Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Турецкий премьер - дагестанец

О мухаджирах в Анатолии и их лезгинских корнях

 

 

 

После поражения в Кавказкой войне (1817-1864) перед горцами стояла сложная дилемма - смириться с существующим порядком вещей - без возможности жить в соответствии со своими религиозными убеждениями, либо выбрать другой путь - стать мухаджиром.


В современной исторической литературе под мухаджирством понимают массовое переселение мусульман в мусульманскую страну из немусульманских стран, где мусульмане являются меньшинством или чаще всего им становятся в результате военных действий. Сам термин «мухаджиры»  происходит из арабского языка от слова хиджра — переселение.

На заре ислама, мусульман, которые переселились из Мекки, называли «мухаджиры» (что означает «переселенцы»), лишь через время этот термин распространился на всех мусульман — «переселенцев». Как самостоятельное движение на Кавказе оно оформилось в последний период войны и послевоенное пятидесятилетие.

Справедливости ради нужно отметить, что само по себе мухаджирство на Кавказе не было каким-то уникальным, «крайним» явлением, в настоящее время аналогичные процессы мы можем наблюдать в различных уголках нашей земли.
 
В истории кавказского мухаджирства выделяют до шести этапов:

1. вторая половина 1850-х гг.;
2. первая половина 1860-х гг.;
3. вторая половина 1860-х - начало 1870-х гг.;
4. 1870-е гг.;
5. 1880-е и начало 1890-х гг.;
6. вторая половина 1890-х - 1920-е гг.

На Кавказе к мухаджирству вынуждены были прибегнуть жители сел, городов и даже целые народы. Кто же были те люди, которые покидали родину? Каков был их социальный статус?

В авангарде дагестанских переселенцев стояла интеллигенция, преимущественно набожная - этакие идеологические маяки, пользующиеся огромным авторитетом в джамаатской (сельской) среде, следом идут горцы – мюриды, впитавшие идеи свободы и равенства шейха Ярагского и его сподвижников. И, конечно же, обычные крестьяне, коих в то время было большинство.

Нельзя не упомянуть и этническую составляющую мухаджиров. Применительно к Дагестану это были преимущественно аварцы, лезгины, лакцы - ставшие ядром сопротивления военщине царизма. Основным центром миграции для дагестанцев стала современная Турция. Расселяясь компактно в этой стране , образовывались этнические дагестанские анклавы.

В данном материале мы хотели бы остановиться на ареале расселения лезгин, за интеллектуальный вклад которых, в периоды, как до, так и после Кавказской войны, н ряду с черкесами были подвергнуты со стороны российских властей наибольшим репрессиям, трагические последствия которых чувствуются и настоящее время - речь идет о состоянии этно-территориальной раздельности народа.

Сегодня в Турции лезгины проживают в населенных пунктах Ортажа, Яйлакёй (Балакесир вилайет), Дагестан (около Бергамы), Гюнейкин (около Яловы), Финдиджак (около Измира), Каялипинар, Эмилрлер, Селимие, Османие, Султание (в провинции Сивас) также проживают в крупных городах.

Многие из потомков мухаджиров уже на новой родине достигли внушительных успехов,  оставив существенный след в области политики, искусства, литературы и религии. Назовем имена некоторых из них - это Якуб Джимил, Хусейн Наиль Кубалы, Мухаммад  Котку, Кемаль Явуз, Али Нихат Тарлан и многие др. Еще одним из таких был выходец из Дагестана занимавший должность главы правительства Турции в 1946-1947 годах  Мехмет Реджеп Пекер.

Известно, что Мехмет Реджеп Пекер родился в Стамбуле 5 февраля 1889 года. Его отец, которого звали Мустафа, мигрировал в Турцию из Южного Дагестана.

Биография данного военного и политического деятеля весь любопытна. Первое, что сделал молодой Мехмет, это поступление в военное училище, после окончания которого в 1907 году ему присваивается звание лейтенанта. Через четыре года Мехмет (тюркский вариант дагестанского имени Магомед) поступает на учебу уже в штабной колледж, который он завершает в 1919 году.  Известно, что Мехмет, будучи военным офицером, участвовал в военной компании в Йемене в 1911-1912 годах, в Триполи, в Балканских войнах в 1912-1913 годах.

Во второй половине 1919 года он служил уже помощником учителя истории войны в Военной Академии.
4 февраля 1920 года  Мехмет в составе эскадрильи, в звании майора принимает участие в войне за независимость Турции».
К слову, послевоенная карьера Мехмета Реджепа была не менее яркой. Уже 23 апреля 1920 года его назначают Генеральным секретарем Великого Национального собрания Турции, где он прослужил в этой должности более трех лет.

12 июля 1923 года его повторно избирают в парламент в качестве депутата от  одной из партии (ВНСТ). Мехмет Реджеп занимал также такие министерские должности в правительстве Турции, как министр финансов в период с 6 марта и по 22 ноября 1924 года, министр внутренних дел,  министр развития и жилищного строительства.

4 марта 1926 года Мехмет Реджеп был назначен министром национальной обороны, чуть позже, в 1927 году министром общественных работ . В 1928 году его избирают членом Парламентской группы пресс-секретаря и Генерального секретаря Народно-Республиканская Партия (ТЭЦ).

Мехмет Реджеп инициировал создание «Истории Революции» с последующим включением его в школьные программы. Он преподавал в университетах Анкары и Стамбула, а также в Военной Академии. Позже он написал об этом книгу.

17 августа 1942 года он был назначен министром внутренних дел в кабинете Сюрку Сараджоглу, который проработал девять месяцев. Мехмет Реджеп стал первым премьер-министром в многопартийный период, начиная с 7 августа 1946 года. В этой должности он прослужил до 7 сентября 1947 года. В 1948 году он уходит из политической жизни Турции на заслуженный отдых.

Мехмет Реджеп умер 2 апреля 1950 г. и был похоронен в Стамбуле на Эдирнекапы - на так называемом «кладбище мучеников».
Между тем, именно такой, без преувеличения яркой и насыщенной на события,была  жизнь одного из многих представителей потомков дагестанских мухаджиров, которым в праве гордиться нынешнее молодое поколение дагестанцев.

Али Албанви

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

На главную мечеть Мекки упал кран

Миллион мусульман собрались в Грозном в защиту Ислама

В Элисте люди в масках сожгли единственную мусульманскую молельню коктейлями Молотова

Путин: мусульмане внесли неоценимый вклад в укрепление России

Председателя Управления мусульман Кавказа не знают 99% мусульман Северного Кавказа - эксперт

Комментарии (6)
Комментарий #6, дата: 26 март 2024 17:42

Очень плохо ты думаешь о лезгинах. В Стамбуле среди бизнес элиты очень много лезгин . И они живут в городах и сел там намного больше чем 2-3  .


Комментарий #5, дата: 26 март 2024 17:28

Мурад 41 , а ты спроси у турков Стамбула и чеченцев , а так же бизнесменов турецких кого больше и кого  они знают.


Комментарий #4, дата: 05 сентябрь 2014 17:41

в Википедии написано что лезгин там  50 000.

но черкесов там несколько миллионов.

Они обрели там вторую родину,

 благодарность турецкому народу за гостеприимство.  


Комментарий #3, дата: 27 август 2014 23:44

Цитата: Багаудин
Забыли самое крупное лезгинское селов Турции - Кирне

Не забыли. Оно указано первым. Кирне теперь называется Ортажа.


Комментарий #2, дата: 27 август 2014 23:12

Забыли самое крупное лезгинское селов Турции - Кирне, где еще не помнят родной язык


Комментарий #1, дата: 26 август 2014 22:22

Нельзя не упомянуть и этническую составляющую мухаджиров. Применительно к Дагестану это были преимущественно аварцы, лезгины, лакцы - ставшие ядром сопротивления военщине царизма.

 

Насчет аварцев верно.Насчет лезгин и лакцев-сомнительно.Лезгин в Турции всего-то 3-4 села.

 




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия