Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Русская девушка в лезгинском поднебесье

В Махачкале, очень близко от берега Каспия, на высоком постаменте, стоит скульптурное изображение скромной женщины с открытой книгой в руке. Так выглядит первый не только в России, но и в мире памятник русской учительнице.

Как ее зовут? Вера Васильевна, Валентина Николаевна, Раиса Марковна, Елена Ивановна, Ольга Сергеевна, Полина Петровна… каждый дагестанец назовет ее по-своему. И, хотя, имена разнятся, образ для всех один и тот же – светлый и благородный.

Человеческий подвиг

Курбанова Валентина Николаевна

Русским учительницам в Дагестане посвящены стихи, о них написаны книги. Но, к сожалению, систематизированных статистических данных о том, сколько же представителей русской интеллигенции за все годы прошлого века приехало и проработало в республике, я так и не нашла.

Картину можно составить только по разрозненным данным разных периодов. Например, по данным на1925 г. в Дагестане работало около 30 учителей, педагогический стаж которых превышал 25 лет.

«Многие из них еще задолго до свершения Октябрьской революции трудились на благо нашей республики. Это немалая цифра для тех лет», – говорит кандидат исторических наук Наида Дибирова. Она знает эту проблему не понаслышке, поскольку ее диссертация была посвящена роли русской интеллигенции в развитии науки и образования в Дагестане в первые годы советской власти.

В те годы в Дагестане не было общего для всех народов языка. Чуть ли не в каждом ауле люди жили обособленно, и говорили, в основном, на понятном только им языке. Ситуация в сфере образования резко осложнилась с началом Великой Отечественной войны.

Многие педагоги тогда, не раздумывая, с оружием в руках ушли защищать свое Отечество. Всего за первые два года войны в действующую армию ушло 3,5 тыс. учителей из Дагестана. Потому в послевоенные 1946-47 годы в дагестанские школы было направлено 450 русских учителей.

А в последующем приток молодых специалистов в республику достигал 1000-1500 человек в год. Подавляющее большинство из русских учительниц – молодые девушки, окончившие учебные заведения и распределенные по местам работы. Знали ли они, куда их направляют? Как выясняется, о республике они имели только смутное представление.

Тоска по родине

Село Курах

Курахский район расположен в горной части южного Дагестана, как здесь говорят, в Юждаге. Деревьев немного, зато есть превосходные пастбища, альпийские луга. Есть тут равнина и головокружительные горы. По склонам сбегают десяток речек, половина из них впадает в реку Курах. Села раскинулись на высоте 1200 метров над уровнем моря и до самого поднебесья- до 2500, чем выше, тем холоднее.

После войны в горные села Дагестана десятками и сотнями приезжали юноши и девушки с русских равнин. Выпускники педагогических училищ ехали в республику по распределению, думали положенные три года пролетят незаметно и они вернутся на родину. Но некоторым суждено было остаться в Дагестане, обрести здесь дом, семью и родных.

Валентина Николаевна Курбанова, в девичестве Гнездилова, из того послевоенного призыва учителей, которых направляли на работу в самые отдаленные уголки страны.

Курская область, Фатежский район. Тихая Родина, светлая Русь у Валентины Николаевны Курбановой осталась только в памяти, и на картине, что висит на видном месте в центре гостиной в ее доме, в Курахе.

-Эта картина, это ваша Родина?

- Да нет, это мне сын привез, он знал, что у меня на Родине тоже красиво и лес. Это он привез, сказал, «мама, это тебе березы, пусть напоминают тебе о твоей родине». Он в Питере, младший мой сын живет...

Ирония судьбы, рожденный в горах один из сыновей Валентины Николаевны живет в Санкт-Петербурге, а вот она, выросшая в среднерусской полосе, уже 60 лет в горах.

 Учительская мобилизация

Курбанова Валентина Николаевна

«Приехал представитель из министерства просвещения, повесил карту и рассказал про Дагестан, сколько районов, сколько наций, что народ в Дагестане очень гостеприимный, очень дружелюбный, вам там будет очень хорошо. Но у нас и выбора то не было, нас просто, как мобилизованных, никуда…ну, по семейным обстоятельствам, может, там и остались человек пять, остальных всех направили в Дагестан, не только из нашего педучилища, но и из соседних районов, целый, наверное, эшелон, привезли нас сюда».

Среди выпускников пединститутов, которых направляли в школы и интернаты отдаленных горных сел, девушек, конечно, было больше. Справлялись с трудом, все непривычно: и суровый климат, и тяжелый быт в горах, и незнание языка, и обычаев. Конечно же многие хотели вернуться обратно.

«Знаете, очень сложно было поработать и уехать отсюда без документов, потому что возвращали опять через суд. Если ты уехала без документов, где ты устроишься. Документы не выдавали. Надо три года отработать, честно и добросовестно».

Трудности, с которыми пришлось столкнуться Валентине Николаевне, оказались неожиданными: многих, даже простейших слов тогдашние ученики просто не знали.

Русский, как иностранный

«Приходилось нести на урок даже вплоть до того, вот несешь хлеб, только наглядности. Раскладывала на столе все. Говорила: «дети, это хлеб, это соль, это вода, это яблоко», потом несколько раз все повторялось, потом записывалось, потом составлялись предложения по этим опорным словам….

- Как иностранный язык…

-Да, да, как иностранный язык…

Постепенно русская учительница привыкала к обстановке, и обучая горских детей русскому языку, присматривалась к местной жизни, узнавала обычаи и историю края, куда ее забросила судьба.

Куда ни посмотришь, горы, облака. Причудливо разбегающиеся тропки. Пейзажи Курахской долины один другого лучше. Не единожды селение Курах, центр всего района, подвергался вражеским нашествиям и разрушениям. Но каждый раз горцы его восстанавливали. И оно снова процветало.

В 1912-году в Курах вошли русские солдаты под командованием генерала Хатунцева. Было образовано Кюринское ханство с резиденцией в Курахе. В том же 12 году здесь, по распоряжению царского правительства открыли первую русскую школу, в двух классах которой начали обучение 24 человека.

Позже ее ученики сыграли немаловажную роль и в судьбе района, и в судьбе молодой советской страны. А этой стране очень нужны были молодые грамотные люди. Поэтому и оказалась здесь Валентина Гнездилова. Хотя было и страшно, и трудно, и по ночам снилась Родина. Но все же она не спешила возвращаться в Курскую область.

Судьба в горах

«Желание, конечно, было, у всех, потихонечку уезжали те, кто мог, но, дело в том, что…я тоже очень хотела, конечно, хотя, у меня была сложная очень семейная доля, маму мою убило молнией, когда я была в девятилетнем возрасте, это был 1938 год, а через два года папу забрали на войну, война началась, и он там погиб, у меня была дома мачеха»

Но это была только одна причина. Вторая причина, по которой Валентина осталась в Курахе оказалась более значительной.

Курбанова Валентина со своим мужем Курбановым Магомед-Эмином

«В это время заканчивает институт, химико-биологический факультет молодой красивый лезгин парень. Он тоже должен был ехать в аспирантуру со своим однокурсником, ну и встретились друг другу на пути. Ну, он в аспирантуру не поехал, одним словом завязалась любовь. Три года, я уезжала, приезжала, наши отношения продолжались. Ну, а потом предложил руку и сердце. Поженились мы в 1951 году, я жила в его большой семье у него, братьев много, сестер, отец, мать, все это было, все это по закону было, не то, что мы сошлись, а как у вас сватают, как одежду справляют, как свадьбу играют. Все эти ритуалы, все это соблюдалось».

Выйдя замуж и родив троих детей, она окончила махачкалинский педагогический институт. Муж работал директором Курахской школы, потом заведующим райотделом народного образования. Он всегда и во всем помогал жене.

«Конечно, давно уже родителей нет, и его нет, мы жили очень мирно, может потому, что я не совсем умела ругаться на лезгинском языке. Ну, одним словом таких у нас столкновений не было».

Взрослые ученики

«Она устраивала нам в своем доме дни рождения, праздники. Это же были тяжелые годы, трудные. Это была интеллигентная семья, муж учитель, сама учительница. И в эту семью она вводила нас, в интеллигентный мир. Мы восприняли это, мы мечтали стать такими же», говорит учительница русского языка Курахской школы номер 2 Фазина Ибрагимова.

«Приятно было ее голос слышать, ее уроки, интересно было как она вела. Я помню, ставили мы некоторые сценки из произведений Пушкина. Я даже главную роль играла, до сих пор я это помню и своим ученикам это говорю», - говорит замдиректора курахской школы номер 2 Гулизар Оруджева.

В горах кажется, будто время застыла, но и сюда, в дальние села постепенно приходит цивилизация. В селении, ставшем родным для Валентины Николаевны, многое изменилось. Куда приведут эти перемены станет ясно со временем.

«Вообще работать стало гораздо-гораздо труднее. Потому что сейчас интернет, сейчас телевизор, сейчас у всех эти мобильники, компьютеры, в библиотеку никто не ногой. Раньше, например, ты даешь список по своему предмету дополнительный, дети бегут в библиотеку, роются, ищут, в школьной не нашли идут в районную. Теперь никто не заглядывает в эту библиотеку».

Максуб Максубов бывший ученик Валентины Николаевны, учитель русского языка и литературы. Преподает в школе в высокогорном селении Хюрехюр того же Курахского района. Сегодня он идет на занятия в последний раз. Здоровье и обстоятельства вынуждают его поступить так, как это сделали многие его односельчане - переехать на равнину.

Выросли и выучились дети Максуба Эмирбековича, но никто из сыновей в горы не вернулся. Потому что жить здесь трудно. Село Хюрехюр находится в 17 километрах от райцентра и на высоте более 2000 метров над уровнем моря. Сейчас здесь осталось около 250 человек. Весной в этой школе прозвучал последний звонок для семерых учеников и начались летние каникулы для единственного первоклашки.

Разница времен

Не привыкшая сидеть без дела Валентина Николаевна разводит цветы, работает в огороде. Теперь для нее 1 сентября день воспоминаний.

«Бывало идешь в школу, тебе на пути «Здрасьте, учительница», некоторые даже забегут вперед и шапку снимут. Ты идешь из школы, эти же лица «Здрасьте, учительница!». Теперь, конечно, идет целая группа молодежи с мобильниками, без учебников. Они не то, что там «Здрасьте», они, наверное, учителя даже на обочину оттеснят.

Мне работалось легко с детьми. Может потому, что я свою профессию любила. И уже когда, выйдя на пенсию не смогла…мне просто первое сентября было очень трудно провести без слез, когда дети идут, когда звонок звенит рядом».

А тем временем, преподавательница английского в республиканском лицее Фатима Зияудиновна Наврузова, одна из лучших учениц Валентины Николаевны, спросила у ребят кто хотел бы стать учителем.

- Амина, ты хочешь стать учителем?

- Скорее нет, чем да.

- Почему?

- Нужно отдавать всю себя, чтобы работать с детьми, и…ну не знаю, я не готова (Амина Шахбанова).

Дмитрий Ли: Если честно, нет. Потому что, чтобы быть учителем нужно иметь строгость элементарную, а я не люблю быть строгим…если не будешь строгим, то просто не будут уважать, будут издеваться.

Анна Логай: В моем понимании учитель это очень сложная профессия и я не могу сказать, что я готова стать учителем.

Тимур Жидков: Учитель должен заслужить уважение среди своих учеников. Но у нас уважение заслужить довольно-таки трудно, а у следующих поколений будет еще сложнее.

Остальные лицеисты тоже не выразили желание стать учителями…

Так, кто же в наши дни станет продолжателем этого учительского подвига в лезгинских горах?

Жасмина Саидова, Гуллера Камилова

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Ушла из жизни русская душа Кураха

Русской учительнице из Кураха вручили медаль от Президента РФ

«Дагестанцы в непокоренном Ленинграде»

Молния: Убийство в Курахе

Презентация превратилась в вечер творчества

Комментарии (3)
Комментарий #3, дата: 03 октябрь 2012 03:07
GORDOST I RADOST KURAHA, ZAMECHATELNJAJ SEMIJA

Комментарий #2, дата: 07 апрель 2012 00:46
Приятно осознавать, что есть такие люди на свете! Дай Бог им здоровья! Значит у нас не все так плохо.

Комментарий #1, дата: 06 апрель 2012 13:46
Валентина Николаевна- Легендарная женщина. К сожалению я не успел стать ее учеником. Но я знаю, что на ее уроках сидели все и обращалась она к ученикам со словами "Чан Аялар". Любят Валю-учительницу (как ее зовут в Курахе) все, даже те кто у нее не учился. Ее дело продолжает дочь Светлана Магамед-Эминовна, преподает в Курахской средней школе №1. Ее внук Руслан Курбанов - известный в России публицист, аналитик, занимается проблемами Кавказа.



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия