Академик Гусейнов: «Мне непонятна природа заявления депутата Сафаралиева…»
После организованной силами Федеральной лезгинской национально-культурной автономии и Аварской национально-культурной автономии конференции по проблемам двух разделенных народов, в СМИ появилось довольно много откликов на нее. Большую ценность для организаторов конференции представляет мнение нашего земляка, одного из ведущих философов мира, директора Института философии РАН, академика Абдусалама Гусейнова.
Услышать его позицию тем более важно, что в дагестанской прессе недавно появилось интервью другого нашего земляка, депутата Государственной Думы РФ Гаджимета Сафралиева, который озвучил в СМИ откровенно сомнительные сведения относительно позиции академика Гусейнова.
Уважаемый Абдусалам Абдулкеримович, как Вы оцениваете итоги последней лезгино-аварской конференции?
Я оцениваю эту конференцию очень высоко, считаю, что она обозначает новый этап в лезгинском национальном движении. Хочу отметить несколько моментов. Первое. Важен сам факт того, что это была лезгино-аварская конференция, что лезгины и аварцы осознают общность их судеб именно в качестве разделенных народов и необходимость совместных усилий, совместной борьбы против исторически сложившихся деформаций в их развитии.
Тем самым проблема разделенных народов, как лезгинского, так и аварского, выводится из узкоэтнической сферы и включается в контекст борьбы за историческую справедливость и гражданские права.
Второе. На конференции было ясно зафиксировано, что проблема разделенности лезгин и аварцев сегодня стоит принципиально иначе и намного острее, чем в советские годы. Тогда линия разделения совпадала с административной границей, теперь – административная граница стала государственной.
Сегодня лезгины, как и аварцы, не просто разделены, но и живут в разных государствах, тем самым вопросы культурного развития народа в целом оказываются прямо связанными с межгосударственными отношениями. Насколько это так, подтверждают проблемы и недовольства, возникшие в лезгинской среде в связи с заключением договора между Россией и Азербайджаном.
Третье. Из новой ситуации вытекает, что лезгины и аварцы свои требования, связанные с потребностями этно-национального и культурного развития своих братьев в Азербайджане, должны адресовать, прежде всего, своему правительству, чтобы оно включило их в повестку межгосударственных отношений, а также сотрудничать с международными гуманитарными организациями, защищающими права малых, непредставленных народов.
Четвертое. Была выработана, на мой взгляд, совершенно правильная формула, согласно которой мы вправе ожидать, а наши государственные органы вправе требовать, чтобы лезгины и аварцы в Азербайджане имели такие же возможности национально-культурного развития, какие азербайджанцы имеют в Дагестане.
После этой конференции многие эксперты заговорили о том, что лезгины и аварцы смогли объединить свои усилия для решения общей проблемы. Как Вы оцениваете перспективы и задачи такого союза?
Я думаю, что совместные усилия аварцев и лезгин будут плодотворными для той проблемы, ради которой эти усилия предпринимаются. Кроме того, они важны, конечно, как факт межнационального сотрудничества в рамках народных инициатив и гражданского общества, и, думаю, окажут нравственно оздоровляющее влияние на общественное сознание в Дагестане.
Вообще-то говоря, было бы хорошо, чтобы наряду с лезгинами и аварцами в обсуждении и решении проблем разделенных народов участвовали бы также и наши азербайджанские братья, их гуманитарные и гражданские объединения.
По итогам конференции в прессе появилось много бесед, интервью участников конференции о высоком уровне мероприятия, проведенного ФЛНКА.
Депутат Государственной Думы Гаджимет Сафаралиев в интервью дагестанскому еженедельнику «Свободная Республика» выразил свое отношение к ней следующим образом: «Директор Института философии РАН, академик Абдусалам Гусейнов делился своим мнением об аваро-лезгинской конференции, высказывал свое сожаление уровнем проведения этого мероприятия. Конференцию, думается, нужно было проводить так, чтобы ее резонанс был конструктивно направлен на дальнейшее продвижение вопроса. Но то, как она была проведена, говорит об уровне организаторов».
Как Вы можете прокомментировать эти слова депутата?
Это какое-то недоразумение, природа которого мне совершенно непонятна. С уважаемым депутатом Гаджиметом Сафаралиевым я не говорил об этой конференции, да и не мог говорить, так как после конференции не видел его и не разговаривал по телефону, не обменивался письмами, вообще не имел контактов; кроме того, я нигде ни публично, ни даже, насколько помню, в частной беседе не высказывался об этом.
Так что, здесь какое недоразумение. Мнение же о самой конференции, как я уже сказал выше, у меня, несомненно, положительное. Что касается уровня организации конференции, то при плохом уровне она не могла бы быть такой результативной. Вообще, идею этой конференции, ее организацию я считаю большой заслугой ФЛНКА, его руководителя.
Ваши пожелания лезгинской и аварской автономиям в продолжении начатого сотрудничества?
Не останавливаться на начатом, двигаться дальше в рамках совместно выработанных предложений, а также, как я уже выше сказал, стараться привлечь к этому сотрудничеству азербайджанских коллег.
Президент Федеральной азербайджанской национально-культурной автономии «Азеррос» С.Садыков в своем выступлении на международной конференции особо отметил тот факт, что министр обороны Азербайджана и мэр города Сумгаита являются лезгинами.
Насколько справедливым является такое дополнение с его стороны? Разве это каким-то образом влияет на проблему сохранения лезгинской культуры и языка?
Это очень важный вопрос. Действительно, много лезгин занимают видные позиции в государственных органах, в науке, образовании и т.д. Само по себе это очень важно. Однако, нельзя путать судьбу и положение отдельных индивидов и возможности национально-культурного развития народа.
Например, сейчас очень много людей с Кавказа занимают высокие посты в Москве, пользуются уважением, и на индивидуальном уровне не приходится говорить о каком-то ущемлении выходцев с Кавказа. Но, тем не менее, проблема так называемых лиц кавказской национальности и негативные настроения московской публики по отношению к ним существуют.
И таких примеров много. Сошлюсь еще на один. В советские годы евреи как индивиды были неплохо устроены, даже, как подсчитали люди, которые за этим бдительно следят, в пропорциональном отношении они выглядели даже более предпочтительно. Но это ведь ничуть не мешало тому, что в обществе были антисемитские настроения и установки.
Еще один пример. В Иране очень много азербайджанцев входит в элиту общества, в ее высшие слои, но, тем не менее, там нет газет, школ и т.д. на азербайджанском языке. Так что коллеге Союну Садыкову можно сказать: очень хорошо, что лезгины занимают высокие позиции в азербайджанском обществе, что они – хорошие граждане Азербайджана; это значит, что они имеют возможность реализовать общеазербайджанскую идентичность, надо, чтобы у них была также возможность во всей полноте культивировать еще и свою лезгинскую идентичность, чтобы лезгины как народ имели гарантированные государством возможности для развития своего языка, обычаев, культуры в целом. Словом, положение этноса, народа в обществе и государстве и положение отдельных индивидов, принадлежащих к этому этносу, народу – это не одно и то же.
Беседовала Альбина Курбанова
Информационно-аналитический центр ФЛНКА