Хадж от Албании до Дагестана
Более тысячи лет народы Юждага живут в ритме паломничества
В этом месяце в жизнь каждого
дагестанца вновь вторгается тема хаджа. Так, буквально, на прошлой неделе из
Дагестана начали вылетать первые группы паломников для совершения хаджа в Мекке
и Медине. Так, на прошлой неделе из аэропорта Махачкалы вылетели три авиарейса
с 600 паломниками на борту.
Всего из Дагестана в этому году для совершения хаджа вылетят около 6 тысяч человек. В общем в 2014 году для жителей России выделено 16,5 тысяч путевок на хадж. Все они были выкуплены досрочно. Это говорит о растущем спросе среди мусульман России на паломничество в Мекку.
Больше всего мест среди регионов России досталось, как всегда, Дагестану. Хадж, традиционно, занимает достаточно значимое место в жизни наших верующих земляков. Однако о том, насколько он, начиная с албанского периода, глубоко вошел в нашу родную культуру и духовное наследие нам известно не так много.
Смысл хаджа
Хадж – совершение паломничества в
священную для мусульман Мекку. Это паломничество является одним из пяти
основных столпов ислама, среди которых:
1.Засвидетельствование Единобожия
2.Совершение пятикратной ежедневной молитвы
3.Ежегодный пост в месяц Рамадан
4.Выплата ежегодного закята с имущества
5.Совершение хаджа один раз в жизни
Совершить хадж хотя бы один раз
в жизни предписано каждому мусульманину или мусульманке, достигшим
совершеннолетия и имеющим необходимые для этого возможности.
Обязательность хаджа для каждого мусульманина вытекает из аятов Корана: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе в Мекке), если они способны проделать этот путь»(Коран, сура 3, аят 97).
Кааба, или как ее еще называют «Древний дом», или «Дом», согласно мусульманскому вероубеждению - это первый храм Единобожия на Земле. Хадж - это место встречи мусульман всего мира. Это такой, своеобразный, ежегодный съезд мусульман со всех стран и континентов.
Один из его смысл — собрать в Мекке мусульман всех национальностей, рас и континентов. Кроме того, хадж уравнивает у Каабы и богатых и бедных. Паломники меняют свою обычную одежду на одеяние хаджа, которое является одинаковым для всех.
Таким образом, хадж воспитывает в мусульманах братство, устраняет гордыню, расовые, национальные и социальные предрассудки. Кроме того, хадж требует от верующего совершенствовать свою нравственность и поведение.
Как сказал Пророк Мухаммад (мир ему):«Тот, кто совершил хадж, не сквернословя и не допустив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был в день, когда родила его мать». То есть, с прощенными Всевышним грехами.
Имеет ли наш народ отношение к хаджу?
Ислам, согласно его вероучению, это религия единобожия, которую несли всем народам Земли пророки с начала времен. Согласно вероучению ислама, не было народа на Земле, к которому Всевышний не отправил бы пророка с учением единобожия.
В Коране на этот счет есть слова Всевышнего: «…И нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель». (Коран, сура 35, аят 24). То есть, согласно исламу, все народы Земли получили в свое время своего пророка.
Всего за историю существования человечества, согласно исламу, Всевышним ко всем народам земли было отправлено около 124 тысяч пророков. И все они учили свои народы именно единобожию.
Оттого, согласно вероучению ислама, Кааба является храмом единобожия для всех народов Земли. Поскольку пророки, посланные каждому народу, призывали их к единобожию и к почитанию храмов единобожия.
Таким образом, согласно исламу, и лезгины, и табасаранцы, и агульцы, и цахуры, и рутульцы, и народы южнее Самура — все состоят в огромной мусульманской семье, центром единения которой является Кааба в Священной Мекке.
Паломники Албании, Ширвана, Лакза и Баб уль-Абваба
Наши предки втянулись в орбиту хаджа достаточно рано. Стоит напомнить, мусульмане впервые вошли в Дербент в 642 году, а Кавказская Албания, как государство, вошла в состав исламского Халифата еще при царе Джаваншире в 667 году.
Именно с этого периода и началось стремительное ознакомление албанских народов с духовными ценностями и предписаниями исламской религии, а также с интеллектуальным потенциалом новой цивилизации.
Вполне естественно, что знакомство с исламом для народов Албании началось с массового возведения мечетей, медресе, появления в албанских землях первых проповедников, преподавателей мусульман, первых интеллектуалов и ученых.
С появлением уже в среде самих албанских народов значительного числа верующих многие из них вслед за молитвой потянулись и к исполнению хаджа. В ранее и позднее средневековье для верующего совершить хадж было сродни тому, как прожить новую, насыщенную жизнь.
Поскольку добраться, к примеру, из земель Кавказа или Поволжья в аравийские земли – было целой экспедицией, достаточно продолжительной и насыщенной, а также сопряженной со многими опасностями и испытаниями.
Отправившийся в хадж верующий в то время пересекал несколько стран – средневековые государства Восточного Кавказа, Средней Азии, Иран, Шам, зачастую посещал города Баб уль-Абваб (Дербент), Шемаху, Ардебиль, Исфахан, Багдад, Дамаск, Мосул, Медину и, наконец, Мекку.
Обогащение хаджа
Если отправившийся в паломничество был человеком, жаждущим знаний, он по пути посещал медресе, научные кружки при крупных мечетях, встречался с учёными и мыслителями своего времени, знакомился с общественной жизнью огромного количества стран и городов.
Паломничество в Мекку, в жизни образованных мусульман Албании, а впоследствии Ширвана, Лакза и Баб уль-Абваба того времени играло невероятно большую роль. Хадж часто помогал им подняться на ещё более высокую ступень знаний, образования, поклонения и творчества.
Паломники за время хаджа не только знакомились с новыми странами, но и встречались с выдающимися учёными и политическими деятелями, участвовали в научных диспутах выдающихся философов и религиозных деятелей.
Дорога в Мекку и обратно в те годы могла занять у человека год, а то и два. Зачастую во время хаджа в таком длинном путешествии формировались группы паломников по интересам.
Они могли со временем превращаться в отдельные научные кружки, поскольку образование и интеллектуальные дискуссии паломников продолжались все время их путешествия. За год-два хаджа человек мог переосмыслить свой жизненный путь, наметить новые цели и планы на жизнь.
Такое масштабное ежегодное передвижение большого количества людей по всем землям мусульманских народностей имело колоссальный эффект в деле распространения исламских знаний, грамоты, науки и формирования единой мусульманской уммы.
К примеру, вот как описывает биограф изменения в жизни поэта Али Ширвани после совершения им хаджа: «Он вернулся из хаджа умудренный увиденным, пережитым и передуманным; его поэтическая и философская мысль обрела новую глубину зрения, зрелую независимость и решимость”.
История и современность
В последующие века хадж совершали все значимые и вошедшие в историю лезгинские и лезгиноязычные духовные и политические деятели. К примеру, хадж совершали и духовный лидер горцев Восточного Кавказа Мухаммад Ярагви, а также имам и полководец Хаджи-Давуд Мюшкюрви,
Историк Абдулаким Бутаев пишет, что именно после совершения паломничества в Мекку Хаджи-Давуд стал самой влиятельной духовной и политической фигурой в Лезгистане.
Интересно также, что до Октябрьской революции из России хадж совершали почти в два раза больше людей, чем сегодня. Если в этом году, хадж совершат 16,5 тысяч мусульман, то в 1901-1902 годах по разным данным хадж совершали более 25 тысяч мусульман из Российской империи.
В советский же период хадж стал практически недоступным для мусульман СССР. Поскольку, при численности мусульманского населения в 50-60 миллионов человек, СССР выпускал на хадж только 25 человек в год.
Из этих 25 мест только 3-5 мест доставалось Дагестану — главному поставщику паломников из нашей страны. Однако с крахом Союза все изменилось. Десятки тысяч мусульман ежегодно начали выезжать к святыням ислама.
И в наши дни совершение хаджа становится популярным не только в среде верующей молодежи, и даже чиновников и лидеров республик с мусульманским населением.
Так, хадж уже совершали глава Дагестана Магомедсалам Магомедов, глава Татарстана Минтимер Шаймиев, глава Чечни Рамзан Кадыров. В этом году в хадж планирует отправить глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.
Обязательность хаджа для каждого мусульманина вытекает из аятов Корана: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе в Мекке), если они способны проделать этот путь»(Коран, сура 3, аят 97).
Кааба, или как ее еще называют «Древний дом», или «Дом», согласно мусульманскому вероубеждению - это первый храм Единобожия на Земле. Хадж - это место встречи мусульман всего мира. Это такой, своеобразный, ежегодный съезд мусульман со всех стран и континентов.
Один из его смысл — собрать в Мекке мусульман всех национальностей, рас и континентов. Кроме того, хадж уравнивает у Каабы и богатых и бедных. Паломники меняют свою обычную одежду на одеяние хаджа, которое является одинаковым для всех.
Таким образом, хадж воспитывает в мусульманах братство, устраняет гордыню, расовые, национальные и социальные предрассудки. Кроме того, хадж требует от верующего совершенствовать свою нравственность и поведение.
Как сказал Пророк Мухаммад (мир ему):«Тот, кто совершил хадж, не сквернословя и не допустив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был в день, когда родила его мать». То есть, с прощенными Всевышним грехами.
Имеет ли наш народ отношение к хаджу?
Ислам, согласно его вероучению, это религия единобожия, которую несли всем народам Земли пророки с начала времен. Согласно вероучению ислама, не было народа на Земле, к которому Всевышний не отправил бы пророка с учением единобожия.
В Коране на этот счет есть слова Всевышнего: «…И нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель». (Коран, сура 35, аят 24). То есть, согласно исламу, все народы Земли получили в свое время своего пророка.
Всего за историю существования человечества, согласно исламу, Всевышним ко всем народам земли было отправлено около 124 тысяч пророков. И все они учили свои народы именно единобожию.
Оттого, согласно вероучению ислама, Кааба является храмом единобожия для всех народов Земли. Поскольку пророки, посланные каждому народу, призывали их к единобожию и к почитанию храмов единобожия.
Таким образом, согласно исламу, и лезгины, и табасаранцы, и агульцы, и цахуры, и рутульцы, и народы южнее Самура — все состоят в огромной мусульманской семье, центром единения которой является Кааба в Священной Мекке.
Паломники Албании, Ширвана, Лакза и Баб уль-Абваба
Наши предки втянулись в орбиту хаджа достаточно рано. Стоит напомнить, мусульмане впервые вошли в Дербент в 642 году, а Кавказская Албания, как государство, вошла в состав исламского Халифата еще при царе Джаваншире в 667 году.
Именно с этого периода и началось стремительное ознакомление албанских народов с духовными ценностями и предписаниями исламской религии, а также с интеллектуальным потенциалом новой цивилизации.
Вполне естественно, что знакомство с исламом для народов Албании началось с массового возведения мечетей, медресе, появления в албанских землях первых проповедников, преподавателей мусульман, первых интеллектуалов и ученых.
С появлением уже в среде самих албанских народов значительного числа верующих многие из них вслед за молитвой потянулись и к исполнению хаджа. В ранее и позднее средневековье для верующего совершить хадж было сродни тому, как прожить новую, насыщенную жизнь.
Поскольку добраться, к примеру, из земель Кавказа или Поволжья в аравийские земли – было целой экспедицией, достаточно продолжительной и насыщенной, а также сопряженной со многими опасностями и испытаниями.
Отправившийся в хадж верующий в то время пересекал несколько стран – средневековые государства Восточного Кавказа, Средней Азии, Иран, Шам, зачастую посещал города Баб уль-Абваб (Дербент), Шемаху, Ардебиль, Исфахан, Багдад, Дамаск, Мосул, Медину и, наконец, Мекку.
Обогащение хаджа
Если отправившийся в паломничество был человеком, жаждущим знаний, он по пути посещал медресе, научные кружки при крупных мечетях, встречался с учёными и мыслителями своего времени, знакомился с общественной жизнью огромного количества стран и городов.
Паломничество в Мекку, в жизни образованных мусульман Албании, а впоследствии Ширвана, Лакза и Баб уль-Абваба того времени играло невероятно большую роль. Хадж часто помогал им подняться на ещё более высокую ступень знаний, образования, поклонения и творчества.
Паломники за время хаджа не только знакомились с новыми странами, но и встречались с выдающимися учёными и политическими деятелями, участвовали в научных диспутах выдающихся философов и религиозных деятелей.
Дорога в Мекку и обратно в те годы могла занять у человека год, а то и два. Зачастую во время хаджа в таком длинном путешествии формировались группы паломников по интересам.
Они могли со временем превращаться в отдельные научные кружки, поскольку образование и интеллектуальные дискуссии паломников продолжались все время их путешествия. За год-два хаджа человек мог переосмыслить свой жизненный путь, наметить новые цели и планы на жизнь.
Такое масштабное ежегодное передвижение большого количества людей по всем землям мусульманских народностей имело колоссальный эффект в деле распространения исламских знаний, грамоты, науки и формирования единой мусульманской уммы.
К примеру, вот как описывает биограф изменения в жизни поэта Али Ширвани после совершения им хаджа: «Он вернулся из хаджа умудренный увиденным, пережитым и передуманным; его поэтическая и философская мысль обрела новую глубину зрения, зрелую независимость и решимость”.
История и современность
В последующие века хадж совершали все значимые и вошедшие в историю лезгинские и лезгиноязычные духовные и политические деятели. К примеру, хадж совершали и духовный лидер горцев Восточного Кавказа Мухаммад Ярагви, а также имам и полководец Хаджи-Давуд Мюшкюрви,
Историк Абдулаким Бутаев пишет, что именно после совершения паломничества в Мекку Хаджи-Давуд стал самой влиятельной духовной и политической фигурой в Лезгистане.
Интересно также, что до Октябрьской революции из России хадж совершали почти в два раза больше людей, чем сегодня. Если в этом году, хадж совершат 16,5 тысяч мусульман, то в 1901-1902 годах по разным данным хадж совершали более 25 тысяч мусульман из Российской империи.
В советский же период хадж стал практически недоступным для мусульман СССР. Поскольку, при численности мусульманского населения в 50-60 миллионов человек, СССР выпускал на хадж только 25 человек в год.
Из этих 25 мест только 3-5 мест доставалось Дагестану — главному поставщику паломников из нашей страны. Однако с крахом Союза все изменилось. Десятки тысяч мусульман ежегодно начали выезжать к святыням ислама.
И в наши дни совершение хаджа становится популярным не только в среде верующей молодежи, и даже чиновников и лидеров республик с мусульманским населением.
Так, хадж уже совершали глава Дагестана Магомедсалам Магомедов, глава Татарстана Минтимер Шаймиев, глава Чечни Рамзан Кадыров. В этом году в хадж планирует отправить глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.
Фарида Санджах
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Совершить хадж в 2015 году намерены 12,5 тысячи паломников с Северного Кавказа
Мусульмане Дагестана не смогли выкупить 2700 путевок на хадж
Более 16 тыс. паломников из России вылетели в Саудовскую Аравию для совершения хаджа
Квота Дагестана на хадж в 2014 году составила 6 тысяч мест
Из Дагестана отправился первый рейс с паломниками по благотворительной линии Сулеймана Керимова