Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Яран Сувар 2015

Лезгинская община Москвы концертом отметила древний национальный праздник

В субботу, 21 марта, лезгины столицы нашей многонациональной Родины отметили главный национальный праздник нашего народа - Яран Сувар, в рамках празднования которого был организован торжественный концерт.
 
Организаторами мероприятия явилась Региональная национально-культурная автономия "Московские лезгины". Праздничный концерт был проведен, как и в прошлом году, в концертном зале "Королевский" в Останкино.
 
Начало торжественного вечера было запланировано на 18:00, однако из-за задержки артистов ансамбля "Лезгинка", которые в этот день уже приняли участие в общегородском Наврузе, концерт начался на час с четвертью позже.
 
На протяжении всего этого времени многочисленную публику, собравшуюся в фойе концертного зала, развлекали приглашенные из Дагестана ашуг Шемшир и коллектив "Дагъустан".
 
Необходимо отметить, что в этот раз организаторами праздничного вечера не были приглашены артисты, играющие роль кваса и других традиционных персонажей, а активность на танцевальной площадке была заметно ниже, чем в предыдущие годы.
 
В фойе были организована выставка проекта "Кавказские умельцы", руководителями которого являются Герман Мамедяров и Тариэл Саркаров, а также были представлены изделия испикской керамики и блюда лезгинской кухни. 
 
Официальная часть началась со вступительной речи депутата Госдумы, вице-президента ФЛНКА Мамеда Абасова, который поприветствовал всех гостей вечера, поздравил лезгин с национальным праздником и пожелал всем счастья и семейного благополучия.
 
Также приветственное письмо от имени Правительства Москвы зачитал советник Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы Ваграм Карапетян.
 
Ведущими концерта были Заира Гаджиева и молодой поэт Владик Батманов, чей яркий талант ведущего, четкий и поставленный голос, а также высокий уровень знания лезгинского языка стали главным украшением вечера.
 
Молодое дарование из Хуреля читал произведения как лезгинских классиков, так и собственного сочинения, вел активный диалог со зрителями, каждое его появление на сцене было встречено овациями и аплодисментами.
 
Особенно трогательным было стихотворение Владика, посвященное матери:
 
ГЬАЙИФ, ГЬАЙИФ…

Сагъ тежер хер авазва хьи зи чанда,
Кьуьзуь жезвай Диде акваз пашманда,
Ам амукьна кIан я кIвале, ватанда
Гьайиф, гьайиф къе зи Диде кьуьзуь жез
Адан чIулав, назик чIарар рехи жез…

Зи мехъер югъ акурай ваз чан Диде,
Ви тостунин ван гьат хьурай чи хъуьре,
Эхь, амукьда ви акунар чи рикIе
Гьайиф, гьайиф къе зи Диде кьуьзуь жез
Адан чIулав, назик чIарар рехи жез…
 
Диде…Валай мукьва касни заз авач,
Вун хьиз ширин гьич са инсан зав рахач,
Ви хьиз рикIел зун саданни гьич алач
Гьайиф, гьайиф къе зи Диде кьуьзуь жез…
Адан чlулав назик чlарар рехи жез.
 
Аял чIавуз вичин чими къужахда
Чун ксуриз хьанай Диде кIвалахда.
За Дидедал гьамишанда дамахда,
Гьайиф, гьайиф къе зи Диде кьуьзуь жез
Адан чIулав назик чIарар рехи жез.
 
Владиказ кIанда Диде нефес хьиз
Багъда авай билбилдиз хупI гьевес хьиз..
 
Концертная часть вечера началась с выступления детского танцевального ансамбля "Гордость Кавказа", исполнившего "Приветственную лезгинку"; песни "Къурушар" в исполнении Народного артиста Республики Дагестан Тарлана Мамедова и танцевальной композиции, виртуозно исполненной знаменитым дагестанским ансамблем "Лезгинка". 
 
Следует отметить, что состав приглашенных артистов по сравнению с предыдущими годами практически не изменился. В концерте приняли участие ансамбль "Сувар" из Баку, Народная артистка Дагестана Роза Максумова, актер Лезги театра Руслан Пирвердиев, молодой баритон Селим Аллахьяров, артистка Мариинского театра Алия.
 
После длительного отсутствия на московской сцене в праздничном вечере принял участие Ришад Ибрагимов. Также с несколькими песнями на лезгинском выступил известный дагестанский поп-певец камерунского происхождения Пьер Айджо. 
 
Зажигательными танцами порадовал гостей праздника танцевальный коллектив Лейлы Букаровой "Самур". По ходу вечера для детей был организован конкурс на лучший рисунок, посвященный празднику Яран Сувар.
 
Завершился концерт ближе к полуночи. На улице было холодно и снежно, однако запас ярких, приятных эмоций и впечатлений от погружения в теплую атмосферу родного края не дал никому замерзнуть.

Сулейман Джафаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

20 марта в Москве состоится праздничный концерт «Яран Сувар»

Открыта продажа билетов на Праздничный концерт «Яран Сувар – 2014»

Яран Сувар в Королевском зале

Открыта продажа билетов на Праздничный концерт «Яран Сувар – 2013»

ФЛНКА поздравляет всех с праздником Яран Сувар

Комментарии (20)
Комментарий #10, дата: 31 март 2015 00:01

Привожу пример лезгинской поэзии и на его примере показываю, "хорошее" и "плохое". 

В истории было много поэтов, но в народе становятся известными и запоминаются только те поэты, которые своим творчеством выражают чаяния народа, его представления о себе и об окружающем мире. 
Например, в эпоху Эмина у лезгин было не менее 12 поэтов, но народ запомнил только его стихи. Основными темами всех этих поэтов, кроме Эмина, были темы Аллаха, пророка, рая, ада, конца света и другие подобные темы. 
Когда у других в моде было сочинительство на темы Судного дня и загробной жизни, Эмин свои стихи писал о сладости жизни, о внешней и внутренней красоте женщин. 
Познакомимся с одним из таких стихов: 

НАЗАНИ. 

Фимир, назлу, зун къвезава, 
Дердинин дарман Назани. 
Зун дили-дивана жезва, 
Зи дерт чидай чан Назани. 

Къизилгуьлдиз ухшар ава, 
Жасад якъут къашарава, 
Уьмуьр цlувад яшарава, 
Дуьньядлай масан Назани. 

Юкьва гимиш камар ава, 
Ви тарифдин гафар ава, 
Къизил ичер – хурар ава, 
Ви къаст зун кьин ян, Назани? 

Шумуд руьгьди чlугвада агь? 
Яр, ваз жеда закай панагь. 
Заз, Эминаз, кlан я, валлагь, 
Таб ваъ, гьакъ-дуван, Назани. 


Комментарий #9, дата: 30 март 2015 23:59

Цитата: Артур.
«Ура», отныне предлагаю на демер танцевать образовав  "Круг" из юношей и девушек, связанных переплетением их рук на уровне плеч, это же «Танец лезгин». Я не прочь на демер под шумок положить руку какой ни будь девушке на плечо. 

Вы то не прочь, но захотят ли с Вами танцевать - вот в чем вопрос?!

Цитата: Артур.
До сих пор я считал, что это может оскорбить честь девушки, честь её семьи, а тут вот пожалуйста все официально, все законно. И начать наверно надо с тех населенных пунктов где проживают те граждане, которые лояльны к такому положению дел.

Понятия что есть "хорошо" и что есть "плохо" со временем менялись. У наших предков была богатая история, своими корнями уходящая далеко за те времена, когда в аравийской пустыне пробудились полудикие бедуины.


Комментарий #8, дата: 30 март 2015 23:59

надо заниматься настоящими культурными и гуманитарными проектами, а не преподносить всякую чIанду как некие культурные нормы и традиционные обычаи. Нету даже элементарного дресс-кода, хотябы тот же платок. Лезгинки многие вобще забыли наверно что это такое. Хотя это важнейший атрибут, как традиционный так и религиозный. А так все эти сборища больше напоминают светскую (местами гламурную) сходку. И только ансамбль лезгинка как "белые вороны" ну и Тарлан вписываются в изначальную задумку этого праздника.


Комментарий #7, дата: 30 март 2015 00:30

[quote=Куьреви][quote=Kurushvi]Гияр, Артур,
Если Вы не знали о лезгинском хоровом танце, то это не значит, что его нет и не было. О его наличии нам подтверждал один из первых солистов ансамбля Лезгинка 50-летней давности.
Наличие такого кругового танца у лезгин наоборот подтверждение разнообразия нашего танцевального компонента (понятно, что и другие варианты тоже есть!). Этот танец исходит к древности и символизирует танцы вокруг огня. Ничего страшного нет в том, что такие круговые танцы есть у армян, курдов, грузин, греков, ....[/quote]
"Круговые" танцы вокруг огня были характерны всем народам, знавшим истинный солнечный, а не примитивный и ни для чего не пригодный лунный календарь. А знали они солнечный календарь потому, что они занимались земледелием, где без солнечного календаря - никуда. Эти народы в древности поклонялись Солнцу, как источнику жизни. Огонь они считали частицей Солнца и потому танцевали, кружась вокруг огня. Поэтому такие танцы сохранились у древних народов-земледельцев - у армян, у грузин, у курдов, у греков... 
К таким земледельцам относились и наши предки. Поэтому коллективные танцы юношей и девушек вокруг огня во время праздника "Яран сувар" можно было наблюдать в лезгинских горных селениях вплоть до начала 60-х годов 20 века и их набдюдали хорегорафы, создавшие ансамбль "Лезгинку" в конце 50-х годов 20-го века...
"Круг" из юношей и девушек, связанных переплетением их рук на уровне плеч, означал вращающийся солнечный круг - ход времён...
Одним словом, наша история и культура богаче, чем история и культура народов, знавших только лунный календарь и трудно народ заставить свою древную культуру забыть, хотя некоторые и староаются... 

 

«Ура», отныне предлагаю на демер танцевать образовав  "Круг" из юношей и девушек, связанных переплетением их рук на уровне плеч, это же «Танец лезгин». Я не прочь на демер под шумок положить руку какой ни будь девушке на плечо. До сих пор я считал, что это может оскорбить честь девушки, честь её семьи, а тут вот пожалуйста все официально, все законно. И начать наверно надо с тех населенных пунктов где проживают те граждане, которые лояльны к такому положению дел.

 


Комментарий #6, дата: 29 март 2015 14:36

Цитата: Kurushvi
Гияр, Артур,
Если Вы не знали о лезгинском хоровом танце, то это не значит, что его нет и не было. О его наличии нам подтверждал один из первых солистов ансамбля Лезгинка 50-летней давности.
Наличие такого кругового танца у лезгин наоборот подтверждение разнообразия нашего танцевального компонента (понятно, что и другие варианты тоже есть!). Этот танец исходит к древности и символизирует танцы вокруг огня. Ничего страшного нет в том, что такие круговые танцы есть у армян, курдов, грузин, греков, ....

"Круговые" танцы вокруг огня были характерны всем народам, знавшим истинный солнечный, а не примитивный и ни для чего не пригодный лунный календарь. А знали они солнечный календарь потому, что они занимались земледелием, где без солнечного календаря - никуда. Эти народы в древности поклонялись Солнцу, как источнику жизни. Огонь они считали частицей Солнца и потому танцевали, кружась вокруг огня. Поэтому такие танцы сохранились у древних народов-земледельцев - у армян, у грузин, у курдов, у греков... 

К таким земледельцам относились и наши предки. Поэтому коллективные танцы юношей и девушек вокруг огня во время праздника "Яран сувар" можно было наблюдать в лезгинских горных селениях вплоть до начала 60-х годов 20 века и их набдюдали хорегорафы, создавшие ансамбль "Лезгинку" в конце 50-х годов 20-го века...

"Круг" из юношей и девушек, связанных переплетением их рук на уровне плеч, означал вращающийся солнечный круг - ход времён...
Одним словом, наша история и культура богаче, чем история и культура народов, знавших только лунный календарь и трудно народ заставить свою древную культуру забыть, хотя некоторые и староаются... 


Комментарий #5, дата: 28 март 2015 15:18

Гияр, Артур,

Если Вы не знали о лезгинском хоровом танце, то это не значит, что его нет и не было. О его наличии нам подтверждал один из первых солистов ансамбля Лезгинка 50-летней давности.

Наличие такого кругового танца у лезгин наоборот подтверждение разнообразия нашего танцевального компонента (понятно, что и другие варианты тоже есть!). Этот танец исходит к древности и символизирует танцы вокруг огня. Ничего страшного нет в том, что такие круговые танцы есть у армян, курдов, грузин, греков, ....


Комментарий #4, дата: 28 март 2015 13:30

пока вы там в московьях булки трясёте в дагестане убивают истинных сынов вашего народа - опомнитесь


Комментарий #3, дата: 25 март 2015 17:43

[quote=Гияр]Продолжу... Тарлан Мамедов редкий гость в Москве, но он в хорошей форме и зал принимал его крайне тепло. Не могу и в этот раз не отметить СУВАР. Мое отношение к таланту солистов ансамбля безгранично. Эльвина, Джамиля, Джвагьир как всегда на высоте. Артисты  в которых есть порода, которые умеют держаться с достоинством. Особо был рад видеть Решада Ибрагимова. Роза Максумова украшение любого праздника, артистка до мозга костей. Во второй части концерта колоритные танцоры из ансамбля Самур внесли свою существенную долю радости и азарта. Вообще организация такого плана труппы в Москве- большое дело, большое умение. Лейла Букарова из зала нервно пристально следила за каждым движением своих подопечных на сцене. Но опять двадцать пять. Объявили Лезгинский танец. На сцену вышли девушки и молодые люди, которые закинули руки друг други на плечи и понеслась пляска похожая на Курдский или Армянский танец  танец КОЧАРИ. Видео вы можете найти в интернете. У меня вопрос к тем, кто придумывает таковые названия. Где, в каком районе, селе, где живут Лезгиныт так танцуют????
 Лезгинский танец – это «Лезгинка» и точка. Всему остальному нужно объявлять всенародно жесткий бойкот и недовольство, тем более танцам, которые к лезгинам не имеют никакого отношения. Сколько можно  терпеть это невежество. Надеюсь мы постепенно искореним и избавимся от этого пришлого ирано - тюркского элемента. Сагърай лезгияр!

 

<!--EndFragment-->

 


Комментарий #2, дата: 25 март 2015 11:40

Продолжу... Тарлан Мамедов редкий гость в Москве, но он в хорошей форме и зал принимал его крайне тепло. Не могу и в этот раз не отметить СУВАР. Мое отношение к таланту солистов ансамбля безгранично. Эльвина, Джамиля, Джвагьир как всегда на высоте. Артисты  в которых есть порода, которые умеют держаться с достоинством. Особо был рад видеть Решада Ибрагимова. Роза Максумова украшение любого праздника, артистка до мозга костей. Во второй части концерта колоритные танцоры из ансамбля Самур внесли свою существенную долю радости и азарта. Вообще организация такого плана труппы в Москве- большое дело, большое умение. Лейла Букарова из зала нервно пристально следила за каждым движением своих подопечных на сцене. Но опять двадцать пять. Объявили Лезгинский танец. На сцену вышли девушки и молодые люди, которые закинули руки друг други на плечи и понеслась пляска похожая на Курдский или Армянский танец  танец КОЧАРИ. Видео вы можете найти в интернете. У меня вопрос к тем, кто придумывает таковые названия. Где, в каком районе, селе, где живут Лезгиныт так танцуют????

 


Комментарий #1, дата: 25 март 2015 11:03

 

Ну что же, очередной Яран Сувар в Москве. Праздник, которого московские Лезгины ждут целый год, чтобы потом окунуться в незабываемую атмосферу праздника, в атмосферу Лезгинского бытия и истинно Лезгинского понятия "ЖУВАНБУР". Погода пасмурно весенняя придавала особенную красоту праздничному настроению.

Зал Королевский вмещает 750 человек и он был полон. Зал ожидал начала. Но как и водится не обошлось без казусов. Концерт задержали на 1 час. Причины назывались разные, но ложка дегтя уже была в бочке. В фойе развернули то ли выставку, то ли продажу изелий прикладного искусства. некоторые вещи на мой взгляд никакого отношения к лезгинам не имели, например ковры с пространными узорами. Танцы и страсти кипели до начала концерта. Казалось что молодежь пришла именно для этого. Ну вот и долгожданное начало концерта. Есть вещи которые ты уже знаешь заранее.Отношение к  ансамблю Лезгинка из года в год с одним и тем же репертуаром было ровное, и зал инерционно принимал хорошо как само собой полагающее. Если сравнить прошлые организации этого мероприятия, скажу честно, концерт удался. В первую очередь порадовали новые композиции, новые люди и новый подход. Алия,принцесса Лезгинской песни взорвала своими голосовыми связками зал. Очень надеюсь, что застой в ее Лезгинской части творчества закончился.  

 





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия