Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Рецепты спасения великого языка

Специалисты из районов дают рекомендации по сохранению и развитию лезгинского языка


Лезгинская Автономия продолжает активную работу в области сохранения родной культуры и языка народов лезгинской группы. Так, в конце февраля представитель ФЛНКА вАгульском районе Гаджикурбан Алхасов организовал круглый стол в Махачкале с участием известных лингвистов и преподавателей родного языка, основной задачей которого было выработка рекомендаций и механизмов действий, направленных на сбережение агульского языка.

 

Необходимо сказать, что мероприятие было приурочено к Международному дню родного языка, отмечавшемуся 21 февраля, а также является своеобразным продолжением политики Главы ДагестанаРамазана Абдулатипова по сохранению языков народов Республики. В частности, одним из важных вопросов было обсуждение одной из последних инициатив по принятию закона «О языках народов Дагестана».


22 февраля в Сулейман-Стальском районе прошла конференция «Сулейман Стальский и школа», также посвященная международному дню родного языка. Инициатором и организатором мероприятия выступила администрация Сулейман-Стальского района и лично Глава района Нариман Абдулмуталибов.



В работе конференции приняли участие Глава района кандидат филологических наук Нариман Абдулмуталибов, директор НИИ педагогики им. А.А.Тахо-Годи, академик Академии педагогических наук Гамидуллах Магомедов; доктор филологических наук, поэт Фейзудин Нагиев; кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой дагестанских языков ДГПУ Магомед Нурмагомедов; начальник управления образованием Сулейман-Стальского района Джабраил Асланов; делегаты из Магарамхюрского, Хивского и Докузпаринского районов, а также ведущие ученые-лингвисты, известные писатели, поэты, преподаватели вузов и педколледжей, научные сотрудники, знаменитые деятели культуры и искусства района и республики, учителя родного языка и литературы общеобразовательных школ района.


В данном мероприятии также принял участие руководитель Дагестанского отделения Молодежного департамента ФЛНКА Магомед Алиев, представляющий Автономию в лезгинских районах.


Основными задачами конференции явились обсуждение актуальных проблем, связанных с обучением лезгинскому в школах и ВУЗах, а также укрепление широких контактов академических ученых и преподавателей на местах.


В ходе работы конференции начальник управления образования Сулейман-Стальского района Джабраил Асланов рассказал о работе, проводимой методистами информационно-методического управления образования. В частности он напомнил, что ими проводятся семинары, совещания, викторины, вечера, конкурсы на «Лучшего чтеца», «Лучшего учителя родного языка» и другие культурно-массовые мероприятия.

 

 Гамидуллах Магомедов


Директор НИИ педагогики им. А.А.Тахо-Годи Гамидуллах Магомедов отметил, что обучение родному языку развивает речь школьников во всех ее формах: внутренней, устной, письменной, а также во всех ее функциях: общении, сообщении и воздействии.


«Мы должны использовать все возможности прогресса для сохранения родного (лезгинского) языка и оказания содействия развитию языка. В качестве источников творчества и средств культурного самовыражения родной язык важен для здорового общества»- добавил он.


Магомедов отметил необходимость обучения детей родному языку на основе родной культуры и обычаев. «Необходимо усиливать национально-региональный компонент обучения в школах, повышать статус родного языка и истории родного края, при этом уделяя особенное внимание внедрению инновационных методик преподавания».


По завершению конференции делегатами была принята резолюция, которая отметила «стабильное развитие системы сохранения и развития родного (лезгинского) языка в образовательных учреждениях района».


 Нариман Абдулмуталибов

 


В личной беседе с Магомедом Алиевым Глава Сулейман-Стальского района Нариман Абдулмуталибов отметил, что «родители должны говорить на лезгинском с детьми и между собой, а не стремиться быть чересчур «современными».


Молодежь хотя бы на исторических лезгинских землях должна быть окружена родным языком. Сейчас уже даже в сельских детских садах и школах дети начинают между собой общаться на русском – этого не должно быть.


Ну а для того, чтобы язык развивался, он должен быть государственным, на нем должен вестись документооборот. Эти два момента – важнейшие для будущего нашего языка».


Также свое мнение по поводу улучшения ситуации с родным языком выразила учительница СШ №1 села Касумхюр Суна Шихбабаева: «Очень важно ввести в школе курс открытых уроков, где будут разыгрываться различные театральные постановки, сценки, которые популяризовали бы лезгинский язык, возрождали утерянную лексику. Кроме того, в городских школах необходимы обязательные курсы родного языка для всех классов».

 

 Магомед Алиев

Старший преподаватель кафедры Филологического образования Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров Нагима Таймурова в беседе с куратором молодежного направления ФЛНКА в Дагестане Магомедом Алиевым отметила, что сегодня лезгинский язык находится в запустении, и запустение произошло на всех уровнях использования и употребления языка.


Для справки:

Таймурова Нагима Курбанмагомедовна родилась в 1950 году в селении Оружба Магарамхюрского района. Окончила филологический факультет Даггосуниверситета, долгое время проработала в Оружбинской средней школе учителем лезгинского языка.Затем переехала в Махачкалу, где также вела уроки лезгинского языка в СОШ-18 г. Махачкалы до 2011 года. В данный момент преподает лезгинский язык на филологическом факультете ДГУ, а также проводит курсы повышения квалификации для учителей школ. Проводит активную агитацию среди студентов, прививая любовь к изучению родного языка.


Нагима Таймурова сформулировала основные проблемы и ряд рекомендаций для улучшения ситуации с родными языками:


- С каждым годом становится все меньше желающих поступить на филологические факультеты ДГУ и ДГПУ, а также в целом на все педагогические специальности. Здесь проблема масштаба всей республики, и решать ее необходимо комплексно. В первую очередь, надо прививать со школы любовь не просто к родному языку, а к его более глубокому изучению. Очень полезным было отправлять школьников старших классов на экскурсии в филологические факультеты, чтобы они могли поговорить со студентами, преподавателями, рос интерес к лезгинскому языку именно в качестве будущей профессии.

Конечно же, здесь не обойтись и без материального стимулирования – очень важно, чтобы студенты таких непопулярных специальностей, как родные языки, чувствовали, что государство заинтересовано в них. К этим мерам может относиться и повышенная стипендия, различные льготы и пр.

 

 Нагима Таймурова

- Другой гранью указанной мною выше проблемы является то, что даже отучившись на филологическом факультете, молодые специалисты не хотят идти работать в школы. И их можно понять – зарплаты там мягко говоря «скромные», да и престижа никакого у работы учителя не осталось, как ни горько это осознавать. Молодые люди пойдут устроятся куда-нибудь консультантами, продавцами, через знакомых найдут более оплачиваемую работу абсолютно не по специальности, уедут на заработки в Москву, но учителем в школу - никогда. Если мы эту тенденцию не изменим, то даже не хочется думать, что ждет нашу школу в будущем, и уж тем более родной язык.

А изменить сложившуюся тенденцию можно только при поддержке государства, - здесь нужно материально стимулировать молодых учителей, особенно в сельских школах. Определенные программы подобного рода, насколько я знаю, уже есть, но в условиях Дагестана это все очень плохо работает. Кроме того, необходимо постоянно повышать статус и авторитет учителя лезгинского языка, чтобы эта профессия не была в головах наших людей занятием для «неудачников».

- Еще одна немаловажная проблема заключается в том, что в школах работают учителя- неспециалисты, часы родного языка просто раздают в качестве догрузки любому "предметнику". То есть получается, что наш великий язык стал даже в районных школах формальностью. Вы сами можете представить уровень обучения в такой ситуации. Эту проблему не решить без того, чтобы целенаправленно привлекать в школы молодых специалистов, о чем я говорила выше. А в некоторых школах часы родного языка специально отдаются под другие предметы или просто их не проводят, а на бумаге оставляют, так как это приносит дополнительный заработок. Министерство образования и районные управления обязаны контролировать эту ситуацию.

Здесь же стоит отметить, что зачастую уроки родного языка ставят последними (седьмыми) в расписании, что крайне неправильно. А это часто оборачивается тем, что часть детей просто уходит, накапливается усталость, слабеет концентрация. Поэтому необходимо часы родного языка сдвигать ближе к началу дня.

- Конечно же, нельзя не отметить пресловутую проблему с недостатком учебников и пособий по родному языку. Хотя в последнее время ситуация относительно улучшилась, ощущается крайний недостаток материалов, необходимых для обучения детей.

Решить эту проблему может помочь не только государство, но и отдельные спонсоры, и общественные организации. Но на данный момент наши обеспеченные земляки проявляют мало интереса к проблемам школы и родного языка.

- Ситуация с изучением родных языков в городских школах просто ужасная. В них стало нормой абсолютное равнодушие к языку своих предков, причем как со стороны учителей, так и со стороны учеников. Обязательно необходимо усилить контроль над городскими школами, чтобы там реально проводились полноценные уроки родного языка.

- Названная мной выше проблема, конечно же, связана не только с преподаванием родного языка в школе, но и полным незнанием многими детьми родной речи в городах. Ведь школьная программа подразумевает курс обучения языку в расчете на то, что ребенок уже на нем говорит, то есть является носителем языка.

Проблема незнания детьми родного языка в лезгинских семьях – главная и самая страшная. Ведь ее не сможет решить даже школа – дети будут воспринимать свой язык как чуждый, практически как иностранный. Поэтому каждый лезгин, который гордится своим народом, не только сам должен знать язык, но и говорить на нем в семье, с детьми, родственниками. Это наша обязанность – без живой домашней речи никакие совершенные методики преподавания не помогут. Язык должен быть у ребенка в крови, в подсознании. Позор тем родителям, которые утверждают, что лезгинский в жизни не пригодится и его можно забыть. Это великий язык, доставшийся нам от предков, язык очень древний, красивый, богатый, и беречь его - долг каждого из нас.

Молодежный департамент ФЛНКА в Дагестане

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

ЮНЕСКО: послание к Международному дню родного языка

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия созывает Круглый стол по сохранению родных языков

Вышел сборник материалов научно-практической конференции «Пути сохранения, изучения и развития родного (лезгинского) языка»

В Дагестане пройдет конкурс на лучшего чтеца на родном языке

В Сулейман-Стальском районе принимаются меры по повышению качества изучения родного языка в школах

Комментарии (3)
Комментарий #3, дата: 12 март 2014 18:42

Отдельное спасибо главе района, за то что находит время и возможности для посещения и проведения таких мероприятий. Пора этот положительный опыт перенять соседнему Магарамкентсому и другим лезгинским районам Юждага.

Видео с конференции

http://www.youtube.com/watch?v=deuuB5JKsKM


Комментарий #2, дата: 11 март 2014 23:07

 Большое человеческое СПАСИБО всем тем, кто проделывает такой титанический труд по сохранению языков Алпанских народов!

    Утратив ХОТЬ ОДИН, из ныне существующих Алпанских языков, можно принести непоправимый ущерб всему культурному, нравственному, ментальному и историческому ФУНДАМЕНТУ-КОРНЮ,  без которого мы можем остаться лишь жалкой серой тенью всего того, что когда то называлось - Алпания Кавказская!


Комментарий #1, дата: 11 март 2014 22:24

С рождения мать должна говорить с ребенком на лезгинском, то же касается отца, в семье все общение должно вестись на лезгинском, кто в быту в семье говрит не на лезгинском должны переучиваться это не так трудно, просто напоминать себе говорить на лезгинском, Стимулировать и поощрать младших разговаривать по Лезгински.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия