни Мирзабека Таибековича произошло еще одно важнейшее событие - его в числе первых горцев за героизм в борь­бе за новую власть награждают орденом Боевого Красного Знаме­ни, первым высшим орденом Страны Советов
 
Несмотря на огромные труднос­ти (отсутствовал план земельных угодий, не было подходящих кад­ров в местных органах, в горах под­нялся антисоветский мятеж и др.), Дагземотдел (в последствии нарко­мат земледелия) под руководством Ахундова проделал большую рабо­ту по претворению в жизнь идей Декрета о земле.
 
В первую очередь земли отводились совхозам, ком­мунам, артелям и товариществам по совместной обработке земли Тысячи горцев получили землю, скот, инвентарь. В Кюринском и Гунибском округах создаются первые коммуны. 
 
Ахундов за годы работы наркомземом принимал активные меры по созданию в республике се­ти агрономических, научно-исследовательских, опытно-показатель­ных хозяйств, объектов консервной промышленности, развитию ороси­тельной системы и животновод­ства; для подготовки сельхозспециалистов в Махачкале и Дербенте открыл техникумы, а в Буйнакске - специальные курсы, много внима­ния уделял совершенствованию зе­мельных аппаратов.
 
Выполняя директивные указа­ния ЦК ВКП(б), он добивается сокращения лишних звеньев. 
"Стране сейчас особенно нужны деньги, а мы их расходуем на содержание кабинетных работников", - упрек­нул Ахундов своего заместителя, который не соглашался с сокраще­нием штатных единиц. 
 
"От увели­чения штатов дагестанская земля не увеличится", - возразил нарком другому несогласному с ним. 
 
Из 685 работников периферийных сельхозорганов в республике сок­ратили 50%. В центральном аппа­рате НКЗ вместо 44 сотрудников оставили 26 человек. 
 
Если принять во внимание, что в состав тогдаш­него Наркомзема ДАССР входили все органы мелиорации, лесного хозяйства, винодельческой и кон­сервной промышленности и срав­нить его с ныне существующими структурами этих ведомств, то по­нятно, какая тяжесть лежала на плечах молодого наркома, неук­лонно проводившего аграрную по­литику в жизнь. 
 
И неслучайно Ахундов, наряду с выполнением своих прямых служебных обязан­ностей в НКЗ, активно участвует в общественно-политической жизни республики, являясь членом бюро обкома ВКП(б), заместителем председателя Президиума ДагЦИКА, членом ЦМК СССР и РСФСР, возглавляет комиссию областного отдела ОГПУ на Махачкалинском железнодорожном транспорте, входит в состав коллегии по изда­тельству, комиссии по борьбе с го­лодом, общества "Долой негра­мотность" и многих других различ­ных советов и комиссий. 
 
За актив­ное участие в борьбе с голодом он вместе с Н. Самурским, Г. Гаджиевым и К. Караевым награждается Грамотой ВЦИК РСФСР и серебря­ным жетоном. 
 
Большой патриот и интернационалист, Ахундов живо откликается на все мероприятия новой власти. Он принимает горя­чее участие в устройстве лиц не­мецкой национальности на терри­тории Бабаюртовского участка.
 
Ознакомившись с архивными документами о деятельнос­ти Мирзабека Таибековича, удивляешься его решительности, искренности, прямоте и прозорли­вости. 
 
Интересно в этом отноше­нии мнение Ахундова, представ­ленное в бюро обкома ВКП(б), когда готовилось постановление об открытии винных магази­нов:
 
"…Максимум пять процентов населения аулов Дагестана, - пи­сал он, - до 1914 года употребляли спиртные напитки. Этих лиц, которые пили тайком, называли пьяни­цами. Даже после их смерти их де­тей и весь род считали пьяницами. 
Каждая попойка таких…оканчива­лась кровавыми столкновениями В случае открытия винных лавок их "потребителями" будет … и часть неопытной молодежи, что отрица­тельно скажется на ее поведении". 
 
Как подтвердились пророческие слова талантливого патриота в наши тревожные дни, когда пьянство и наркомания стали основным де­лом нашей молодежи.
 
Великий гуманист, лауреат Нобелевской премии, председатель Международного общества и ученого совета по изучению Арктики, общественный деятель и писатель, норвежец Фритьоф Нансен, побывавший в мае 1925 года в Дагестане, написал о своей поездке книгу "Через Кавказ на Волгу", в которой рассказал о своих впечатлениях. 
 
В этой связи небезынтересна характеристика, данная им наркомзему Мирзабеку Ахундову:  "Толковый молодой человек, удивительно похожий на Карла XII".
 
Харьковская каторжная тюрьма, суровые годы подполья и гражданской войны, громадная нагрузка на одном из ответственных участков социалистического строитель­ства сильно подорвали здоровье Мирзабека Ахундова. 
 
Летом 1928 года он, будучи уже тяжело боль­ным, едет на курортное лечение в Абастумани (Грузия), где 31 июня того же года скончался от паралича сердца. 31 год и 36 дней жил Мирзабек Ахундов. А какой большой след он оставил после себя.

Сфи-Буба Сфиев, Асвар Самурли

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Азербайджане продлен срок ареста активиста движения Nida Рашадата Ахундова

В трёх иранских провинциях будут открыты азербайджанские консульства

Пакизат Азизова. Зов лезгинской сцены

Незарастающая тропа Багиша Айдаева

Выставка картин художника Джавида Агамирзаева в Москве

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 27 февраль 2014 18:14
Ознакомившись с архивными документами о деятельнос­ти Мирзабека Таибековича, удивляешься его решительности, искренности, прямоте и прозорли­вости. 

      Ещё один болезненный для восприятия пример того, как в разные времена лучшие умы Лезгистана культивировали и взращивали идеи, ЧУЖДЫЕ (!) самому Лезгистану, и на теле самого Лезгистана, НО (!)  

     До коли будет так??????!

    .... Куда хотят привести нас сегодняшние Ахундовы, не щадя живота своего, проповедуя.. кто-что. Кто дерьмократию с западными ценностями, кто шариат.....  кому то до лампочки, лишь бы не ослабла хватка за юбку "матушки" России......

      




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия