Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Кадисия царя Джаваншира

История участия правителя Албании в легендарной битве Персии и Халифата

 

История Кавказской Албании хранит много уникальных страниц, неизвестных нашему поколению. Одной из них является участие правителя древней Албании в персидско-мусульманских войнах. Особенно в легендарной битве при Кадисии.  
 
Она случилась в 636 году. В этой битве между мусульманскими войсками и армией Сасанидов при местечке Кадисия, на стороне сасанидских войск, возглавляемых Рустамом, сражались и отряды правителя Кавказской Албании. 
 
Албанские отряды возглавлял выдающийся правитель по имени Джаваншир. Два года спустя, в 638-м году он с 3-тысячным албанским войском вместе с Сасанидами шесть месяцев оборонял от мусульман столицу Персии город Ктесифон.  
 
Но судьба Персии была уже предрешена. Она была сокрушена новой могучей державой – Исламским Халифатом. И этот исторический поворот стал, как для албанского правителя Джаваншира, так и для всей Кавказской Албании поворотным моментом… 
 
Джаваншир в истории династии
 
Имя Джаваншир, или Джеваншир, по одной из версий происходит от персидского «молодой лев». Это был правитель Кавказской Албании из династии Михранидов. Эта династия правила в Албании с конца 6 по начало 8 века.
 
Михраниды имели иранское (парфянское) происхождение. Однако в Албании они быстро слились с местными народами и стали их частью. Михраниды являлись изначально владетелями области Гардман на западе Кавказской Албании. 
 

 Джаваншир

Отец Джаваншира, Вараз-Григор, стал первым правителем Гардмана, получившим титул правителя всей Албании. Сам Джаваншир правил Албанией в 638—670 годах. До этого он в течение семи лет возглавлял албанское войско в войне сасанидского Ирана против мусульман. 
 
В первой трети 7 века князья Албании Вараз-Григор и Джаваншир, отец и сын, сумели фактически воссоздать Албанское царство после того, как Албанией более ста лет управляли персидские марзбаны.
 
Битва при Кадисии
 
Джаваншир с 631 по 638 годы возглавлял албанское войско в войне сасанидского Ирана против мусульман. Историк Моисей Каганкатваци пишет, что в награду за участие в сражениях с мусульманами, последний сасанидский царь Йездигерд III опоясал Джаваншира золотым поясом, унизанным жемчугом, навесил меч, дал ему браслеты на руки и прекрасный венец на голову. 
 
Далее, Джаваншир вместе с армянским князем Мушегом Мамиконяном и владетелем армянской области Сюник Григорием в 636 году участвовал в сражении против мусульман у Кадисии на стороне сасанидских войск.
 
Эта легендарная битва в истории ислама произошла предположительно, в начале декабря 636 года. Это было решающее сражение между мусульманами и армией государства Сасанидов. Победа мусульман сокрушила Персидскую державу и превратила ее в провинцию Халифата.
 
Персам изначально было очевидно, что мусульманскую угрозу нельзя недооценивать. Иранский полководец Рустам, бывший фактическим хозяином положения в Ктесифоне при несовершеннолетнем правителе государства Йездигерде III, велел собрать ополчение из всех областей Ирана. 
 
Численность персидских войск равнялась приблизительно 40 тыс. воинов; мощь персидской армии усиливали 30 или 33 боевых слона с лучниками на спинах. У персов была великолепная, хорошо вооруженная конница. Командовал сасанидскими войсками испехбед Хорасана Рустам. 
 

 Сасанидские воины

Силы мусульман едва достигали 30 тыс. воинов. Главнокомандующим халиф Умар назначил легендарного полководца Саада ибн Абу Ваккаса. В течение двух (по другим источникам — четырёх) месяцев армии мусульман и персов стояли лицом друг к другу и не решались начинать сражение. 
 
Рустам, по всей видимости, надеялся откупиться от мусульман, и лишь когда он осознал невозможность этого, он начал сражение. Битва при Кадисии продолжалась четыре дня. Сражение было очень упорным. 
 
В последний день ветер погнал тучи песка в лицо иранцам, что было расценено мусульманами как прямая помощь Аллаха, и победа осталась за ними. Полководец Рустам пал в бою.
 
Крупнейшая в регионе персидская армия была разбита наголову и, по существу, перестала существовать. Участь государства Сасанидов, в последующие годы ликвидированного мусульманами, была предрешена. 
 
Участь Албании
 
После поражения персов при Кадисии в 636 году, Кавказская Албания осталась практически без союзников. После падения государства Сасанидов, Джаваншир нанес ряд поражений стоявшим в Албании персидским войскам и освободил захваченный персами Партав (совр. Барда). 
 
Но христианским государствам Закавказья – Грузии, Армении и Албании было уже не выстоять против надвигающихся с юга мусульман. Уже в 642 году мусульманские войска прошли всю Албанию и зашли в Дербент. 

 

 Закавказье в 4-6 веках по Кембриджской истории древнего мира

Правитель Албании Джаваншир не смиряется. В 660 году он заключил союз с Византией против Халифата. Но страну продолжали терзать жестокие набеги хазар с севера. 

В итоге в 667 году, ввиду непрекращающихся разорительных для страны хазарских набегов, Джаваншир вынужден был выехать в Дамаск к халифу Муавие, чтобы заключить военный союз против хазар. 
 
Муавия в знак почтения подарил Джаванширу хорошо обученного слона, привезенного из Индии, булатный меч в золотых ножнах и еще много дорогих подарков. Халиф признал Джаваншира правителем всей Кавказской Албании в составе Исламского Халифата. 
 
Это событие стало поворотным пунктом в истории Албании и превратило ее в оборонный рубеж Халифата на севере огромной державы. Однако через три года после поездки в Дамаск, в 670 году, в результате заговора албанских князей против централизации власти, Джаваншир был предательски убит.  
 
Достижения Джаваншира
 
Князь Джаваншир вошел в историю, как выдающийся правитель Кавказской Албании, пытавшийся в войнах с персами, хазарами и мусульманами сохранить независимость своей страны. При нем происходит новый (после Вачагана Благочестивого) расцвет Албании и всплеск культурной жизни страны. 
 

 

Во время его правления и, вероятно, по его указанию был написан главный первоисточник по истории Албании — «История страны Алуанк» или «История страны Агванк» Моисея  Каганкатваци.
 
После гибели Джаваншира начинается непрерывная череда хазаро-мусульманских войн. Успех сопутствовал попеременно как той, так и другой стороне. Албания стала для этих войн настоящим театром боевых действий.
 
Мусульмане смогли сломить сопротивление хазар и ликвидировать их угрозу Албании только когда вышли в тыл хазарам через Дарьял и взяли столицу Хазарии – город Семендер на Тереке. На этом вторжения хазар в Албанию закончились.
 
После смерти Джаваншира в 670 году новый правитель Албании, племянник Джаваншира по имени Вараз-Трдат также подтвердил власть над Албанией Исламского Халифата. Вараз-Трдат правил страной более 30 лет.
 
Несмотря на смерть Вараз-Трдата в 706 году, династия Михранидов оставалась владетелями на албанском престоле на протяжении еще более ста лет - до Вараз-Трдата II, сына Степанноса, который был убит в 822 году армянским князем из рода Арраншахов.
 
Интересен момент, почему мусульмане ликвидировали правящий престол Сасанидский Персии, но сохранили правящий престол Кавказской Албании. Причина заключается в религии, которую исповедовали правители Ирана и Албании. Известно, что мусульманские халифы ликвидировали всяческую власть языческих правителей на завоёванных территориях, но сохраняли власть христианских правителей.
 
А правители Сасанидского Ирана, как известно, были огнепоклонниками, в то время как правители Кавказской Албании от Урнайра до начала исламизации страны были христианами. 

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

К истории Аршакидов Албании

Видеолекция по истории Кавказской Албании от лезгинской молодежи Санкт-Петербурга

Тайны албанского Ширвана

Хазарская катастрофа Албании

Библиотека

Комментарии (6)
Комментарий #6, дата: 02 октябрь 2014 00:30
Вараз на армянском в буквальном смысле означает КАБАН , как тотем силы, храбрости и целеустремленности. Марз - это область, район . Пан - это правитель. И сейчас в Армении области называют Марзами. Алуванк или Агуванк (Алупания) хорошо описан не только у Мовсеса( Моисея)Кагакантваци, но и практически у всех армянских летописцев того периода причем очень подробно.

Комментарий #5, дата: 24 сентябрь 2014 09:40

В Хивском районе в районе села Къандикк расположено ущелье под названием "ущелье Джаваншира". Можно с уверенностью сказать, что Джаваншир был родом из этих мест, следовательно являлся табасаранцем.


Комментарий #4, дата: 13 сентябрь 2014 18:52

Спасибо всем кто по крупицам восстанавливает историю Лезгин. Наша история сохранена и отражается  в нашем йазыке ,и в йазыковой культуре. Да,возникла необходимость создания капитального труда о истории Лезгин и смею вас заверить , начнется этот труд со слов  Бог един и мир материален и уверяю вас Адам и Ева это один из исторических(революционных) этапов в жизни  Лезгин . Берегите Россию. Нельзя  да и невозможно  изучать историю Лезгин  без изучения историю словян  и ........      Кочевники с Алтая ,а кто их создал.........


Комментарий #3, дата: 12 сентябрь 2014 08:50

про я в курсе что теперь русские.Но раньше было не так.Предлагаю стать самим хозяевами своей судьбы.А я и смотрю на рассу!Особенно обращая внимание на форму черепа.Язык имеет большое значение!


Комментарий #2, дата: 11 сентябрь 2014 18:08

пириви а ты в курсе что на Алтае большинство населения это русские ?

что ты предлагаешь на этот счёт ?

 

Не беспокойся, потомки благородных предков остались. На язык не смотри, главное раса.


Комментарий #1, дата: 11 сентябрь 2014 16:15

Какие великие цивилизации пали.а все это досталось безродным кочевникам из степей средней азии и алтая.Народы потомки древних благородных предков должны вернуть себе родину и смести поганой метлой кочевников с алтая!




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия