Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Легендарный Хаджи-Давуд вновь ожил

Найден проект памятника великому полководцу

Уникальный проект, изображающий Хаджи-Давуда Мюшкюрского, сохранившийся до настоящего времени был изготовлен известным скульптором Гейбатом Гейбатовым, еще в начале 90х годов, когда на Кавказе шли процессы возрождения национальной идентичности горских народов.

В те годы, крупный лезгинский исторический и государственный деятель в истории Южного Кавказа, организатор и руководитель антииранского восстания, правитель Ширвана – шейх Хаджи-Давуд стал олицетворением начала многих далеко идущих планов патриотического движения лезгинского народа. Именем Хаджи-Давуда назывались организации, движения, различные фонды и т.д., но история показало, что никому из них не удалось назвать даже одну улицу именем великого полководца у себя на родине в Южном Дагестане.

Человек, который сумел объединить разрозненные, неорганизованные восстания горцев северо-восточного Кавказа Хаджи-Давуд Мюшкюрский, превратив их в организованную, целенаправленную борьбу против уничтожения влияния Ирана на территории южных народов, сегодня, по сути, оказался брошенным, а его идеи не востребованы самими же лезгинами как бы скорбно это не звучало. Этот факт приходится отмечать с огромным сожалением. Идеям человека-реформатора, который создал лезгинскую государственность, боеспособную регулярную армию, сегодня не нашлось применения, нет даже патриотического клуба, чтобы назвать в его честь.

 

Шейх Хаджи-Давуд Мюшкюрский

Хаджи-Давуд Мюшкюрский, Хаджи бек, шейх Дауд, или хан лезгинский как называли его разные народы, был уроженцем Мюшкюрского магала, главой местного суннитского духовенства и происходил из зажиточной крестьянской семьи. В истории Хаджи-Давуд упоминается как духовный учитель Лезгистана. Лидер суннитского джамаата Хаджи-Давуд был глубоко верующим человеком, его уважали за справедливость и порядочность. После посещения мусульманских святынь в Мекке, он получил титул «хаджи», и с тех пор стал известен в истории лезгинского и других народов Дагестана под именем Хаджи-Давуд.

Он явился главным организатором и руководителем повстанческого движения. С именем Хаджи-Давуда связана практически вся история народно-освободительной борьбы на Восточном Кавказе в первой трети XVIII века. Великолепный оратор, богослов, шейх Хаджи-Давуд соединял в себе редкие дарования полководца, политика и управленца. Эти качества позволяли ему долгое время вести освободительную борьбу своего народа, когда могущественные державы, во чтобы то, ни стало, хотели подавить возглавляемое им движение, подчинить его своим интересам.

Шейх Хаджи-Давуд в своей борьбе, ставил главной целью полное освобождение от иноземного владычества и воссоздание на территории Ширвана самостоятельного суннитского государства. В этом шейх видел свою миссию, и в реализации поставленных им на этом пути задач Хаджи-Давуд проявлял незаурядные способности и таланты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фетва шейха Хаджи-Давуда

 

 Русско-турецкие отношения обострились после занятия русскими Баку. Противостояние двух держав закончилось 12 июня 1724 года подписанием в Стамбуле мирного договора, по которому Османская империя признавала за Россией прикаспийские провинции, как добровольно уступленные Ираном территории, а Россия признала за Турцией Закавказье.

В Стамбульском договоре особое место занимал вопрос о Ширване, государство-ханстве ширванских лезгин во главе с Хаджи-Давудом. В силу исключительной важности этот вопрос начинался с первой статье Стамбульского договора. Согласно документу, был определен политический статус государства Хаджи-Давуда и определено его место пребывания - город Шемахи.

Из Стамбульского договора видно, что Россия и Турция официально признали созданное Хаджи-Давудом на освобожденных от персидских захватчиков землях суннитское лезгинское государство, с предоставлением ему внутренней автономии в виде отдельного ханства, которое становилось буферным государством между Россией и Турцией.

Сам Хаджи-Давуд Мюшкюрский никогда не признавал условий договора и всегда выступал против него, намереваясь создать независимое государство на всей территории Ширвана от Баку до Куры, и от Дербента до Куры. Понимая, что ему уготована роль послушника османского султана, он открыто заявил о своем несогласии с новыми границами, установленными этим договором, и всячески препятствовал их разграничении.

Пересмотр границ между Россией и Турцией затянулся на годы. Хаджи-Давуд, кроме Шабрана и Мюшкюра намеревался вернуть себе все ширванские земли, захваченные Россией, включая Дербент и Баку, и не намеревался находиться в зависимости от Турции и России. Этим землям и было суждено по замыслу шейха стать сильным суннитским государством на Юге. И государство, воссозданное Хаджи-Давудом, было важным этапом в политической истории народов Кавказа.

Хаджи-Давуд Мюшкюрский, человек начавший борьбу за освобождение лезгинских земель от вражеского ига, человек, определивший самые яркие периоды в истории лезгинского народа и воссоздании лезгинской государственности.

Хаджи-Давуд будучи самой влиятельной духовной и политической фигурой в Лезгистане распространял духовное учение, сущность которого сводилась к государственной практике норм Ислама. Хаджи-Давуд призывал народ к духовному очищению и проводил самостоятельную политику, свою независимую военную и политическую доктрину.

Шейх Хаджи-Давуд великая личность в истории Дагестана и Ширвана, роль которого еще исчерпывающе не определена и мало изучена историками. В нашей истории этот человек оставил огромный след как выдающийся политический деятель, полководец и воин. Шейх Хаджи-Давуд был очень авторитетным религиозным деятелем. Имам - духовный наставник, знаток мусульманского права, ярый сторонник Единобожия который вел целое поколение верующих людей по пути Корана и достоверной Сунны.

Хаджи-Давуд всегда был и остается верным сыном лезгинского народа, шейх – верой которого должен гордиться каждый верующий мусульманин, воин и реформатор, стоявший у истоков воссоздания лезгинской государственности.

Идеология движение Хаджи-Давуда, его политические реформы, приобретают сегодня актуальность в свете справедливых требований лезгинской общественности связанные с проблемами и разделенностью нашего народа.

  Сын Г.Гейбатова и представитель ФЛНКА Р.Гереев в мастерской скульптора

Руслан Гереев, руководитель представительства ФЛНКА в Дагестане

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Олицетворение единства народа

Хаджи-Давуд в стенах ДГУ

Выпуск №2 - Дербент

Видеопроект МД ФЛНКА "Страницы лезгинской истории". Выпуск №1 - Хаджи-Давуд

Восстанию Хаджи-Давуда 300 лет. Уроки мужества и духовности для молодежи

Комментарии (30)
Комментарий #10, дата: 07 июль 2013 10:34

Ша чна Хаджи Давудан фонд ахъайин!
Ша чна "кепекар" кIватIин, ша чна Хаджи Давудаз пуд памятник эцегин - сад Муьшкуьрда, сад Гъепцегьан пелел, сад Дербентда - Хаджи Давудан мегьледа (ул. Советское)!!!
Вуч лугьуда итимри??


Комментарий #9, дата: 07 июль 2013 10:20

"У табасаранцев своя история, она особенная. Она полна великих событий, подвигов и героизма... Табасаранцы не имеют ничего общего с лезгинами, которые прятались в скалах когда табасаранцы защищали равнину. Это было глупой ошибкой филологов и лингвистов относить табасаранский язык к лезгинской группе языков. Надо написать в академию РАН и исправить эту ошибку..."

Не приходилось выслушивать такие высказывания "братьев"-табасаранцев?

...Да, огромно влияние персов и турков на Табасаран:

"Вследствие близкого соседства и постоянных сношений с тюркскими племенами, занявшими прибрежную полосу Каспийского моря, табасаранцы усвоили себе их тюркское наречие и забывают понемногу свой родной язык." - Брокгауз и Ефрон.

Язык испорчен. Сегодня ряд табасаранских сел не говорят по табасарански и говорят на тюркском. Менталитет протюркский, а у немалых даже просто тюркский. Поэтому должно быть неудивительным столь неприязненное отношение табасаранцев к лезгинам. Тюркская чума свое дело делает...

...Но не всё потеряно! Основная часть табасаранцев еще в своем уме. Просто нужно с ними работать и не давать работать над ними тюркам. А так же табасаранским горе-историкам, лже-просветителям и всяко разным выродкам...


Комментарий #8, дата: 06 июль 2013 22:09

Приведите хотя бы один пример, а живут они в трудно доступных местах и по ныне...


Комментарий #7, дата: 06 июль 2013 18:47

Какая разница, табасаранцы всегда боялись войн, и лизали кому только могли, и сейчас тоже самое делают...


Комментарий #6, дата: 06 июль 2013 17:21

Как брат не может отделиться от брата (если они конечно братья), так и лезгин не можется отделиться от табасаранца и других лезгиноязычных народов. Если у табасаранца иное  мнение, то пусть  он этого не скрывает и говорит в открытую а остальные пусть читают все  что здесь мы пишем и делают сами выводы… А  выражения «дудки» или ещё что - то  оставьте  для подзаборного «базара". Вроде было сказано о том что не стоит употреблять оскорбительные нотки в соих высказываниях... или здесь попахивает провакатором?


Комментарий #5, дата: 06 июль 2013 17:00

Табасаренец  тогда был ни то что  прав, табасаранец  тогда считал что его хата с краю когда другие были в водовороте событий и пытались бороться за свою свободу, за самоопределение народов. Уважаемый  патриот (Рашид)  табасаранского народа настоятельно рекомендую оставить эту тему. Данная тема сложная и противоречивая и просьба сосредоточиться на более современных проблемах наших народов, если ты желаешь добра нашим, а в первую очередь своему народу.


Комментарий #4, дата: 06 июль 2013 14:15

На тот момент это было правильное решение и Хаджи-Давуд успокоил военным путем Табасаранского наместника, который лизал всегда задницу иранцам и вообще персам


Комментарий #3, дата: 06 июль 2013 12:57

Мы не предлагаем,  чтобы Хаджи Давуд был табасаранским героем. При Шамиле у табасаранцев тоже были проблемы, короче «лес рубят – щепки летят». Вот именно такие высказывания разделяют наш большой лезгиноязычный народ,  как это произошло при данияловщине. Нам нужно объединятся,  в один народ,  где имеют равные права как лезгины, агульцы, табасаранцы, рутульцы, цахурцы и др. братские лезгиноязычные народы, а  то получается как собака на сене ни себе ни людям. Сами по отдельности не можем развивать ни культуру, ни спорт, ни образование, и вместе не хотим объединиться под одним знаменем для разрешения проблем стоящих перед нашими народами. Другие народы из говна достают своих «героев» и пытаются сделать конфетку из этого, а мы стараемся очернить реальных исторических персонажей – героев нашего народа…

 

Прошу впредь высказываться более аккуратнее в отношении кого – либо и не забывать про чувства и достоинство народа, который может и не правильно понять некоторые высказывания.


Комментарий #2, дата: 05 июль 2013 17:08
Вот есть ул. Советская -будет Давуда

Комментарий #1, дата: 05 июль 2013 09:25

Почему до сих не названа ни одна улица в Дагестане именем Хаджи-Давуда? Где все эти движения, фонды, флнка, общественники, где был "ярик" до сих пор - спешил называть именами цапашей. а не своих героев...





Назад 1 2 3 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия