К истории Аршакидов Албании
Переосмысление начала правления парфянской династии Арраншахов в начале 4 века
Храм Святого Елисея в селении Киш, близ Шеки
Редакция ФЛНКА продолжает публиковать статьи, вошедшие в первый том издания "Albania Caucasica", посвященного 2000-летию города Дербента и 80-летию профессора Заза Алексидзе, первооткрывателя албанских палимпсестов, благодаря которому была открыта новая веха в изучении истории, языка и культуры Кавказской Албании.Сегодня вашему вниманию предлагается продолжение статьи Муртузали Гаджиева, рассматривающей актуальные проблемы изучения истории династии Аршакидов Албании. Начало статьи читайте здесь.
Муртузали Серажутдинович Гаджиев - ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, доктор исторических наук.
Приведенная информация не оставляет сомнений в том, что в начале IV в. в Албании начала править династия Аршакидов. Вместе с тем, эти сведения категорически отвергают предлагавшуюся необоснованную версию о маскутском происхождении Аршакидской династии Албании и ее мнимом основателе Санатруке, который абсолютно неверно идентифицировался с царем маскутов Санесаном.
Как давно уже было показано, нахарар Санатрук и царь маскутов Санесан ― это различные исторические личности; события, связанные с именами Санатрука и Санесана, происходили не только в одно и то же время, но и, как явствует из письменных источников, имели между собой, как и сами эти действующие лица, прямую, непосредственную связь [1]. Это, а также определенное созвучие имен породило неверное мнение об идентичности этих политических деятелей.
Восшествие новой династии ― династии Аршакидов ― на престол Албании в рассматриваемый период должно было быть связано с важнейшими политическими событиями на Кавказе в целом и в Албании, в частности.
На мой взгляд, это было так или иначе связано с событиями конца III в., а именно с кардинальным изменением политической ситуации на Кавказе в результате «позорного» для Ирана Нисибинского договора 298 г., заключенного между шаханшахом Нарсе и императором Галерием сроком на 40 лет, по которому Иран понес значительные территориальные потери, отказался от притязаний на закавказские страны, а Армения и Иберия переходили под покровительство Римской империи. В результате Сасаниды почти на 40 лет фактически ушли с кавказской политической арены.
Можно с полным основанием полагать, что именно это и предоставило возможность Риму посадить на трон Албании своего ставленника ― представителя династии Аршакидов и тем самым укрепить свое политическое присутствие не только в Армении и Иберии, но и в Албании.
Далее, в контексте событий 330-х гг., когда окрепший Иран предпринял возвращение на политическую арену Кавказа и вмешательство во внутриполитические дела Армении, обусловленные борьбой двух претендентов за трон после смерти царя Трдата III, мы видим, что царь Албании (Вачаган или Вачэ) занимает, очевидно, проримскую, проармянскую позицию (на что указывают инспирированное Ираном восстание в городе Цри против албанского царя и переход его в подчинение шаханшаха), хотя большая часть албанского нахарарства, согласно сведениям письменных источников, держалась проиранской ориентации и поддержала сасанидского претендента (князя Санатрука Аршакуни) на армянский трон.
Очевидно, в Албании в этот период сложилась внутриполитическая ситуация, подобная Армении, где одна часть аристократических родов придерживалась проиранской позиции, другая ― проримской.
Вместе с тем, по крайней мере со времени правления царя Урнайра мы можем говорить об установившихся тесных династических связях между Аршакидами Албании и Сасанидами Ирана, которые стали традиционными и продолжались вплоть до ликвидации царской власти в Албании в начале VI в.[2]
Вачаган III Благочестивый
Так, царь Урнайр был мужем сестры шаханшаха Шапура II (309–379); царь Асваген ― сыном сестры шаханшаха Шапура III (383–388) ― дочери Шапура II и, вероятно, сыном Урнайра; царь Вачэ II являлся племянником шаханшаха Йездигерда II (439–457), сыном албанского царя (по всей видимости, Асвагена) и сасанидской царевны, дочери Йездигерда II, племянником (или братом) шаханшахов Ормизда (457–459) и Пероза (459–484), был женат на племяннице (или сестре) шаханшаха Пероза; наконец, царь Вачаган III был «из детей царских», сыном (или племянником) Йездигерда II и братом (или племянником) Вачэ II.Наблюдающаяся некоторая «путаница» в степени родства ― брат или племянник ― находит объяснение в форме браков, практиковавшихся среди высшей знати Сасанидского Ирана.
Упомянутый албанский царь Вачэ II, будучи племянником Йездигерда II (т.е. сыном сестры) и шаха Пероза (т.е. сыном его сестры, которая являлась и сестрой Йездигерда II, т.е. Пероз был женат на своей тете ― сестре Йездигерда II), женился на племяннице Пероза, т.е. на своей родной или двоюродной сестре.
Наряду с династическими и имущественными соображениями здесь играли роль и зороастрийские установки. Подобные браки (брата с сестрой, отца с дочерью, матери с сыном и т.д.), являвшиеся крайней формой выражения принципа эндогамии, были обычны в среде высшей знати Ирана и, очевидно, стран Закавказья [3] и расценивались, согласно зороастрийским нормам, как акт высшего благочестия, искупающий смертный грех и ведущий в рай [4].
Каждый следующий после Урнайра правитель Албании фактически являлся ближайшим родственником Сасанидов, будучи сыном иранской принцессы, впоследствии женившимся на своей кузине по материнской (сасанидской) линии.
Это и позволяет именовать правящий дом Кавказской Албании аршакидо-сасанидским. Имеющиеся по брачно-династическим связям Сасанидов Ирана и Аршакидов Албании данные также служат еще одним источником для установления относительных дат правления албанских царей.
Время правления последнего царя Кавказской Албании из династии Аршакидов по перечню Каланкатуаци ― Вачагана III Благочестивого ― традиционно относят к концу V – началу VI в.
Начало его правления около 485 г. обосновывается началом правления в Иране шаханшаха Валарша (484–488 г.), с позволения которого он был возведен на трон, временем заключения Нуарсакского договора (ок.485 г.) и созыва Алуэнского собора (ок. 488 г.).
Время прекращения его царствования и ликвидации Аршакидской династии в Албании приходится на начало VI в. Захарий Ритор, рассказывая об осаде города-крепости Амида сасанидскими войсками, сообщает о том, что после взятия города в январе 503 г. персидское войско начало его грабить, захватывать пленных, а «одну церковь…, переполненную народом, выпросил у царя и спас один христианский царек из земли Аран» (Zachar. Rhetor. 7. 4).
Речь, несомненно, идет о Вачагане III. На это указывает не только наименование Аран, являвшееся одним из названий Албании (ср.-перс. Ārān, груз. Рани, араб. ар-Ран), но и дальнейшая информация Захарии Ритора об этой стране, которая числится в числе христианских стран Кавказа, наряду с Арменией и Гурзаном (Грузией), и в которой «есть царь, подчиненный персидскому царю» (Zachar. Rhetor. 12. 4). Это последняя по времени достоверная информация о последнем царе Албании из династии Аршакидов.
Албанский храм Кюрмюк, Кахский район
Исходя из выше определенной даты утверждения Аршакидов на престоле Албании и списка аршакидских царей Албании Каланкатуаци, а также опираясь и на другие свидетельства письменных источников, в которых отражены событийные даты, связанные с теми или иными царями (как, например, создание при царе Асвагене кавказско-албанской письменности ок. 420 г., восстание царя Вачэ II ок. 457–462 гг., воцарение Вачагана III ок. 485 г.), можно определить примерные годы их правления:1) Вачаган I Храбрый: ок. 300 – ок. 336 г.;
2) Вачэ I: ок. 336 – ок. 350 г.;
3) Урнайр: ок. 350 – ок. 375 г.;
4) Вачаган II: ок. 375–385 г.;
5) Мерхаван: ок. 385–395 г.;
6) Сато: ок. 395–ок. 405 г.;
7) Асай: ок. 405–ок. 415 г.;
8) Асваген: ок. 415–ок. 440 г.;
9) Вачэ II: ок. 440–462 г.;
10) Вачаган III Благочестивый: ок. 485–ок. 510 г..
Список источников:
[1] Арутюнян Б.А. Поход мазкутского царя Санесана на Армению // Вестник общественных наук. Ереван, 1981, № 6. С. 65–77. (на арм.яз.); Гаджиев М.С. Южный Дагестан в III–V вв. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1982. С. 14.
[2] Гаджиев М.С. Гемма-печать царя Албании Асвагена // Вестник древней истории. 2003, № 1. С. 104.
[3] Мовсес Хоренаци (V в.) объяснял приверженность закавказской знати этим бракам «алчностью в отношении наследственных долей в отцовском наследстве» (Хоренаци Мовсес. История Армении. Пер. с древнеарм. яз., введ. и примеч. Г. Саркисяна. Ереван, 1990. (III, 20). См.: Периханян А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. М., 1983. С. 225). Закавказские церкви, придерживаясь церковного права, вели борьбу с зороастрийским правом в семейно-брачной сфере. Это нашло отражение, в частности, в канонах Алуэнского (488 г.) и Партавского (704 г.) соборов (Сукиасян А.Г. Общественно-политический строй и право Армении в эпоху раннего феодализма. Ереван, 1963. С.468; Мамедова Ф.Дж. «История албан» Моисея Каланкатуйского как источник по общественному строю раннесредневековой Албании. Баку, 1977. С. 170; Гаджиев М.С. К изучению права Кавказской Албании // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. XVI/1. Москва―Магнитогорск, 2006. С. 249). Известно, что Албанская церковь во главе с католикосом Микаэлом (705–742) прокляла род албанского князя-ишхана Варазо, женившегося на двоюродной сестре, а иберийского католикоса Талилу, благословившего этот брак, предала анафеме (Мовсэс Каланкатуаци. С. 157. (III,13)).
[4] Периханян А.Г. Общество и право Ирана… С. 65.
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.