Рецепты спасения великого языка
Специалисты из районов дают рекомендации по сохранению и развитию лезгинского языка
Необходимо сказать, что мероприятие было приурочено к Международному дню родного языка, отмечавшемуся 21 февраля, а также является своеобразным продолжением политики Главы ДагестанаРамазана Абдулатипова по сохранению языков народов Республики. В частности, одним из важных вопросов было обсуждение одной из последних инициатив по принятию закона «О языках народов Дагестана».
22 февраля в Сулейман-Стальском районе прошла конференция «Сулейман Стальский и школа», также посвященная международному дню родного языка. Инициатором и организатором мероприятия выступила администрация Сулейман-Стальского района и лично Глава района Нариман Абдулмуталибов.
В работе конференции приняли участие Глава района кандидат филологических наук Нариман Абдулмуталибов, директор НИИ педагогики им. А.А.Тахо-Годи, академик Академии педагогических наук Гамидуллах Магомедов; доктор филологических наук, поэт Фейзудин Нагиев; кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой дагестанских языков ДГПУ Магомед Нурмагомедов; начальник управления образованием Сулейман-Стальского района Джабраил Асланов; делегаты из Магарамхюрского, Хивского и Докузпаринского районов, а также ведущие ученые-лингвисты, известные писатели, поэты, преподаватели вузов и педколледжей, научные сотрудники, знаменитые деятели культуры и искусства района и республики, учителя родного языка и литературы общеобразовательных школ района.
В данном мероприятии также принял участие руководитель Дагестанского отделения Молодежного департамента ФЛНКА Магомед Алиев, представляющий Автономию в лезгинских районах.
Основными задачами конференции явились обсуждение актуальных проблем, связанных с обучением лезгинскому в школах и ВУЗах, а также укрепление широких контактов академических ученых и преподавателей на местах.
В ходе работы конференции начальник управления образования Сулейман-Стальского района Джабраил Асланов рассказал о работе, проводимой методистами информационно-методического управления образования. В частности он напомнил, что ими проводятся семинары, совещания, викторины, вечера, конкурсы на «Лучшего чтеца», «Лучшего учителя родного языка» и другие культурно-массовые мероприятия.
Гамидуллах Магомедов
Директор НИИ педагогики им. А.А.Тахо-Годи Гамидуллах Магомедов отметил, что обучение родному языку развивает речь школьников во всех ее формах: внутренней, устной, письменной, а также во всех ее функциях: общении, сообщении и воздействии.
«Мы должны использовать все возможности прогресса для сохранения родного (лезгинского) языка и оказания содействия развитию языка. В качестве источников творчества и средств культурного самовыражения родной язык важен для здорового общества»- добавил он.
Магомедов отметил необходимость обучения детей родному языку на основе родной культуры и обычаев. «Необходимо усиливать национально-региональный компонент обучения в школах, повышать статус родного языка и истории родного края, при этом уделяя особенное внимание внедрению инновационных методик преподавания».
По завершению конференции делегатами была принята резолюция, которая отметила «стабильное развитие системы сохранения и развития родного (лезгинского) языка в образовательных учреждениях района».
Нариман Абдулмуталибов
В личной беседе с Магомедом Алиевым Глава Сулейман-Стальского района Нариман Абдулмуталибов отметил, что «родители должны говорить на лезгинском с детьми и между собой, а не стремиться быть чересчур «современными».
Молодежь хотя бы на исторических лезгинских землях должна быть окружена родным языком. Сейчас уже даже в сельских детских садах и школах дети начинают между собой общаться на русском – этого не должно быть.
Ну а для того, чтобы язык развивался, он должен быть государственным, на нем должен вестись документооборот. Эти два момента – важнейшие для будущего нашего языка».
Также свое мнение по поводу улучшения ситуации с родным языком выразила учительница СШ №1 села Касумхюр Суна Шихбабаева: «Очень важно ввести в школе курс открытых уроков, где будут разыгрываться различные театральные постановки, сценки, которые популяризовали бы лезгинский язык, возрождали утерянную лексику. Кроме того, в городских школах необходимы обязательные курсы родного языка для всех классов».
Магомед Алиев
Для справки:
Таймурова Нагима Курбанмагомедовна родилась в 1950 году в селении Оружба Магарамхюрского района. Окончила филологический факультет Даггосуниверситета, долгое время проработала в Оружбинской средней школе учителем лезгинского языка.Затем переехала в Махачкалу, где также вела уроки лезгинского языка в СОШ-18 г. Махачкалы до 2011 года. В данный момент преподает лезгинский язык на филологическом факультете ДГУ, а также проводит курсы повышения квалификации для учителей школ. Проводит активную агитацию среди студентов, прививая любовь к изучению родного языка.
Нагима Таймурова сформулировала основные проблемы и ряд рекомендаций для улучшения ситуации с родными языками:
- С каждым годом становится все меньше желающих поступить на филологические факультеты ДГУ и ДГПУ, а также в целом на все педагогические специальности. Здесь проблема масштаба всей республики, и решать ее необходимо комплексно. В первую очередь, надо прививать со школы любовь не просто к родному языку, а к его более глубокому изучению. Очень полезным было отправлять школьников старших классов на экскурсии в филологические факультеты, чтобы они могли поговорить со студентами, преподавателями, рос интерес к лезгинскому языку именно в качестве будущей профессии.
Конечно же, здесь не обойтись и без материального стимулирования – очень важно, чтобы студенты таких непопулярных специальностей, как родные языки, чувствовали, что государство заинтересовано в них. К этим мерам может относиться и повышенная стипендия, различные льготы и пр.
Нагима Таймурова
- Другой гранью указанной мною выше проблемы является то, что даже отучившись на филологическом факультете, молодые специалисты не хотят идти работать в школы. И их можно понять – зарплаты там мягко говоря «скромные», да и престижа никакого у работы учителя не осталось, как ни горько это осознавать. Молодые люди пойдут устроятся куда-нибудь консультантами, продавцами, через знакомых найдут более оплачиваемую работу абсолютно не по специальности, уедут на заработки в Москву, но учителем в школу - никогда. Если мы эту тенденцию не изменим, то даже не хочется думать, что ждет нашу школу в будущем, и уж тем более родной язык.
А изменить сложившуюся тенденцию можно только при поддержке государства, - здесь нужно материально стимулировать молодых учителей, особенно в сельских школах. Определенные программы подобного рода, насколько я знаю, уже есть, но в условиях Дагестана это все очень плохо работает. Кроме того, необходимо постоянно повышать статус и авторитет учителя лезгинского языка, чтобы эта профессия не была в головах наших людей занятием для «неудачников».
- Еще одна немаловажная проблема заключается в том, что в школах работают учителя- неспециалисты, часы родного языка просто раздают в качестве догрузки любому "предметнику". То есть получается, что наш великий язык стал даже в районных школах формальностью. Вы сами можете представить уровень обучения в такой ситуации. Эту проблему не решить без того, чтобы целенаправленно привлекать в школы молодых специалистов, о чем я говорила выше. А в некоторых школах часы родного языка специально отдаются под другие предметы или просто их не проводят, а на бумаге оставляют, так как это приносит дополнительный заработок. Министерство образования и районные управления обязаны контролировать эту ситуацию.
Здесь же стоит отметить, что зачастую уроки родного языка ставят последними (седьмыми) в расписании, что крайне неправильно. А это часто оборачивается тем, что часть детей просто уходит, накапливается усталость, слабеет концентрация. Поэтому необходимо часы родного языка сдвигать ближе к началу дня.
- Конечно же, нельзя не отметить пресловутую проблему с недостатком учебников и пособий по родному языку. Хотя в последнее время ситуация относительно улучшилась, ощущается крайний недостаток материалов, необходимых для обучения детей.
Решить эту проблему может помочь не только государство, но и отдельные спонсоры, и общественные организации. Но на данный момент наши обеспеченные земляки проявляют мало интереса к проблемам школы и родного языка.
- Ситуация с изучением родных языков в городских школах просто ужасная. В них стало нормой абсолютное равнодушие к языку своих предков, причем как со стороны учителей, так и со стороны учеников. Обязательно необходимо усилить контроль над городскими школами, чтобы там реально проводились полноценные уроки родного языка.
- Названная мной выше проблема, конечно же, связана не только с преподаванием родного языка в школе, но и полным незнанием многими детьми родной речи в городах. Ведь школьная программа подразумевает курс обучения языку в расчете на то, что ребенок уже на нем говорит, то есть является носителем языка.
Проблема незнания детьми родного языка в лезгинских семьях – главная и самая страшная. Ведь ее не сможет решить даже школа – дети будут воспринимать свой язык как чуждый, практически как иностранный. Поэтому каждый лезгин, который гордится своим народом, не только сам должен знать язык, но и говорить на нем в семье, с детьми, родственниками. Это наша обязанность – без живой домашней речи никакие совершенные методики преподавания не помогут. Язык должен быть у ребенка в крови, в подсознании. Позор тем родителям, которые утверждают, что лезгинский в жизни не пригодится и его можно забыть. Это великий язык, доставшийся нам от предков, язык очень древний, красивый, богатый, и беречь его - долг каждого из нас.
Молодежный департамент ФЛНКА в Дагестане
.