Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Яран Сувар 2015

Лезгинская община Москвы концертом отметила древний национальный праздник

В субботу, 21 марта, лезгины столицы нашей многонациональной Родины отметили главный национальный праздник нашего народа - Яран Сувар, в рамках празднования которого был организован торжественный концерт.
 
Организаторами мероприятия явилась Региональная национально-культурная автономия "Московские лезгины". Праздничный концерт был проведен, как и в прошлом году, в концертном зале "Королевский" в Останкино.
 
Начало торжественного вечера было запланировано на 18:00, однако из-за задержки артистов ансамбля "Лезгинка", которые в этот день уже приняли участие в общегородском Наврузе, концерт начался на час с четвертью позже.
 
На протяжении всего этого времени многочисленную публику, собравшуюся в фойе концертного зала, развлекали приглашенные из Дагестана ашуг Шемшир и коллектив "Дагъустан".
 
Необходимо отметить, что в этот раз организаторами праздничного вечера не были приглашены артисты, играющие роль кваса и других традиционных персонажей, а активность на танцевальной площадке была заметно ниже, чем в предыдущие годы.
 
В фойе были организована выставка проекта "Кавказские умельцы", руководителями которого являются Герман Мамедяров и Тариэл Саркаров, а также были представлены изделия испикской керамики и блюда лезгинской кухни. 
 
Официальная часть началась со вступительной речи депутата Госдумы, вице-президента ФЛНКА Мамеда Абасова, который поприветствовал всех гостей вечера, поздравил лезгин с национальным праздником и пожелал всем счастья и семейного благополучия.
 
Также приветственное письмо от имени Правительства Москвы зачитал советник Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы Ваграм Карапетян.
 
Ведущими концерта были Заира Гаджиева и молодой поэт Владик Батманов, чей яркий талант ведущего, четкий и поставленный голос, а также высокий уровень знания лезгинского языка стали главным украшением вечера.
 
Молодое дарование из Хуреля читал произведения как лезгинских классиков, так и собственного сочинения, вел активный диалог со зрителями, каждое его появление на сцене было встречено овациями и аплодисментами.
 
Особенно трогательным было стихотворение Владика, посвященное матери:
 
ГЬАЙИФ, ГЬАЙИФ…

Сагъ тежер хер авазва хьи зи чанда,
Кьуьзуь жезвай Диде акваз пашманда,
Ам амукьна кIан я кIвале, ватанда
Гьайиф, гьайиф къе зи Диде кьуьзуь жез
Адан чIулав, назик чIарар рехи жез…

Зи мехъер югъ акурай ваз чан Диде,
Ви тостунин ван гьат хьурай чи хъуьре,
Эхь, амукьда ви акунар чи рикIе
Гьайиф, гьайиф къе зи Диде кьуьзуь жез
Адан чIулав, назик чIарар рехи жез…
 
Диде…Валай мукьва касни заз авач,
Вун хьиз ширин гьич са инсан зав рахач,
Ви хьиз рикIел зун саданни гьич алач
Гьайиф, гьайиф къе зи Диде кьуьзуь жез…
Адан чlулав назик чlарар рехи жез.
 
Аял чIавуз вичин чими къужахда
Чун ксуриз хьанай Диде кIвалахда.
За Дидедал гьамишанда дамахда,
Гьайиф, гьайиф къе зи Диде кьуьзуь жез
Адан чIулав назик чIарар рехи жез.
 
Владиказ кIанда Диде нефес хьиз
Багъда авай билбилдиз хупI гьевес хьиз..
 
Концертная часть вечера началась с выступления детского танцевального ансамбля "Гордость Кавказа", исполнившего "Приветственную лезгинку"; песни "Къурушар" в исполнении Народного артиста Республики Дагестан Тарлана Мамедова и танцевальной композиции, виртуозно исполненной знаменитым дагестанским ансамблем "Лезгинка". 
 
Следует отметить, что состав приглашенных артистов по сравнению с предыдущими годами практически не изменился. В концерте приняли участие ансамбль "Сувар" из Баку, Народная артистка Дагестана Роза Максумова, актер Лезги театра Руслан Пирвердиев, молодой баритон Селим Аллахьяров, артистка Мариинского театра Алия.
 
После длительного отсутствия на московской сцене в праздничном вечере принял участие Ришад Ибрагимов. Также с несколькими песнями на лезгинском выступил известный дагестанский поп-певец камерунского происхождения Пьер Айджо. 
 
Зажигательными танцами порадовал гостей праздника танцевальный коллектив Лейлы Букаровой "Самур". По ходу вечера для детей был организован конкурс на лучший рисунок, посвященный празднику Яран Сувар.
 
Завершился концерт ближе к полуночи. На улице было холодно и снежно, однако запас ярких, приятных эмоций и впечатлений от погружения в теплую атмосферу родного края не дал никому замерзнуть.

Сулейман Джафаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

20 марта в Москве состоится праздничный концерт «Яран Сувар»

Открыта продажа билетов на Праздничный концерт «Яран Сувар – 2014»

Яран Сувар в Королевском зале

Открыта продажа билетов на Праздничный концерт «Яран Сувар – 2013»

ФЛНКА поздравляет всех с праздником Яран Сувар

Комментарии (20)
Комментарий #20, дата: 08 апрель 2015 01:43

Цитата: Mires
Уважаемый Куьреви, хотелось бы, чтобы критика "истинно верующих" праздника "Яран сувар" не сломила Ваше желание разбивать в пух и прах  "правоверные" посты.


Во-первых, Вы преувеличиваете мои способности. Во-вторых, я себе такую задачу "разбивать в пух и прах "правоверные" посты" не ставлю - у нас же свобода совести?! Потом, что же делать с теми мерзкими, кого только страх перед потусторонними силами может остановить от совершения ими мерзостей?! Таким обязательно веру надо внушить...

 

Я всего лишь иногда реагирую на попытки некоторых запретить лезгинам оставаться лезгинами, а не следовать еврейским легендам, запретить лезгинам использовать свои головы по их прямому предназначению, утверждая, что лезгины головой должны только кушать...


Комментарий #19, дата: 08 апрель 2015 01:32

Цитата: Артур
Что касается "отсталых бедуинов", то именно средих этих отсталых племен был рожден Мухаммад(САС), который изменил ход истории не только на Аравийском полуострове, но и во всем мире, последователями которого были такие выдающиеся Лезгины как Хаджи-Давуд, М.Яраги и многие другие.  Это так для заметки.

Да, Мухаммед был рожден в среде самого отсталого народа во всей округе – среди арабов. И сам Мухаммед был неграмотным, чем символизировал отсталость арабов. Как изменение хода истории кем-нибудь может говорить о его высоком культурном уровне? Отсталый в культурном отношении кочевник Чингисхан изменил ход истории. Отсталые варвары завоевали Рим и изменили ход истории. Отсталые кочевники авары, гунны, хазары и прочие многократно изменяли ход истории. Ход истории, как правили, меняют менее развитые, отсталые народы. Так были в солучае арабов, которые и сегодня являются отсталыми.
Лезгин Давуд Мюшкюрский для создание своего государства воевал с мусульманами-захватчиками, следовавшими заветам семьи Мухаммеда – Али, Фатимы, Хасана и Хусейна. В каком смысле Давуд был последователем Мухаммеда, если он воевал с мусульманами-захватчиками?

Что касается Ярагского, то он говорил приезжавшим в Яраг: «…соберите мужчин вашего племени, сообщите им мое учение». Обратите внимание: не учение Аллаха, а ЕГО учение. И на могиле Ярагского написано, что он – «ОБНОВИТЕЛЬ мухаммаданских законов», а не его последователь. Только обновитель мог сказать:  «Вам суждено начать великое дело спасения родины… Первой заповедью веры наших отцов, нашим высшим благом всегда была свобода. Первым вашим пожеланием должна быть свобода, последним – ненависть к неверным». А первой заповедью у последователей Мухаммеда является не СВОБОДА (в исламе нет понятия «свобода», как и понятия «родина», которые были у Ярагского), а является поклонение Аллаху.

Одним словом Вы всех известных исторических личностей записываете в чьи-то последователи, а они на поверку такими не оказываются. Тщательнее Вам надо подбирать аргументы, дружище…

 

«Это так, для заметки»…


Комментарий #18, дата: 07 апрель 2015 23:12

Цитата: Куьреви
 Мы должны вспоминать свои корни, если хотим оставаться лезгинами... 

 

Куьреви, я больше всего боюсь, что Вы потеряете веру в то, что среди современных лезгин не осталось светлых голов. Может показаться, что вы один в "лезгинете" противитесь распространению религиозного мракобесия и сторонников у Вас нет. Но это не так!

Есть среди лезгин люди, которым безраличны семитские идеологические противостояния, которые с улыбкой слушают о небесном жителе, подсчитывающим количество "суваба" и "гьарама" каждого человека. 

 

Я считаю и уверен, что так считают много земляков, лезгинам надо думать над тем, как полететь в космос, как создать новый сплав металла, как усовершенствовать методику выращивания яблоневых культур. Лезгинам не нужно бить свои лбы и протирать коленные части штанов, нам не нужны нелепые сказки про древних евреев.

 

Уважаемый Куьреви, хотелось бы, чтобы критика "истинно верующих" праздника "Яран сувар" не сломила Ваше желание разбивать в пух и прах  "правоверные" посты.


Комментарий #17, дата: 01 апрель 2015 15:01

[quote=Гияр]Удивительно, когда все разговоры сводятся а арабам-будеинам и пустыням Аравии. Разве кто то отрицает богатую культурную составляющую Лезгин?
Да и говорить об "убогости" арабов такая же профанация, как и приписывать Лезгинам чуждые культурные элементы, ссылаясь на взаимодействие греков,армян,курдов и т.д от которого простите ничего не осталось даже если и что то было. Что касается "отсталых бедуинов", то именно средих этих отсталых племен был рожден Мухаммад(САС), который изменил ход истории не только на Аравийском полуострове, но и во всем мире, последователями которого были такие выдающиеся Лезгины как Хаджи-Давуд, М.Яраги и многие другие.  Это так для заметки. Вернемся к конкретному вопросу, к танцу. Думаю в данном случае чья то больная хореографическая фантазия сыграла злую шутку. Это своего рода медвежья услуга, которая плохо отразится в последующем. В Советское время многих выходцев из Южного Дагестана (не только лезгин) для развития и получения музыкального образования отправляли в Баку. Богатые вокальные, инструментальные составляющие культуры тюрков были своего рода инструментом культурной экспансии горских автохтонных народов. К счастью вовремя остановились. Даже банальные попытки внедрения МУГАМА в песенную составляющую культуры Лезгин и других народов Южного Дагестана потерпели фиаско. Ведь максимальное стирание границ между культурами гарантирует и языковую ассимиляцию, а дальше и генетическую. Танец Кочари, который армяне приписываю себе так же как и турки и курды к Лезгинам  не имеет отношения вообще. Глупо это отрицать и никчемные доводы о том что в горах до недавнего времени так тацевали не стоят и ломанного гроша.

 

Однако, к сожалению, в песенно – танцевальной культуре лезгин (мы сейчас говорим только о лезгинах) до сих пор продолжают преобладать тюрко – азерские элементы, к тому же прочно свою нишу заняли и персо – индийские элементы, что плачевно сказывается на идентификации и самооценки Лезгин как народа. Считаю, что всем необходимо проявлять настойчивость и упрямство, в минимизировании вышеуказанных элементов, а со временем полное их искоренение.


Комментарий #16, дата: 01 апрель 2015 13:09

Цитата: Гияр
Удивительно, когда все разговоры сводятся а арабам-будеинам и пустыням Аравии. Разве кто то отрицает богатую культурную составляющую Лезгин?
Да и говорить об "убогости" арабов такая же профанация, как и приписывать Лезгинам чуждые культурные элементы, ссылаясь на взаимодействие греков,армян,курдов и т.д от которого простите ничего не осталось даже если и что то было. Что касается "отсталых бедуинов", то именно средих этих отсталых племен был рожден Мухаммад(САС), который изменил ход истории не только на Аравийском полуострове, но и во всем мире, последователями которого были такие выдающиеся Лезгины как Хаджи-Давуд, М.Яраги и многие другие.  Это так для заметки. Вернемся к конкретному вопросу, к танцу. Думаю в данном случае чья то больная хореографическая фантазия сыграла злую шутку. Это своего рода медвежья услуга, которая плохо отразится в последующем. В Советское время многих выходцев из Южного Дагестана (не только лезгин) для развития и получения музыкального образования отправляли в Баку. Богатые вокальные, инструментальные составляющие культуры тюрков были своего рода инструментом культурной экспансии горских автохтонных народов. К счастью вовремя остановились. Даже банальные попытки внедрения МУГАМА в песенную составляющую культуры Лезгин и других народов Южного Дагестана потерпели фиаско. Ведь максимальное стирание границ между культурами гарантирует и языковую ассимиляцию, а дальше и генетическую. Танец Кочари, который армяне приписываю себе так же как и турки и курды к Лезгинам  не имеет отношения вообще. Глупо это отрицать и никчемные доводы о том что в горах до недавнего времени так тацевали не стоят и ломанного гроша.

 

Красавчик !!! 

 

 


Комментарий #15, дата: 01 апрель 2015 11:00

Удивительно, когда все разговоры сводятся а арабам-будеинам и пустыням Аравии. Разве кто то отрицает богатую культурную составляющую Лезгин?

Да и говорить об "убогости" арабов такая же профанация, как и приписывать Лезгинам чуждые культурные элементы, ссылаясь на взаимодействие греков,армян,курдов и т.д от которого простите ничего не осталось даже если и что то было. Что касается "отсталых бедуинов", то именно средих этих отсталых племен был рожден Мухаммад(САС), который изменил ход истории не только на Аравийском полуострове, но и во всем мире, последователями которого были такие выдающиеся Лезгины как Хаджи-Давуд, М.Яраги и многие другие.  Это так для заметки. Вернемся к конкретному вопросу, к танцу. Думаю в данном случае чья то больная хореографическая фантазия сыграла злую шутку. Это своего рода медвежья услуга, которая плохо отразится в последующем. В Советское время многих выходцев из Южного Дагестана (не только лезгин) для развития и получения музыкального образования отправляли в Баку. Богатые вокальные, инструментальные составляющие культуры тюрков были своего рода инструментом культурной экспансии горских автохтонных народов. К счастью вовремя остановились. Даже банальные попытки внедрения МУГАМА в песенную составляющую культуры Лезгин и других народов Южного Дагестана потерпели фиаско. Ведь максимальное стирание границ между культурами гарантирует и языковую ассимиляцию, а дальше и генетическую. Танец Кочари, который армяне приписываю себе так же как и турки и курды к Лезгинам  не имеет отношения вообще. Глупо это отрицать и никчемные доводы о том что в горах до недавнего времени так тацевали не стоят и ломанного гроша.


Комментарий #14, дата: 01 апрель 2015 00:35

"У наших предков была богатая история, своими корнями уходящая далеко за те времена, когда в аравийской пустыне пробудились полудикие бедуины".

Наш народ ещё до пробуждения отсталых бедуинов на Аравийском полуострове и возникновения у них государства имел историю государственности не менее тысячи лет и в это время наш народ жил во взаимодействии с предками современных армян, грузин и греков. В культуре этих народов, в части позже не испорченной наслоениями влияния христианства, много общего с культурой наших предков. Это описывает Страбон в своих сочинениях. Как не крути, мы корнями ближе к ним, а не к арабам, имеющим самую бедную в Азии культуру.

И, как учил Мухаммед, мы не должны уподобляться другим народам, в том числе арабам, чтобы превращаться в арабов. С арабами у нас практически нет ничего общего в культуре.
Мы должны вспоминать свои корни, если хотим оставаться лезгинами...


Комментарий #13, дата: 31 март 2015 12:28

Надо же. Вопрос был о танце, который к лезгинам на самом деле не имеет никакого отношения, а повернули то вот как. Оказывается "дикость бедуинов" можно привести как доказательсвто существования хоровых танцевальных обрядов у лезгин, а стихи Етима Эмина, как разоблачение "лицемерия" основных религиозных догм. В скором времени и переводы Омар Хайяма на лезгинский язык преподнесут как основу поэзии лезгин. Стоит только промолчать. Все прокатит.   


Комментарий #12, дата: 31 март 2015 00:46

[quote=Куьреви][quote=Артур.]«Ура», отныне предлагаю на демер танцевать образовав  "Круг" из юношей и девушек, связанных переплетением их рук на уровне плеч, это же «Танец лезгин». Я не прочь на демер под шумок положить руку какой ни будь девушке на плечо. [/quote]
Вы то не прочь, но захотят ли с Вами танцевать - вот в чем вопрос?!
[quote=Артур.]До сих пор я считал, что это может оскорбить честь девушки, честь её семьи, а тут вот пожалуйста все официально, все законно. И начать наверно надо с тех населенных пунктов где проживают те граждане, которые лояльны к такому положению дел.[/quote]
Понятия что есть "хорошо" и что есть "плохо" со временем менялись. У наших предков была богатая история, своими корнями уходящая далеко за те времена, когда в аравийской пустыне пробудились полудикие бедуины.

Захотят, почему бы нет, или Вы считаете у таких девушек, которые позволят посторонним класть руку на плечо кто – то будет спрашивать танцевать или нет? А вообще- то уважаемый Куьреви предлагаю вести конструктивный и объективный разговор (переписку), находить таким образом, из ситуации и нынешних положений дел лезгинского общества, выход. Вместо этого Вы пытаетесь провоцировать меня. Уверен, что Вы не позволили бы танцевать в такой танец вашей жене, сестре или дочери. Подумайте и делайте выводы, если нет то давайте продолжать убеждать друг друга. Хотите можем прибегнуть к общественному мнению, но я уверен, что в итоге Вы останетесь в проигрыше.

 

 

 

 


Комментарий #11, дата: 31 март 2015 00:02

Так как многие на форуме хорошо не знают родной язык, я здесь даю дословный перевод на русский язык вышеприведённого стихотворения: 

Не уходи, красавица, я /уже/ иду, - 
Для печали лекарство Назани. 
Я сумасшедшим становлюсь, 
Моё горе знающая душа Назани. 

На розу похожа, 
Тело – яхонтовое украшение, 
Жизнь – на стадии пятнадцати лет, 
Больше Вселенной дорогая /мне/ Назани. 

На талии серебряный пояс есть, 
О тебе хвалебные слова есть, 
Золотые яблоки – груди есть, 
Твоя цель – меня умертвить, Назани? 

Сколько душ стонут /по тебе/? 
Любимая, я буду тебе опорой. 
Я, Эмин, люблю, клянусь богом, 
Не ложь, а правду, Назани. 

Казалось бы, рядовое стихотворение о любимой. Многие поэты публично писали только об одних женщинах: о гуриях в раю, ради которых люди должны были вести аскетический образ жизни на этом свете. Эмин, как вызов этой лицемерной эстетике, в своей поэзии земную женщину поставил на особое место: для Эмина любимая, земная женщина по определению имеет особый статус – к ней надо относиться как к божеству, ей надо поклоняться и ею надо восхищаться. Эмин публично наслаждается «золотыми яблоками» на груди любимой. Описание Эмином «прелестей» своей возлюбленной, как бы оно не выглядело натуралистичным, не является пошлым. Оно выглядит естественным, непосредственным и его искренность заставляет читателя думать, что это он, читатель, и есть тот самый влюблённый, кто восхищается женщиной. 
Если наш народ запомнил этот стих Эмина, а не стихи других поэтов того времени, кто воспевал гурий в раю, значит, Эмин выразил глубинное отношение лезгин к женщинам. Значит, согласно культуре наших отцов, нужно восхищаться земными женщинами, а не райскими гуриями. Спасибо Эмину, что он это высказал открыто и так красиво, что не оставил никаких шансов быть услышанными народом ханжеским призывам лицемеров.
p.s. 
Это - разговор о поэзии, если кто не понял.





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия