Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

От печати Асвагена до родного языка

ФЛНКА провела Круглый стол по символике и сохранению культурного наследия

Истинное происхождение печати албанского царя Асвагена, вынесенной на флаг ФЛНКА, степень зависимости албанского престола от соседних держав того периода, а также вопросы сохранения лезгинского языка обсудили на днях в офисе ФЛНКА на круглом столе, посвященном актуальным вопросам деятельности организации.

В нем приняли участие: академик РАН Абдусалам Гусейнов, Президент ФЛНКА Ариф Керимов, члены Совета ФЛНКА Мамед Абасов, Энвер Кисриев, Руслан Курбанов, Сабир Мамедов, Амиль Саркаров, Альберт Шамсудинов, руководитель контрольно-ревизионной комиссии ФЛНКА Шихмагомед Мурсалов, члены Совета «НКА «Московские лезгины» Низами Абдулгамидов и Фазиль Гаджиев, а также руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов.

Спасение языка

Первой темой, которую обсудили на «круглом столе» стал проект научно-практической конференции о состоянии лезгинских языков, совершенствовании их изучения и преподавания и меры по повышению роли родных языков в жизни лезгинских народов.

Президент ФЛНКА Ариф Керимов сообщил, что проблемы сохранения родного языка и культуры являются приоритетными направлениями деятельности организации. ФЛНКА планирует издавать учебно-методические пособия и научные труды, необходимые для учебного процесса.

Амиль Саркаров кратко рассказал о подготовительном этапе, который начала вести ФЛНКА. В настоящий момент составлен предварительный список специалистов и экспертов, которые необходимо привлечь к проведению научно-практической конференции.

Также среди первоочередных задач – уточнение темы конференции и ее целей, а также времени и места проведения. Наибольший интерес по этой теме на круглом столе вызвала полемика вокруг того, кто из специалистов должен в первую очередь участвовать в работе конференции.

Все озвученные имена ученых из лезгинской среды входили в предварительный список: Гамидуллах Магомедов, Ахмедулла Гюльмагомедов, Курбан Акимов, Фейзудин Нагиев, Нариман Абдулмуталибов, Фаида Ганиева.

В ходе дискуссии большинство участников сошлись на том, чтобы конференция была проведена в Дербенте. В качестве альтернативного места проведения Низами Абдулгамидов предложил выбрать с. Касумкент.

Но данное предложение не нашло поддержки. Наиболее подходящим временем для проведения конференции была выбрана первая половина лета, удобная для представителей научного сообщества.

Энвер Кисриев

Энвер Кисриев обратил внимание участников круглого стола на важность практических мер, направленных на расширение сферы применения лезгинских языков, и сформулировал рабочее название конференции: «Проблемы сохранения и расширения социальных функций лезгинских языков».

Энвер Кисриев предложил не торопиться с составлением программы конференции, а в течение месяца собрать мнения специалистов по лезгинскому языку, а также предложения от представителей широкой общественности. Затем создать оргкомитет, выбрать дату и место проведения конференции и начать подготовку к ней.

Дискуссия по флагу

Второй темой круглого стола стала дискуссия, развернувшаяся вокруг флага ФЛНКА. Президент ФЛНКА Ариф Керимов подробно рассказал собравшимся о всех этапах конкурса символики ФЛНКА и процедурах их сопровождавших, и ответил на все вопросы участников круглого стола.

Тем не менее, из-за того, что вопрос, связанный с ним, вызвал определенную дискуссию в лезгинской среде, то было принято решение обсудить его с теми, кто обратился в ФЛНКА в связи с разными мнениями по поводу изображения «лунной колесницы» на флаге организации.

Он напомнил, что информация об этом была размещена на сайте ФЛНКА в декабре прошлого года, но никто до самых последних дней не обращался непосредственно в организацию.

По этому вопросу выступил также Энвер Кисриев. Его позиция заключалась в том, что любая символика обретает свой смысл в головах людей и ее непосредственная форма не обязательно соответствует тому содержанию, которое в нее вкладывают.

Чрезмерное увлечение данным вопросом, по мнению Энвера Кисриева, сродни фетишизму. Он настаивал на том, что флаг ФЛНКА, прошедший все необходимые процедуры и утвержденный Советом, не нужно изменять и корректировать.

Затем выступил Аликбер Аликберов, представивший существующие научные подходы к интерпретации символа т.н. «лунной колесницы» - центрального элемента геммы-печати албанского царя Асвагена.

Он поддержал позицию Энвера Кисриева в том, что нападки на ФЛНКА в связи с принятием ею собственного флага неуместны, так как организация сама должна решать данный вопрос.

При этом он отметил, что перед обсуждениемэтого символана ФЛНКА была организована дискуссия специалистов с участием Муртузали Гаджиева, Эдуарда Хуршудяна, Александра Никитина как раз по этой теме.

Старший научный сотрудник ГосударственногоЭрмитажа, известный специалист по глиптике Александр Никитин высказал такое мнение: «Мы, чаще всего, просто не знаем, какой смысл древние вкладывали в свою символику. Так называемая лунная колесница – откровенная тамга, явление даже не индоевропейское, а просто евразийское».

«Понятно, что родовые знаки на сасанидских печатях, на изображенных на них головных уборах владельцев, строились по определенной схеме: горизонтальная основа с ножками той или иной степени сложности и вертикальное ответвление, включающие разные символы (крест, круг, полумесяц).

Та же схема у кушанских тамг, имеющих, вероятнее всего тохарское (т.е. евразийское) происхождение, поскольку до кушан в Бактрии ничего такого не было.

Были попытки представить эти тамги в виде схемы из двух развернутых лошадок (тяни-толкай), увенчанных мировым деревом. Возможно, но недоказуемо. Достоверно привязывается особая тамга к роду Аршакидов (круг на подставке), но до рубежа н.э. она нигде не присутствует».

И далее: «Столь же вероятно, что и у кавказских народов были похожие свои тамги, так что появление иранцев с похожей геральдикой удивления у них не вызывало».

Аликбер Аликберов подчеркнул, что, несмотря на парфянское происхождение, Аршакиды являются династией албанских царей и так называемая «лунная колесница» является единственным известным политическим символом в древней истории лезгинских народов.

Низами Абдулгамидов, ссылаясь на дагестанского ученого Муртузали Гаджиева, настаивал на том, что данный знак является символом династии Сасанидов и его воспроизводили также вассальные государства, располагавшиеся на северной периферии Иранского государства, подчеркивая тем самым свое династическое родство с ним.

Аликбер Аликберов и Низами Абдулгамидов

Отвечая на то, что этот знак является символом вассальной зависимости Албании от Сасанидов, Аликбер Аликберов отметил: «Мы не должны переносить на древность наши сегодняшние представления о зависимости и независимости. Надо опираться прежде всего на юридические нормы и установления того времени.

У албанского царя были все регалии самостоятельного правителя. В период царствования Асвагена, сделавшего христианство государственной религией, Кавказская Албания не была частью Сасанидского государства, его марзпанством. Это произойдет гораздо позже, только после сасанидской аннексии этой территории».

 Итоговое слово академика

В конце слово было предоставлено академику Абдусаламу Гусейнову, который отметил, что споры вокруг принятия символики могут быть бесконечными. Приведя пример из своей рабочей практики, Абдусалам Гусейнов подчеркнул, что любой утвержденный символ впоследствии, как правило, вполне благосклонно принимается большинством вчерашних спорщиков.

В данном случае, особенно после включения ФЛНКА в состав Организации непредставленных народов, по мнению академика, нужно исходить из того, что флаг ФЛНКА в дальнейшем может стать флагом всего лезгинского народа, поэтому более широкое обсуждение флага уместно.

Отмечая, что сами факты наличия албанского государства и принадлежности предков лезгин к этому государству являются более или менее достоверными и данные факты стали своего рода основанием для идентичности лезгин на нынешнем этапе, академик Гусейнов задал риторический вопрос: «Какой еще имеется символ, наподобие царской печати, который имел бы безусловное значение для лезгин?»

Комментируя позицию Абдулгамидова, академик Гусейнов выразил следующие мысли:

«Если придерживаться чисто научного принципа мы никогда не придем к какому-то общему мнению».

Он обратил внимание также на текст из работы Муртузали Гаджиева, который процитировал Низами Абдулгамидов, обосновывая вассальную принадлежность Кавказской Албании к Сасанидскому Ирану.

В нем Гусейнов отметил использование сослагательного наклонения дагестанским ученым, который нигде не делал однозначного утверждения. Существенным же на взгляд Абдусалама Гусейнова является тот факт, что данный знак существовал, и он зафиксирован у конкретного албанского царя.

И это является достаточным основанием для его выбора: «Нигде никогда так не было, чтобы символика государственная, любая другая вещь, которая организует публичное пространство были следствием каких-то точно установленных научных истин».

«У других народов и государств есть национальные символы, которые выдуманы, сфабрикованы, но которые при этом стали реальными мифами и символами, вокруг которых сплачивались народы. А в случае с лезгинами обсуждаемый символ – печать царя Асвагена обладает высокой степенью исторической достоверности», - сказал он.

Со слов академика, за спорами о символе стоит что-то другое, рассогласованность в лезгинской среде, в сообществе интеллектуалов, которые выступают от его имени. Единственное, что он предложил внести дополнительно в утвержденный макет флага, чтобы закончить все споры – круг, окаймляющий сам символ, и могущий сделать более эстетичным центральный знак и добавить дополнительный смысл (круг, как солярный символ).

Абдусалам Гусейнов и Ариф Керимов

Решение и обращение

Большинство собравшихся согласилось с доводами академика Гусейнова. Итоги круглого стола будут рассмотрены на очередном заседании Совета ФЛНКА. Начата подготовка к проведению конференции по лезгинским языкам.

В этой связи ФЛНКА обращается ко всем, кто интересуется этой проблематикой выслать свои предложения и вопросы до конца марта 2013 года, которые будут учитываться при составлении программы научно-практической конференции, разработке проектов по совершенствованию изучения и преподавания лезгинских языков и меры по повышению роли родных языков в жизни лезгинских народов.

.

Исполнительный комитет ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Осеннее заседание Совета

Вышел сборник материалов научно-практической конференции «Пути сохранения, изучения и развития родного (лезгинского) языка»

Круглый стол в ФЛНКА

Ариф Керимов: «Об итогах поездки делегации ФЛНКА в Женеву»

Ученые поддержали проект лезгинско-аварской конференции и проект целевого обучения лезгинской молодежи

Комментарии (43)
Комментарий #23, дата: 02 март 2013 14:08
Цитата: Doc
"В цветовой гамме флага ФЛНКА, скопированного с молодежного ВЕБ-варианта, все это нашло просто прекрасное отражение, абсолютно в этом убежден."
Вы не совсем правильно поняли мое предыдущее сообщение. Во второй его части речь шла не о флаге ФЛНКА, а о концепции разработки общенациональной символики (герб, флаг и т.д.).
Что касается флага ФЛНКА, то я уже высказал свое мнение. Если верить Вашему сообщению, могу лишь дополнить, что я, видимо наивно полагал, что такими отвественными и не совсем простыми вещами, как разработка, и принятие символики Федеральной общественной лезгинской организации должны заниматься прежде всего аксакалы (как говорят у нас на Кавказе), естественно с учетом мнений и пожаланий более юных соплеменников, а не наоборот. Вы, в своем сообщении утверждаете, что все было наоборот. Если это так, то печально..
Обратите внимание на слова разработка и с учетом. В данном случае они ключевые.

Если Вам начну говорить про печали...
Кто в Вашем понимании "аксакал" в моем понимании может оказаться ополоумевшим ученым, кто патриот - тот самым настоящим московский маргиналом, религиозный деятель - экстремистом-радикалом и тд. И также с точностью наоборот.
А самая главная печаль, повторюсь, что этот спор бесконечен........................

Комментарий #22, дата: 02 март 2013 13:51
"В цветовой гамме флага ФЛНКА, скопированного с молодежного ВЕБ-варианта, все это нашло просто прекрасное отражение, абсолютно в этом убежден."

Вы не совсем правильно поняли мое предыдущее сообщение. Во второй его части речь шла не о флаге ФЛНКА, а о концепции разработки общенациональной символики (герб, флаг и т.д.).

Что касается флага ФЛНКА, то я уже высказал свое мнение. Если верить Вашему сообщению, могу лишь дополнить, что я, видимо наивно полагал, что такими отвественными и не совсем простыми вещами, как разработка, и принятие символики Федеральной общественной лезгинской организации должны заниматься прежде всего аксакалы (как говорят у нас на Кавказе), естественно с учетом мнений и пожаланий более юных соплеменников, а не наоборот. Вы, в своем сообщении утверждаете, что все было наоборот. Если это так, то печально..
Обратите внимание на слова разработка и с учетом. В данном случае они ключевые.

Комментарий #21, дата: 02 март 2013 12:46
Цитата: Doc
. Элементы флага и герба народа, должны отражать мировосприятие, культуру, философию и саму этническую суть наших ПРЕДКОВ! Народ (нация)- это индивидуальная единица, несущая в себе и сохраняющая для последующих поколений СВОИ этнокультурные ценности, достижения, внесшие вклад в культуру, науку и историю всего человечества в целом. Это своего рода визитная карточка, если хотите лицо нации. У каждого народа есть свои, так называемые этнобренды являющиеся достоянием мировой культуры.
Следовательно, разработка национальной символики, должна опираться на эти основополагающие, стержневые элементы..

В цветовой гамме флага ФЛНКА, скопированного с молодежного ВЕБ-варианта, все это нашло просто прекрасное отражение, абсолютно в этом убежден.
А спор этот по символике без конца и края, поскольку на каждый цвет и вкус - свои друзья, ну и, конечно же, размножение этой символики (ничего другого там нет) - благороднейшее лезгинское занятие.

Комментарий #20, дата: 02 март 2013 12:21
На мой взгляд, ФЛНКА не совсем удачно попытались "застолбить" право нашего и других близкородственых народов на историческое наследие этого древнего государства (К.А.). Другое дело, проведение в Москве в 2007 г. международного научного симпозиума по данной тематике. За это огромное спасибо! Думаю, именно подобными действиями, ФЛНКА в итоге сможет поставить окончательную точку в данном вопоросе.
Что касается идеи разработки общенационального флага и герба, то мне импанирует статья Низами Абдулгамидова, кстати, являющегося автором слов к песне "Зи хайи чил". Элементы флага и герба народа, должны отражать мировосприятие, культуру, философию и саму этническую суть наших ПРЕДКОВ! Народ (нация)- это индивидуальная единица, несущая в себе и сохраняющая для последующих поколений СВОИ этнокультурные ценности, достижения, внесшие вклад в культуру, науку и историю всего человечества в целом. Это своего рода визитная карточка, если хотите лицо нации. У каждого народа есть свои, так называемые этнобренды являющиеся достоянием мировой культуры.
Следовательно, разработка национальной символики, должна опираться на эти основополагающие, стержневые элементы.

Комментарий #19, дата: 01 март 2013 23:19
Timur2008,
Что делает ФЛНКА видно по информационной ленте на сайте. надеюсь читаете вы эти материалы.

Комментарий #18, дата: 01 март 2013 22:57
Цитата: СУВАН
ЛНКА, молодцы. В правильном направлении двигаемся, товарищи !Хорошо, что круглый стол провели по флагу. Всем все объяснили, все поняли...несколько активистов одного непопулярного сайта не в счет.
И одного фитнечи из них за этим столом точно не должен был быт


Меня не перестают удивлять подобные комменты, я то понимаю чего к чему ,

а к вам вопрос, что по вашему мнению сделало ФЛКА для лезгин живущих на нашей родине, наши братья вне родины не особо нуждаютья в ФЛНКА, правда есть одна польза от деятельности ФЛНКА "флаг с колесницей" только много ???????????????

к стати вспомните историю про села, и где результат, я так понимаю оссобо и результата никто в ФЛНКА не хотел видеть, я по этому поводу писал в тот момент на этом сайте, объявите призыв к мирному митингу в пооддержку жителей этих сел и что лично я соберу человек 20, но тишина, и что после того, на поклон к царю а вось и мне перепадет чего.

Комментарий #17, дата: 01 март 2013 16:39
juvan
По поводу слова "сочинитель" я извеняюсь за совпадение, а под этим выражением я имел в виду мысль между строк за сочинение то есть выдумывание истории и давая оценки давнему историческому времени вассала и вассальства своими личными выводами. А по поводу личности у меня нет притензий ни к кому. Так что я даже и не знал что Абдулгамидов что то там сочиняет, это совпадение.

Комментарий #16, дата: 01 март 2013 16:16
Цитата: Juvan
На каком языке говорил царь Асваген? Был ли он лезгином? Зачем лезть в дела, которые неясны?

Как раз все ясно: на печати, из-за которой сыр-бор загорелся, написано "Асваген, шах Аррана". Как вы думаете, на каком языке? Правильно, на родном языке его матери и его отца - на так называемом среднеперсидском...

Комментарий #15, дата: 01 март 2013 16:10
Цитата: Juvan
vehfl70,
Нельзя так. За одну только песню Зи хайи чил, Абдулгамидову надо сказать большое спасибо. А про великолепные переводы стихов Пушкина на лезгинский язык вы, наверное, и не слышали. Куьреви, спасибо искреннее и от души.

Конечно, спасибо. Даже огромное.
Но давайте отделять творения поэтов, художников, философов от их великого желания заниматься политикой, поскольку и цели, и результаты на политическом поприще в подавляющем большинстве случаев весьма и весьма прозаичны, если не сказать, плачевны. Увы.

Комментарий #14, дата: 01 март 2013 16:09
Непонятна позиция наших деятелей. Зачем делать ставку на «более или менее достоверные факты» и строить дом на сомнительном фундаменте? Кавказская Албания была лезгино-язычным государством, но пока только удинский язык находит в языке этого государства материальное подтверждение. На каком языке говорил царь Асваген? Был ли он лезгином? Зачем лезть в дела, которые неясны? Можно было бы остановиться на символах более приемлемых и знакомых, чем лунная повозка Аршакидов или Сасанидов.



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия