Как закалялись ингуши
Опыт становления протестного движения в Ингушетии
Идрис Абадиев
Ингушское общественное движение, последовательно выступающее с острой критикой коррумпированного сообщества республиканских чиновников, стало уже в какой-то степени примером гражданского мужества и сплоченности для остальных кавказских народов.
За свою борьбу против принявших масштабные размахи похищений людей, бессудных казней молодых парней, пыток, коррупции ингушское движение заплатило достаточно дорогую цену. Лидеров этого движения – Магомеда Евлоева, Макшарипа Аушева и других ярких личностей убили.
Многих молодых парней и оппозиционных активистов бросили в тюрьмы, сломали судьбы. Но ингушская оппозиция не отступала – они раз за разом выходили на митинги, собирали сотни тысяч подписей, заносили их в Администрацию Президента России, объявляли массовые голодовки и т.д.
В итоге, ингуши – одними из первых на Кавказе добились того, что на их проблемы обратила внимание Москва. В итоге Мурат Зязиков, глава Ингушетии, против которого консолидировано выступала вся ингушская общественность, был отправлен в отставку, а на его место назначен Юнус-Бек Евкуров.
Об опыте становления ингушского общественного движения, о его борьбе за свои права, свободы, за закон и справедливость, о понесенных им жертвах, о заплаченной им цене, мы сегодня беседуем с руководителем общественной организации «Мехк Кхел» Идрисом Абадиевым.
Бывший президент Ингушетии Мурат Зязиков
В какой мере можно говорить о существовании единого общественного движения, или общественного фронта ингушского народа? Или это конгломерат разных по сути и характеру общественных организаций?
Оппозиционное движение Ингушетии представлено разными организациями, основная движущая сила – это «Мехк Кхел» - Народный совет ингушского народа. Ну а так, в целом движение представлено разными общественными некоммерческими организациями представителей совершенно разных тейпов.
Какой фактор, или какие конкретно проблемы способствовали возникновению широкого протестного ингушского движения, выступающего с критикой политики республиканских властей?
К сожалению, у нас много проблем. Подавляющее их большинство накопилось за последние десять лет. Это, во-первых, бессудные казни, похищения людей среди бела дня. Всё это остается безнаказанным.
Во-вторых, хищения на всех уровнях власти республики. От выделяемых из Москвы денег даже пятая часть не доходит до населения. Ужасающих масштабов достигла коррупция. За соответствующую сумму денег можно купить любую должность.
При таких масштабах коррупции неминуемо происходит деградация народа. Из-за коррупции в республике даже доходит до того, что брат брата не уважает, родственники не уважают друг друга.
Потому что ради окупаемости, восстановления своих денег, потраченных на покупку должности, ставятся под удар родственные связи.
За последние два года, сколько действует наша организация, мы проводили акции протеста даже в Москве, одиночные пикеты, конференции, голодовки.
Сейчас мы хотели провести крупномасштабный митинг, но позже отказались от этой инициативы, поскольку в последнее время был принят закон о порядке выбора глав субъектов Федерации.
Мы связывали свой отказ от митинга с надеждой, что мы изберем, наконец, лидера, болеющего за народ, озабоченного экономическими проблемами Ингушетии. Этим самым мы хотели исправить все вопросы, которые накопились у нас. Надеясь на это, мы успокоились.
Ингушские старейшины
А в итоге вышло так, что именно в Ингушетии первыми решили отменить выборы главы республики. В Дагестане произошло то же самое, но там все понятно, это самый многонациональный субъект России. Это уникальная республика, в которой живут 39 национальностей. С этой спецификой сопряжено много обстоятельств этнополитического характера.
Но у нас мононациональная республика, ингуши все друг друга знают от одного края до другого. До пятнадцатого поколения мы знаем все обо всех – кто на что способен. Наше отличие от всех субъектов России заключается в том, что самые честные демократические выборы можно провести именно в Ингушетии.
Надеясь на это, мы отказались от митинга, а теперь Парламент Республики принял такое решение, что в итоге все чиновники остаются на тех же самых местах! Это самое страшное, что могло случиться. Мы потеряли все надежды на позитивные перемены в жизни общества.
Именно поэтому мы твердо стоим на том, что в Ингушетии необходимо провести честные прямые демократические выборы главы республики. А без этого, одними арестами отдельно взятых коррупционеров абсолютно ничего не изменить. В очень плачевной ситуации сейчас находится Ингушетия.
Митинг в Ингушетии
Есть ли у того общественного движения, или у организаций входящих в это движение, собственное видение того, как должна развиваться республика? Есть ли собственная общественная и политическая программа?
У нас есть конкретные предложения и конкретные факты. Если власть сменится, народу дадут возможность выбрать достойного главу республики, при нынешнем финансировании можно исправить экономическую, социальную и общественно-политическую ситуацию в Республике Ингушетия за один-два года.
Митинг протеста жителей Ингушетии против убийств и покушений в республике
Расскажите о причинах, которые заставили ингушскую общественность начать выступать за отставку прежнего президента республики Мурата Зязикова.
Это были самые болезненные республики – похищения молодых людей, бессудные казни, тотальная коррупция, казнокрадство.
Какие силы, какие организации и какие фигуры выступали за отставку Зязикова в самом начале этого процесса?
Серьезных оппозиционных сил, кроме Мехк Кхел в Ингушетии нет. Именно эта организация, выступающая от имени народа, переживающая за будущее своей республики обладает немалым весом в республике.
Какими методами ингушская общественность пыталась требовать отставки Зязикова? Митингами, заявлениями, сбором подписей, голодовками?
Посредством митингов.
Голодовка ингушских старейшин
Какими методами власти противостояли нарастающему оппозиционному движению? Разгоняли ли они митинги? Преследовали ли активистов движения?
Сколько бы мы ни подавали заявок на проведение митингов, нам не разрешали их проводить. С нами отказывались согласовывать запланированные акции. Просто не принимали заявки – ни на городском уровне, ни на республиканском.
Даже работники почтовой службы отказывались принимать у нас письма, узнав, что мы подаем заявку на митинг. А после проведения пикетов, домой к участникам приходили силовые структуры, оказывали давление, угрожали.
А когда начали проводить голодовку, около тысячи человек изъявили желание проводить митинг, то поступила информация, что на месте сбора якобы заложена мина.
Сразу же приехали сотрудники силовых структур, силой забрали всех и некоторым дали по 15 суток ареста за то, что они просто мирно решили провести голодовку.
Всячески оказывалось давление на активистов и участников протеста. Возбуждались уголовные дела, их родственников начали увольнять с работы. Весь чиновничий аппарат республики был брошен против членов общественного движения.
Мы знаем, что ингушское общественное движение потеряло несколько своих лидеров, которые были убиты. Что это были за люди? Как это произошло?
Ингуши потеряли на этом пути много достойных сыновей – Магомед Евлоев, Макшарип Аушев, Султангерей Хашагульгов… Они проявляли себя очень порядочно и патриотично. Их убили абсолютно ни за что.
А так, я не могу сказать, что против нас открыта некая война. Но давление, несомненно, оказывается. Через родственников, тейпов, односельчан, пытаются всячески запугать.
На ваш взгляд, возможно ли сегодня на Кавказе протестным общественным движениям добиваться справедливости от коррумпированных представителей власти без таких тяжелых потерь и человеческих жертв?
Да, конечно, можно. Если сейчас нам дадут разрешение выйти на митинг, очень много людей пожелают принять в нем участие. Но на несанкционированный митинг выводить людей я лично не буду, даже если хоть десять тысяч человек изъявят желание принять в нем участие.
Потому что на этом митинге вполне возможны провокации, кого-то могут убить. А потом на мне сто лет будет пятно. Показывая на меня, люди будут говорить, что он вывел людей на митинг, а из-за него некоторые там были убиты.
Это самое опасное, чего можно ожидать. А так, ингуши за свою жизнь не боятся, есть лишь опасения в, такого рода, провокациях и обвинениях.
Магомед Евлоев
Как потеря лидеров протестного движения повлияла на решимость ингушской общественности и дальше добиваться своих целей? Прибавило ли это людям решимости, или наоборот привело к росту отчаяния в их рядах?
Это прибавило людям силы, способствовало росту недовольства по отношению к республиканским и федеральным чиновникам. На свадьбах, похоронах, - везде, где бы мы ни встречались, из ста человек 99 одобряет наши действия. Поддерживают нашу позицию.
Сегодня, по прошествии стольких лет общественной борьбы за справедливость и правопорядок в республике, какие методы этой борьбы вы можете назвать самыми эффективными - митинги? Сборы подписей? Работу через традиционные общественные структуры - тейпы и вирды?
Митинги в условиях Ингушетии я не поддерживаю, потому что это сопряжено с большими опасностями. Возможны провокации, которые могут провалить все дело и привести к трагедии, порче межтейповых отношений.
Похороны Магомеда Евлоева
Для ингушского народа самым эффективным методом я вижу активизацию деятельности тейповых советов. Тейпы собираются, избирают председателя Совета тейпа. Три-четыре тейпа уже прошли этот этап, из них два тейпа избрали председателя Совета тейпа, которые сегодня уже являются сопредседателя Мехк Кхела.
Если эта волна пройдет и по другим ингушским тейпам, то в течение двух-трех месяцев можно будет пройти всю Ингушетию, и через этих председателей советов тейпов можно будет учредить Съезд всех тейпов, всего ингушского народа. Они изберут и депутатов парламента республики, и руководителя, и любого депутата Госдумы.
Макшарип Аушев
Благодаря этому органу можно будет решить любой вопрос в Ингушетии в течение нескольких часов. Если этот процесс пройдет у нас до конца, то это будет самый эффективный метод самоуправления. 95% всех наших проблем можно будет решить именно через тейповые советы.
Тейповый совет, если из их числа министр имеет портфель в правительстве, может в любой момент ему дать задание. Если же он не послушается их, то его могут исключить из тейпа, а это самый большой позор для ингуша.
Любого духовного или политического лидера из своего числа тейпы смогут моментально отозвать. Это будет универсальный метод решения проблем в республике.
За последние 10 с лишним лет власти делают все возможное для того, чтобы нивелировать значение тейповых советов, а заменить его стараются всяческими Советами при властных органах, в которые будут входить свои люди, лояльные к власти.
Акция протеста против убийств и покушений в республике Ингушетия
Как строилась информационная работа ингушского общественного движения? Ведь влияние интернета ограничено в сельской местности и даже городах наших республик. Как вы работали с населением - через какие информационные каналы? Через газеты? Листовки?
У нас существует своя специфика в этом отношении. Члены Высшего совета Мехк кхела – 22 человека. За каждым из них стоит по 10 человек, за каждым из них стоят еще по 10 человек. Получается, что за каждым членом Высшего Совета стоит сто человек – итого у нас 2200 человек в совокупности.
Это моментом охватывает всю Ингушетию, у всех есть родственники. Поэтому метод информирования у нас опирается на сам народ, без привлечения информационных технологий. Но и о них мы не забываем, есть телефоны, газеты, интернет-ресурсы.
Но, все же, тейповая система – это самый краеугольный камень в Ингушетии. Исторически у нас никогда не было князей, ханов, беков, мы все были равны. Наши предки всегда проводили тейповые выборы, посредством которого у нас реализовывались принципы демократии.
Что нам надо сейчас – так это просто вернуться к своим обычаям. И тогда все затормозившиеся вопросы сдвинутся с мертвой точки и, несомненно, будут решены.
Султангерей Хашагульгов
Поддерживало ли ингушское общественное движения общественные движения других народов - к примеру, черкесов, балкарцев, дагестанских народов?
Да, конечно, Мехк Кхел имеет тесные связи со всеми народами бывшего СССР, подвергшимися репрессиям. Их представители приезжают к нам, а наши – к ним. Мы ездили в Калмыкию, Чечню, Карачаево-Черкессию, Кабардино-Балкарию. В Крыму проводили конференцию.
У нас имеются связи с репрессированными народами даже из Европы. Мы держим контакты с различными диаспорами, общественными движениями, правозащитными организациями.
Но особенно тесные отношения у нас сложились с репрессированными народами. Общая беда сплотила нас, мы солидарны друг с другом. Таким образом, мы поддерживаем связи с крымскими татарами, немцами, карачаево-балкарцами, чеченцами, калмыками.
Что вы знаете о лезгинском национальном движении? О его целях и проблемах? Знаете ли вы о проблеме разделенности лезгинского народа и его постепенной целенаправленной ассимиляции в Азербайджане?
Мы понимаем вашу боль, лезгины – это древний, коренной народ Кавказа. Он разделен между двумя государствами. А так, относительно лезгинских национальных, общественных организаций мы информацией не владеем.
Макшарип Аушев и Муса Плиев
Знаете ли вы о навязывании властями Азербайджана своей политики не только внутри своей страны, но уже и в южных районах Дагестана?
Мы частично в курсе об этой проблеме, знаем, что такой вопрос стоит на сегодняшний день в регионе. В сложившейся ситуации в Азербайджане идут ассимиляционные процессы среди лезгин.
А так, когда общих контактов нет, люди не встречаются, не переписываемся друг с другом, откуда мы будем знать об идущих в регионе процессах детально. Кавказской общественности нужно интегрироваться для продвижения по этому вопросу.
Азербайджанского государства еще не было в проекте, когда уже сложился лезгинский народ, определились черты лезгинской идентичности.
Похороны Макшарипа Аушева
Что бы Вы пожелали представителям лезгинского общественного движения?
Я желаю успехов лезгинскому народу, объединения разделенного по живому народа, тем более, что лезгины живут на своих исторических землях. Два государства – Россия и Азербайджан должны решить вопросы, мешающие полноценному развитию и коммуникации, внутреннему сообщению лезгинского народа.
Ильяс Букаров
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Возможно Вам будут интересны:
Борьба с коррупцией. Ингушская модель
ЕСПЧ обязал Россию выплатить компенсацию родным убитого ингушского правозащитника
Протест против пыток и публикации фото арестованных
Руслан Аушев заявил о намерении участвовать в выборах главы Ингушетии
Общественная палата РФ требует расследовать преследования мусульман в Северной Осетии и Дагестане