Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Лезгин, осмысливший эпоху…

В Москве состоялся вечер памяти великого мыслителя Гасана Алкадарского

Юбилею выдающегося представителя лезгинской общественной мысли, ученого и просветителя Гасана Алкадарского был посвящен литературно-философский вечер «Он был в просветительстве каждому лучшей опорой…», который организовала и провела Федеральная лезгинская национально-культурная автономия в Московском доме национальностей.

Самый большой зал Дом национальностей собрал представителей лезгинской и дагестанской общественности и приглашенных гостей разных национальностей. Всего собралось около 90 человек. Среди почетных гостей присутствовали: директор Института философии Российской академии наук, академик Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов, депутат Государственной Думы Российской Федерации Мамед Магарамович Абасов.

Перед началом вечера гости могли ознакомиться с редкими изданиями, посвященных творчеству Гасана Алкадарского, его трудами, а также небольшой выставкой изделий лезгинских художественных промыслов.

Гусен Шахпазов и Абидат Эюбова

Мероприятие открылось с показа слайд-шоу с видами Алкадара, а затем зажигательную «лезгинку» станцевали юные солисты ансамбля «Самур». Ведущие вечера Абидат Эюбова и Гусен Шахпазов приветствовали собравшихся гостей и передали микрофон для вступительного слова Президенту ФЛНКА Арифу Керимову:

В своей речи руководитель Лезгинской автономии отметил заслуги Гасана Алкадарского перед лезгинским народом и дагестанцами, его вклад в укрепление российско-дагестанских отношений сложно переоценить:

- Его дед – великий Магомед Яраги смог объединить дагестанское общество. Он был духовным наставником всех трех имамов Дагестана и Чечни: Гази-Магомеда, Гамзат-бека и Шамиля.

Ариф Керимов

 Зато внук Магомеда Яраги – Гасан Алкадарский был горячим сторонником интеграции дагестанцев в российское общество. Он глубоко оценивал те возможности, которые получали его земляки, находясь в составе огромной страны, приобщаясь к великой русской культуре.

 Включение Дагестана в состав Российской Империи сопровождалось разными сложностями, что в итоге привело к восстанию 1877 года. В это самое сложное время Гасан Алкадарский совершил гражданский подвиг: он пытался объединить расколотое дагестанское общество, однако пострадал сам. Несмотря на то, что Гасана Алкадарского сослали на несколько лет в Тамбовскую губернию, его прогрессивные взгляды лишь укрепились: он видел судьбу своего народа, связанной только с Россией.

Затем Ариф Керимов пригласил к микрофону депутата Госдумы и вице-президента ФЛНКА Мамеда Абасова. Он в  свою очередь поблагодарил всех собравшихся и отметил, что каждое подобное мероприятие все больше способствует сплочению нашего народа, укреплению его национального духа и самосознания.

Мамед Абасов

После выступления Абасова ведущие провели краткий экскурс в жизнь великого мыслителя, затронув важные вехи жизни и творчества Гасана Алкадарского.

Затем на сцену пригласили внучатого племянника Гасана Алкадарского директора Института философии Российской академии наук, академика Абдусалама Гусейнова, который раскрыл много интересных подробностей из жизни великого дагестанского просветителя.

«Я с детства рос в атмосфере уважения к творчеству Гасана Алкадарского, который был братом моего деда Гусейна.
Алкадарский был офицером царской армии, наибом Южного Табасарана. Он был сослан за отказ участвовать в подавлении восстания.
 Он носил творческий псевдоним «аль-мамнун», что значит «благодарный».

К сожалению, многие его труды не переведены до сих пор, за исключением некоторых, которыми занимался Амри Шихсаидов.
 В целом к его творчеству, как это ни прискорбно, и раньше было слабое внимание. Еще когда я был аспирантом, прибыл на практику в Махачкалу, собрал некоторые его рукописи и занес их в институт истории, языка и литературы дагестанского филиала Академии наук СССР, которым тогда руководил брат Даниялова.  И тогда в этом институте практически ничего не было из творчества Алкадарского.

Абдусалам Гусейнов

С тех рукописей, что я в свое время привез,  и начал собираться материал по творчеству этого мыслителя, чему я, конечно, очень рад.
 Причиной подобного забвения его трудов в первой половине советского периода является то, что творчество Алкадарского было в немилости властей. Быть его  потомком или почитателем выходило боком.

 Но потом с оттепелью ситуация постепенно изменилась. Я думаю, что если бы он в свое время знал, что более чем через 100 лет после его смерти благодарные потомки соберутся в Москве, чтобы вспомнить, оценить его труд, мой предок был бы несказанно рад».

 Гасан Алкадари

Еще одним номером культурной программы вечера стала пьеса-картинка Мурада Кажлаева «Грустное расставание», исполненное на фортепиано Мариной Хасиевой. Чарующие звуки мелодии еще раз заставили собравшихся задуматься о суетности и конечности этой жизни и о том, насколько важно оставить о себе добрую память, посвятив жизнь служению своему народу.

Выступление Завсектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвера Кисриева представляло собой небольшую лекцию, во время которой ученому удалось показать эволюцию вольных обществ Дагестана, в частности, демократические основы их устройства. Он особо выделил вольный дух наших предков, воплощением которого во многом был и Гасан Алкадарский.

 

Энвер Кисриев

«Это был человек, который всю жизнь был верен своим принципам, честен с собой и людьми. Он занимал высокий пост – был наибом Южного Табасарана, офицером. Но когда случился так называемый «малый газават» - антиколониальное восстание 1877 года, он сорвал с себя погоны, не видя возможным мириться с несправедливостью. Алкадарский не мог убивать своих земляков и единоверцев, и за это был сначала арестован, потом сослан в Тамбовскую губернию.

 Бурная, наполненная событиями жизнь и сама эпоха развили в Гасане Алкадарском талант мыслителя, символа огромных перемен, на пороге которых стояло лезгинское и в целом кавказское общество. С высоты своего ума он смог проанализировать социальные процессы своего времени и понять, что будущее наших народов за интеграцией в российско-европейское интеллектуальное пространство. Наука и просвещение – вот что было тем главным, что, по мнению Алкадарского, поведет нас к светлому будущему.

Показательно, что он умер в 1910, в один год со Львом Толстым, писателем и мыслителем всемирного масштаба.
 Очень интересна также эволюция лезгинских мыслителей Мухаммад Ярагский – Гасан Алкадарский - братья Гасановы - Академик Гусейнов. Последнего, нашего современника, можно назвать идеальным примером интеграции лезгин не только в российскую, но и всемирную философскую науку».

Селим Аллахяров

После прекрасного и насыщенного выступления Энвера Кисриева ведущие пригласили на сцену выпускника Училища имени Гнесиных Селима Алахярова. Яркое выступление молодого лезгинского певца, который исполнил проникновенную песню «Диде чан» стало прекрасным дополнением к этому вечеру.

Аликбер Аликберов

Следующий оратор, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов затронул другие аспекты исторической эпохи, в которой жил Гасан Алкадарский и роли его фигуры в процессах, охвативших Восточный Кавказа. Он рассказал о развитии лезгинской исторической традиции, обозначив величие Алкадарского именно как ученого-историка, в том числе автора выдающегося труда «Асари Дагестан».

Говоря о лезгинских историках предыдущих эпох, Аликберов отдельно выделил  Маммуса из Лакза и Юсуфа из Лакза. Таким образом, подчеркнул ученый, историческая традиция у лезгин очень древняя, а в наше время она развилась в творчестве Амри Шихсаидова, потомка Алкадарского.
После выступления одного из крупнейших ученых-востоковедов России, еще одного продолжателя дела героя этого вечера, Лариса Магомедрагимова прочитала стихотворение Гасана Алкадари «Марсия».

Руслан Курбанов

Затем слово было предоставлено Вице-президенту ФЛНКА, журналисту, политологу Руслану Курбанову, который заострил внимание на том, какую трансформацию переживала мусульманская общественность в 19 – начале 20 века.

 «Каждая эпоха рождает своих мыслителей и идеологов: одна эпоха родила Ярагского, другая родила Алкадарского. Не только в масштабах Кавказа, но и всего мира это было трагическое время, связанное с проникновением в земли мусульман немусульманских держав.

 Нужно было осмыслить, понять, как мусульманам жить в немусульманских государствах, и Алкадари одним из первых взялся за эту задачу. Он предложил модель совмещения мусульманской веры и интеграции в немусульманское окружение.

 Эта работа идет и сегодня очень активно идет в западных странах. А в России ее начали именно такие люди, как Алкадарский и другие, например, джадиды (Марджани, Гаспринский и другие).

 Эту работу необходимо продолжать и сейчас, и в каком-то смысле каждый из тех, кто занимается общественной работой в лезгинской среде,  является наследником и продолжателем дела Гасана Алкадарского».

Халидин Эльдаров

Также на юбилейном вечере выступил лезгинский поэт Халидин Эльдаров, прочитавший четверостишие на лезгинском языке:

«Халкьдин милли месэлайрал тIвал ала;
Къагьриманар я лагьайбур, звал алай,
Къе секин я, алаз багьа бармакар.
 А бармакрин къиметдал вуч къал ала?»

С некоторыми замечаниями и уточнениями также выступил общественный активист, преподаватель МФТИ Низами Абдулгамидов. Он подчеркнул роль Алкадарского в контексте приобщения дагестанского общества к светской морали, а также его огромную роль в плане формирования позитивного мнения о России среди горцев.

Особенно он выделил то, как активно ученый ратовал за то, чтобы лезгины получали образование в России, приобщались к европейской цивилизации с ее научно-техническими достижениями.

Напоследок ведущие вечера рассказали собравшимся о том, что совсем недавно в Дагестане побывала съемочная группа , которая снимала фильм из цикла «Мусульмане, которыми гордится Россия».

Ахмад Макаров, руководитель отдела по работе с общественными организациями духовного управления мусульман и автор проекта, снимал фильм про Гасана Алкадари, презентация которого состоится в декабре. К сожалению, он не смог присутствовать на сегодняшнем мероприятии, но просил передать огромную благодарность семье Гусейновых, организовавшей гостям прекрасный прием.
По окончанию официальной части вечера ведущие поблагодарили всех присутствующих за участие в мероприятии и пригласили их на чаепитие. Гости долго не расходились, обсуждая личность Гасана Алкадарского, заветы великого мыслителя и непреходящее значение его наследия, а также предстоящие мероприятия. Вечер показал неподдельный интерес лезгинской общины Москвы к своему историческому прошлому.

Магомед Абдуллаев

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Абдусаламу Гусейнову – 80 лет!

Автор дагестанского Возрождения

Лезги флагман российской философии

23 октября в Москве состоится вечер памяти Гасана Алкадари

Презентация книги «История села Фий» состоится 18 октября в Москве

Комментарии (4)
Комментарий #4, дата: 26 октябрь 2014 17:01

ГАСАН ЭФЕНДИ

Любой, пожелавший на прошлое время взглянуть,
Не правда ль? – как чудо увидит твой путь.
Ты как справедливости сердце в народной груди,
Мирзе Алкадари, достойный Гасан-Эфенди!

Эмин, Казанфар, - вы втроем заключили союз,
Чтоб словом и делом, в содружестве муз,
Народу возможность весны показать впереди,
Мирзе Алкадари, мудрейший Гасан-Эфенди!

 

И в круге народа, где каждый тебе кровный брат,
За дух просвещенья прими наш глубокий рахмат.
И миру известны мы стали: входи! - 
С тебя начиная, блестящий Гасан-Эфенди!


Комментарий #3, дата: 26 октябрь 2014 17:00

ГАСАН ЭФЕНДИ

Любой, пожелавший на прошлое время взглянуть,
Не правда ль? – как чудо увидит твой путь.
Ты как справедливости сердце в народной груди,
Мирзе Алкадари, достойный Гасан-Эфенди!

Эмин, Казанфар, - вы втроем заключили союз,
Чтоб словом и делом, в содружестве муз,
Народу возможность весны показать впереди,
Мирзе Алкадари, мудрейший Гасан-Эфенди!

 

И в круге народа, где каждый тебе кровный брат,
За дух просвещенья прими наш глубокий рахмат.
И миру известны мы стали: входи! - 
С тебя начиная, блестящий Гасан-Эфенди!


Комментарий #2, дата: 26 октябрь 2014 16:58

ГАСАН ЭФЕНДИ

Любой, пожелавший на прошлое время взглянуть,
Не правда ль? – как чудо увидит твой путь.
Ты как справедливости сердце в народной груди,
Мирзе Алкадари, достойный Гасан-Эфенди!

Эмин, Казанфар, - вы втроем заключили союз,
Чтоб словом и делом, в содружестве муз,
Народу возможность весны показать впереди,
Мирзе Алкадари, мудрейший Гасан-Эфенди!

И в круге народа, где каждый тебе кровный брат,
За дух просвещенья прими наш глубокий рахмат.
И миру известны мы стали: входи! - 
С тебя начиная, блестящий Гасан-Эфенди!

 


Комментарий #1, дата: 25 октябрь 2014 22:01

Огромное спасибо ФЛНКА,за то что старается делать все для сохранения культуры, истории народа и памяти выдающихся лезгин.Наконец то и фильм снят об Алкадари.Неплохо было бы фильм снять и про С. Стальском.В этом деле должны активно участвовать наши состоятельные земляки.Например всеми нами уважаемый Сулейман Керимов(конечно он вне всякого сомнения наш гордость),мог бы проявить энтузиазм в таких проектах как  создание фильма про С. Стальском и в других лезгинских проектах с финансами,как это сделал аварский олигарх Зиявудин Магомедов при создании фильма про Расул Гамзатова и кроме того собирается строить куротный комплекс "Матлас" в аварском Хунзахе.Ну сразу видно что человек страдает в хорошем для своего народа симптомом "аваризма".Желаю чтобы и у наших состоятельных и должностных земляков хотя бы чуточку были бы в хорошем смысле этого слова симптомы "Лезгинизма" и что бы не забыли свое происхождение когда находятся на высоких должностях и при деньгах.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия