Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Тайны албанского Ширвана

Средневековый наследник Кавказской Албании до сих пор манит исследователей

Нашему поколению приходится воссоздавать единое видение своей истории буквально по крупицам. Одним из белых пятен в нашей исторической памяти является Ширван - одно  из самых крупных средневековых государств, возникших на землях Кавказской Албании после падения престола Кавказской Албании. 
 
Чье это было государство? Албанское, арабское, персидское или тюркское? Какое влияние на развитие нашего народа оно оказало? Поиск ответов на эти вопросы затруднен не только давностью его существования. 
 
Но и тем, насколько в его истории оказались переплетены совершенно разные культуры и династии. Итак, какова же история этого дивного края, бывшего населенным албанскими племенами, но управлявшегося пришлыми династиями? 
 
Что есть Ширван?
 
Итак, Ширван изначально был внутренней территорией Кавказской Албании. Напомним, что последняя правящая династия Кавказской Албании – Михраниды - оставались владетелями на албанском престоле до 822 года, когда последний правитель Вараз-Трдат II был убит армянским князем из рода Арраншахов.
 
Территория Ширвана простиралась от Дербентских земель на севере до дельты реки Кура на юге. В настоящее время ядро Ширвана находится на территории Азербайджана. Основными городами Ширвана периода его расцвета были — Шемаха, Баку, Кабала, Шабран.
 
Название «Ширван» появляется при иранской династии Сасанидов, которая с 4 до 7 века подчинила себе земли Кавказской Албании. Причем, некоторые источники утверждают, что сначала это название звучало «Шарван», и лишь с 15-16 веков стало звучать «Ширван».
 
Точная этимология и происхождение термина «Ширван» остается неизвестной. По одной версии значение термина «Ширван» — страна львов, от среднеперсидкого «шир» — «лев». По другой версии происхождение названия связано с именем сасанидского шаха Хосрова Ануширвана.
 
В любом случае, стоит признать, что в этот период влияние и давление Персии на все области Кавказской Албании, включая и Ширван, было очень сильным.
 
Все эти годы Кавказской Албании приходилось сдерживать и натиск хазарских полчищ, которые на протяжении столетий вторгались в албанские земли, опустошали цветущие албанские долины и, фактически, обескровили процветавшую некогда страну. 
 
Ширван в составе Халифата
Шахи Ширвана
 
В середине 7 века область Ширван, как и остальные части Кавказской Албании, а также Армении и Грузии, был занят арабами-мусульманами. На этих территориях были созданы Тбилисский Имарат, Армянский Имарат и Арран («Арран» - персидское название Кавказской Албании).
 
Во всех этих землях были назначены мусульманские наместники из числа арабов. Однако местные правящие династии сохраняли свои престолы. Выделение Ширвана в качестве отдельного владения из общих мусульманских владений на Южном Кавказе связано с внутренними неурядицами в самом Халифате, где шла борьба за власть разных династий.
 
Кроме того, Ширван, как и другие албанские земли, стал ареной кровопролитных и жестоких сражений между мусульманами и хазарами. Арабским мусульманам понадобилось больше ста лет, чтобы отбросить хазар далеко на север от албанских земель.
 
С начала 9 века на Ширванском престоле начали складываться династии ширваншахов. Титул «ширваншах» содержит в себе слово «шах», распространившийся на Южном Кавказе в период владычества персов. 
 
Историк IX века ибн Хордадбех сообщает, что сасанидский шахиншах Ардашир Папакан (224—240) давал государям Закавказья титул шаха. Следовательно, арабские наместники, управлявшие Ширваном, взяли себе этот персидский титул.
 
Как бы то ни было, титул «ширваншах» носили представители всех династий правивших в Ширване, вне зависимости от происхождения и родовых имён. Три последние династии (Мазьядиды, Кесраниды, Дербенди) были родственны друг другу по отцовской линии.
 
Основателем первой династии ширваншахов после исламского завоевания — Мазьядидов (Язидидов) — стал полководец на службе Аббасидского Халифата Язид ибн Мазьяд аш-Шайбани, правитель Армении, исторического Азербайджана, располагавшегося южнее Аракса, Ширвана и Дербента. 
 
Династии ширваншахов правили в следующей последовательности:
 
Мазьядиды — первая династия (799 — 1-я половина XI века). Происходила из арабского племени Шайбан, родоначальник — Язид ибн Мазьяд аш-Шайбани.
Кесраниды — вторая династия (1027—1382). Арабского происхождения — позже иранизированная. Происходила от ширваншаха Язида ибн Ахмада.
Дербенди — третья династия (1382—1538). Происходит от ширваншаха Кей Кубада ибн Ахситана.
 
Ширван пережил те же исторические катаклизмы и удары, что и соседние страны и владения. Так, в начале 13 века в Ширван и Дербент вторгаются военные отряды Чингизхана и Ширван попадает в зависимость от монголов.
 
С усилением в Иране шиитского государства Сефевидов Ширван вновь попадает в зависимость от персов. С 1538 года в правление сефевидского шаха Тахмаспа I Ширван становится провинцией государства Сефевидов. 
 
Культура Ширвана
 
При ширваншахах территория Ширвана включала все земли от Куры до Дербента. Столицей была Шемаха. Персидский историк XIV века Хамдаллах Казвини описывает округа области Ширван: Бакуйа, Шамаха, Кабала, Фирузабад, Шабаран и Гуштасфи. 
 
Через Ширван проходил оживлённый торговый путь, этот регион в течение многих столетий подвергался многочисленным иноземным нашествиям и входил в состав различных государств, что определило чрезвычайно пёстрый этнический состав населения, включающего албанские, арабские, персидские и тюркские элементы.
 
Ансамбль Дворца Ширваншахов
В середине 15 века Ширван был центром земледелия, производства шёлка и тканей и играл важную роль в международной торговле. Ширваншахи покровительствовали деятелям культуры и поэзии. В частности, при их правлении жил и творил классик персидской литературы Низами Гянджеви. 
 
Под властью ширваншахов процветала литература, в том числе в XII веке творил известный персидский поэт, уроженец Ширвана Хагани Ширвани, в XIV—XV веках Насими писавший на тюркском, персидском и арабском языках, и др.
 
В Баку сохранился роскошный Дворец Ширваншахов – резиденция правящей династии. Постройка дворца была связана с переносом столицы государства Ширваншахов из Шемахи в Баку.
 
Подробное изучение истории, культуры, науки Ширвана – еще требует пристального внимания исследователей. Особенно важным для нас является изучение того, какое влияние Ширван оказал на формирование культуры и сознания наследников Кавказской Албании – народов современной лезгинской группы.

Часть материалов взята из свободной энциклопедии "Википедия"

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Проект под названием "Путешествие в Кавказскую Албанию"

Видеолекция по истории Кавказской Албании от лезгинской молодежи Санкт-Петербурга

Сыны Албании - Арран, Ширван и аль-Баб

Кадисия царя Джаваншира

Библиотека

Комментарии (6)
Комментарий #6, дата: 20 октябрь 2014 18:09

Alpan  если даже ничего нового для Вас взгляните еще разок на картинку .да это ....  Городе  Байрамали Туркменистан среди развалин старого Мерва есть  Гыз -гала и в паку есть Къыз къала  ,а истории красивые они мастера придумывать вай вай вай коппейогълу эрмени


Комментарий #5, дата: 19 октябрь 2014 18:51

Есть мнение, что не существует никакого "Дворца Ширваншахов", а постройки в Баку, известные под этим названием, имеют совсем другое предназначение.


Комментарий #4, дата: 18 октябрь 2014 00:46
Все описанно в целом хорошо.Замечание автору.Извените.Странно что территорию Южнее реки Аракс Вы называете Азербайджан.Она так начала называться после арабов т.к. им было удобней так говорить.А слово это Адарбадаган(Атрпатакан).Оно имеет конкретный смысл и значение и связанно с Заратуштризмом.

Комментарий #3, дата: 18 октябрь 2014 00:15

Цитата: Alpan
Статья совершенно пустая! Писанина ради писанины....
Я НЕ СОГЛАСЕН уважаемый Алпан.Такие статьи очень нужны и важны.


Комментарий #2, дата: 17 октябрь 2014 21:00

при виде карты в этой статье столбняк будет гулять по аз-ну.                 Самой убедительной зооморфной аналогией туркcким присутствием на южном кавказе представляется поведение кукушонка, поселившегося в чужом гнезде, из которого он выбрасывает родившихся в нём птенцов. Историю Турции и возникшего на турецких штыках и его подобии в 1918 году Азербайджана просто невозможно представить иначе. Правда, в отличие от кукушат, турки не спешили избавиться от коренных народов заселенныхных ими стран. Из нетуркского населения территории выжимали генетические соки, перенимая накопленные им за столетия нужные туркам навыки а порой даже генетический код, после чего их ожидал только геноцид или в лучшем случае этноцид(который мы наблюдаем в азербайджане(в нынешнем)) и присвоение их историко-культурного наследия.Турки-огузы это вирус.


Комментарий #1, дата: 17 октябрь 2014 20:54

Статья совершенно пустая! Писанина ради писанины....




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия